И таких парков в мире становиться все больше. Например, «Санта-парк» – первый и единственный пока тематический парк за полярным кругом, который открыт в 1999 г. недалеко от столицы Лапландии – Рованиеми. Основа парка – развлекательный центр, построенный в глубине гигантской пещеры «Сювянсенваара». Попасть туда можно через празднично украшенные ворота по сказочному тоннелю. Множество живых персонажей окружают посетителей парка. Они своими глазами могут увидеть, как Санта Клаус пролетает на оленях по северному небу над своими владениями.
Такие же интересные программы мы можем наблюдать в испанском парке «Порт Авентура», во многих немецких, британских и других тематических анимационных парках разных стран.
Во многих странах программы посещения тематических парков уже выделились в отдельный вид туризма. Вокруг мест развлечения обычно формируется сеть индустрии гостеприимства, получающая достаточно высокие доходы.
По свидетельству зарубежных туроператоров, посещаемость тематических парков увеличивается год от года. Если раньше основная масса посетителей покупала билеты самостоятельно у входа, то в последнее время посещение парков все чаще включается в состав турпакетов.
Одно из направлений анимации в туристской индустрии – этошоу-музеи, т.е. музеи с живыми персонажами экспонируемой эпохи. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду)[ 39, c.15-21].
Не менее интересен музей под открытым небом «Скансен», расположенный в шведской столице – Стокгольме. Это – фольклорная шведская деревушка, где в старинных городских и деревенских домах, перевезенных сюда из разных регионов Швеции, можно увидеть интересные сувениры и народные ремесла, а на улицах «Скансена» - встретить прохожих в старинной шведской одежде.
Костюмированные туры – еще одно авангардное направление анимационного туризма. Такими турами могут считаться, например, туры с отдыхом на американском ранчо, где туристы получают одежду, снаряжение ковбоев, обучаются под руководством опытных инструкторов езде на лошади и ковбойскому мастерству, полностью погружаясь в детство. Максимально приближенная к жизни ковбоев атмосфера, подчеркнутая ковбойской одеждой, пищей и занятиями, способствует этому.
В Вене традиционно проводятся профессиональные балы, которые могут посетить и туристы. Баллы офицеров вооруженных сил Австрии, фармацевтов, охотников, кондитеров, прачек. Посетители этих баллов смогут взять на прокат платья и костюмы, стилизованные под ХIХ век. Такого рода туры вызывают большой интерес у туристов. Они могут быть организованны на базе любой усадьбы или замка. Нужно только проявить смекалку и фантазию.
Анимация спортивных или этнофольклорных туров, приключенческих или хобби-туровимеет специфический по сценарию и реквизиту характер.
Однако общее здесь – оживление программы путем непосредственного включения туриста в действие.
Другое направление – это непосредственная анимация отдыха туристов в гостиницах и центрах отдыха (курортах).
Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки. Основная задача этих работников – не дать людям соскучиться. Чаще всего аниматоры встречаются в клубах типа all inclusive. Днем туристы могут видеть проводящих спортивные программы, вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, также привлекая поучаствовать туристов. В качестве формы аниматоры обычно имеют яркие футболки с логотипом отеля или клуба, где они работают, позволяющие туристам видеть их из далека и узнавать выделяя из толпы туристов. На футболке – карточка с именем аниматора и флагами стран, языками которых он владеет. Такие работники приветливы, здороваются с туристом как со старым знакомым, хорошая память на лица – их профессиональная обязанность, а также знание иностранных языков.
Как хороший пример работы аниматоров можно привести такую работу на курортах системы «Club Med».
Пятьдесят лет назад французский путешественник и заядлый турист Жерар Блитц положил начало новой системе клубных отелей. Летом 1950 г. он отправился на отдых со своим бельгийским другом. На берегу моря они поставили палатку и на протяжении всего отпуска развлекались водными и спортивными развлечениями. Вдохновившись отлично проведенными каникулами, Жерар решил создать клубный городок для отдыха, где туристам были предоставлены развлечения, шоу программы и занятия спортом. Помимо спортивных и культурных развлечений, важное достоинство городков «Club Med» - отличное питание, как правило, шведский стол. Все они работают по системе «все включено». Сейчас «Club Med» представлен на пяти континентах, где расположено 120 городков клубного отдыха. Ежегодно более 1,5 млн. туристов отдыхает в резиденциях «Club Med». Аниматоры «Club Med» отличаются универсальными знаниями и умениями. Они должны не только быть молоды и энергичны и знать как минимум два иностранных языка, но и быть коммуникабельными, артистичными. Здесь изобрели особую должность – GO (джи оу) – сокращение от французского Gentils Organisateurs – «милые организаторы». Главная задача GO – создавать ту особую атмосферу свободы и естественности, которой отличаются все городки «Club Med». Если за столиком в баре заскучали, непременно подсядет GO, затеет непринужденный разговор. У них всегда припасена шутка, какая-нибудь интересная затея. Кстати, и клиентов «Club Med» именуют по-особобому, уважительно – GM (джи эм) – сокращение от Gentis Membres – «милые члены клуба». Благодаря аниматорам, представляющим 80 стран, отдых в любом городке «Club Med» превращается в сплошной праздник [ 13,c.26].
