Смекни!
smekni.com

Подготовка и разработка экскурсии 2 (стр. 7 из 10)

Только дав все пояснения по наглядному пособию, его можно показать экскурсантам. Во время показа экскурсионного объекта передавать наглядные пособия экскурсантам не рекомендуется, так как это отвлекает их внимание. Количество иллюстраций зависит от продолжительности и темы экскурсии. В экскурсии по городу оно не должно превышать 10-15 штук.

РАССКАЗ ЭКСКУРСОВОДА

Показ в экскурсии неотделим от рассказа экскурсовода. Их сочетание может быть различным. При помощи рассказа экскурсовод акцентирует внимание экскурсантов на объекте, о котором он говорит, а основные знания о внешнем облике объекта, его строении, а порой и протекающих процессах экскурсанты получают в результате собственных наблюдений (например, некоторые приемы показа строения растения в природоведческих экскурсиях).

Этот эффективный воспитательный прием развивает наблюдательность у экскурсантов, активизирует их, но он требует сравнительно больших затрат времени и однородного состава участников экскурсии (например, школьники).

При другой форме сочетания рассказа и показа сведения об объектах экскурсанты получают из словесных сообщений экскурсовода, а показ служит для их конкретизации или подтверждения. Этот прием наиболее часто применяется в, экскурсиях.

Рассказ может строиться на основе как индуктивного (от частного к общему), так и дедуктивного (от общего к частному) принципов.

Освещение подтемы можно начинать с изложения общетеоретических вопросов, используя время переезда от одного объекта к другому. В таком случае показ объекта служит иллюстрацией уже известного экскурсантам положения.

Однако значительно эффективнее прийти к общим положениям на примере анализа экскурсионного объекта. Рассказ экскурсовода, так же как и показ, строится на дидактических принципах, систематичности и последовательности изложения знаний, перехода от известного к неизвестному.

Формы рассказа в экскурсии могут быть различными, однако в основе любой из них должны лежать взаимосвязь, взаимопроникновение рассказа и показа. Рассказ не должен быть самодовлеющим. В экскурсии чаще всего употребляются такие приемы рассказа, как справка, описание или характеристика объекта, объяснение, комментирование.

Экскурсионная справка - сжатое изложение основного фактического материала об объекте. Например, телевизионная башня в Останкине (Москва) построена в 1967 г. Высота башни - 537 м, конструктор Н. Никитин, архитекторы А. Баталов и Д. Бурдин.

Особенно широко применяются справки в многоплановых (обзорных) экскурсиях. Справка должна фиксировать главное и быть лаконичной. В многоплановой (обзорной) экскурсии не следует сообщать экскурсантам много цифр, имен, дат. Выбрав из них наиболее существенные, желательно связать их с материалом, который хорошо известен слушателям.

При значительном числе архитектурных сооружений, включенных в маршрут экскурсии, точную датировку зданий лучше заменять указанием на столетие или десятилетие (для советского времени) постройки. Размеры зданий следует давать лишь при характеристике уникальных сооружений, заменяя их сравнительными данными (например, в два раза выше окружающих зданий и т. д.).

Описание или характеристика объекта

Описание, то есть последовательное перечисление основных качеств и свойств экскурсионного объекта, сочетается с приемом характеристики, то есть выявления наиболее существенных его сторон. Например, телевизионная башня в Останкине входит в комплекс Общесоюзного телецентра имени 50-летия Октября. Она состоит из бетонного ствола высотой 384 м, над которым поднимается огромная металлическая труба - антенна высотой в 50-этажный дом.

Телевизионная башня упирается в землю десятью бетонными опорами, каждая из которых выдерживает нагрузку в. 3,5 тыс. тонн. Скоростные лифты поднимают туристов на смотровые площадки, устроенные на разных уровнях.

До самой верхней надо подниматься 80 секунд. На высоте 320 метров башню обнимает кольцо трехэтажного ресторана "Седьмое небо", в трех его ярусах помещается 300 посетителей, Ресторан медленно вращается вокруг башни. В обычную погоду башня отклоняется по оси в ту или другую сторону на 2 метра, если же налетит ураган, вершина башни может качнуться до 13 метров.

Прием объяснения

Объяснение - прием освещения внутренних связей объекта, выявления причин какого-либо факта, явления. Например, прочность бетонного ствола Останкинской башни достигнута тем, что он армирован 10 тысячами стальных тросов. Устойчивость башни обеспечивается ее особой конструкцией: в основе башни лежит как бы "плавающий" в грунте стилобат, то есть опорная плита, на которую равномерно распределяется колоссальное давление башни.

Наиболее часто прием объяснения применяется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, природоведческих экскурсиях. Важное место этот прием занимает в системе методических приемов, которые используются в экскурсиях со школьниками.

Прием комментирования (репортажа)

В тех случаях, когда объект демонстрируется в процессе развития или движения (движение автотранспорта по городской магистрали, показ машин и механизмов на производстве и т. д.), применяется так называемое комментирование или форма репортажа.

Для него характерны динамичность, быстрая смена зрительных аспектов и самих экскурсионных объектов, что, в свою очередь, обуславливает предельный лаконизм и точность рассказа экскурсовода.

ДВИЖЕНИЕ В ЭКСКУРСИИ

Наряду с показом и рассказом специфику экскурсии составляет движение. При этом имеется в виду не просто перемещение экскурсантов от одного объекта к другому, а роль движения как особого методического приема в процессе экскурсии. С его помощью познается экскурсионный объект и закрепляются знания.

Так, например, обход здания, подъем на гору или искусственное сооружение не только позволяют более правильно представить их размер, высоту и т. д., но и эмоционально обогащают и укрепляют эти представления.

Психологи считают, что благодаря двигательной деятельности человек пристальнее задерживается на деталях вещей, которые ускользают от его взора при одном только зрительном их восприятии. Поэтому в ходе движения экскурсанты воспринимают объект более полно, чем в статичном состоянии. Процесс восприятия при этом складывается из различных ощущений (зрительных, осязательных, слуховых и т. д.).

Однако в основе его лежат зрительные ощущения. Смена ракурсов в движении формирует в сознании экскурсанта многоплановый и более точный образ экскурсионного объекта (здание, памятник, картина), позволяет выявить его функциональные и эстетические связи с окружающей средой, определить оптимальные условия экскурсионного восприятия.

Скорость движения влияет на характер и точность восприятия экскурсантами окружающего пространства. Быстрое перемещение с помощью транспорта по определенным маршрутам позволяет создать единое впечатление от далеко расположенных участков городской застройки, суммируя и сопоставляя разобщенные части города. Тем самым представления об одном и том же городе у экскурсантов, принимавших участие, например, в автобусной и пешеходной экскурсиях, будут различные и могут дополнять друг друга. Кроме того, передвижение экскурсантов означает смену впечатлений, вносит элемент отдыха в процесс познания, а в ходе пешеходной экскурсии составляет приятную физическую нагрузку, которая нередко обладает целебными свойствами (природоведческие экскурсии по заповедникам, паркам, берегам рек, озер, морей и т. д.).

Прием реконструкции

К числу распространенных приемов проведения экскурсии относится так называемый прием реконструкции. Он заключается в воспроизведении события или исторической эпохи путем образного рассказа.

Вот, например, как характеризует экскурсовод обстановку, которая окружала поэта Эдуарда Багрицкого в Одессе: "Представьте себе, что вы подходите к этой двери, спускаетесь по ступенькам вниз - попадаете в небольшую комнату с темными углами, заставленную громоздкой мебелью. Всюду клетки с птицами. Свист, щебетание, птичий гомон. Высокий, угловатый юноша поднимается навстречу...".

В данном случае экскурсовод применил психологический прием соучастия, с помощью которого он как бы делает экскурсанта действующим лицом определенной ситуации.

Следует помнить, что использование условности и даже фантастичности ситуации (представим, что мы с вами находимся на Красной площади 6 июня 1671 года - в день казни Степана Разина) не снимает с экскурсовода при этом обязанности быть исторически достоверным, основываться на данных науки.

Главным образом прием словесной реконструкции употребляется в тех случаях, когда экскурсионный объект не сохранился или недостаточен для раскрытия темы. Этот прием помогает экскурсантам представить объект в первоначальном виде, отделяет позднейшие изменения, перестройки, реконструкции и т. д. или, напротив, позволяет вообразить, каким будет объект в будущем.

Так, например, показывая одно из наиболее интересных сооружений конца XVII в. - Лефортовский дворец в Москве (2-я Бауманская ул., д. 1), экскурсовод предлагает последовательно представить себе старую часть здания без позднее построенного парадного двора с замкнутой аркадой нижних этажей прямоугольных корпусов и торжественным въездом в виде триумфальной арки, вызвать в воображении стену здания не желтого, а красного цвета, без водосточных труб, без штукатурки, вместо громадных застекленных окон небольшие оконца, в которые вставлена слюда, белокаменные фронтоны, четко выделяющиеся на фоне красного кирпича, высокую шатровую кровлю с флюгерами вместо позднейшей двускатной крыши и т. д.

Так в воображении экскурсантов предстает первоначальный облик построенного зодчим Д. Аксамитовым в 1697- 1699 гг. здания, в котором старые мотивы сочетались с новыми элементами архитектуры.