Одним из самых старых напралений анимации являются карнавалы и шоу-маскарады.
Карнавал - от итальянского Саrnevа1е, от латинского carno - мясо, vа1е - здравствуй. В католических странах первоначально время от дня Богоявления до чистой среды (на первой неделе великого поста). В разных странах разная продолжительность: в Венеции со дня Св. Стефана, в Риме - 11 дней до чистой среды, в Милане - до воскресного инвокавита, на Рейне - 8 дней. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). Карнавал - от латинского carrus navalis – потешная колесница, корабль праздничных процессий, вид народных гуляний с уличными шествиями, театральными играми, проходит под открытым небом. Истоки в языческих обрядах, связанных со сменой времен года, в весенних сельскохозяйственных и ярмарочных праздниках. Название утверждается в Италии в конце XIII века, с карнавалом связан народный итальянский театр XVI века - комедия масок (дель арте), в России - масленица.
Карнавальное движение в мире переживает сегодня подлинный ренессанс: карнавалы появляются даже в таких «некарнавальных» странах, как, например, Япония или Финляндия. Современные карнавалы развиваются по двум исторически сложившимся направлениям – европейское (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибское (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием негро-африканской культуры).
Специалисты выделяют 11 различных типов традиционных карнавалов. Крупнейшие карнавалы с использованием грандиозных аллегорических конструкций и гигантских платформ находятся в городах Виареджио и Путиньяно (Италия), а также на Мальте и в Ницце (Франция). Самые грандиозные марди-гра-карнавалы проходят в Новом Орлеане (США), Патрасе (Греция), Санта Круз де Тенерифе (Испания), Колоне (Германия), Ден Боше (Голландия), Алосте (Бельгия), Риеке (Хорватия), в Базеле и Цюрихе (Швейцария), Данкеркью (Франция).
Самые красочные карибские и самба-карнавалы в Рио-де-Жанейро и Сальвадор-де-Бахиа (Бразилия), Тринидаде&Тобаго, НоттингХилле (Англия), Куракао (Антиллы), Корриентесе (Аргентина) и в Баранкуилло (Колумбия). Самые известные масочныё карнавалы (в соответствии с Юлианским календарем) проходят в Пернике (Болгария), Птюе (Словения) и Струмице (Македония).
Происхождение карнавала до конца не выяснено, да и этимология самого слова неясна. Большинство сходятся на том, что древний пра-карнавал приходился на смену сезонов и был аграрным праздником.
Европейский карнавал возник из слияния римских и германских обычаев. Постепенно карнавал «забывал» свои корни и превращался в традиционный праздник радости от встречи весны. Карнавал повсюду в Европе стал предшествовать главному годовому посту-периоду покаяния и голодания. И прежде, чем наступала эта долгая полоса лишений, народ пользовался случаем, чтобы устроить пиршество и вдоволь повеселиться. В период средневековья под давлением духа аскетизма карнавальные традиции получили наиболее яркое развитие и выражение в народной культуре.
Именно в это время карнавал пережил свой расцвет, выработал собственную философию «переворачивания», травестии, насмешки над миром. В эпоху великих географических открытий европейские карнавальные традиции «перешагнули» море и попали на новые континенты. Индейцы и ченокожие-рабы, полюбившие этот праздник, создают его новую, карибскую форму, главным содержанием, «душой» которой становится танец[33, c. 186].
Сегодня в мире все шире распространяется именно карибская форма праздника, отличающаяся простой идеологией и «линейным» принципом организации – все действие строится вокруг шествия школ самбы. В России аналогом европейского карнавала в строгом смысле является масленица. Однако, по разным причинам, масленица, к сожалению, не стала неотъемлемым элементом праздничной городской культуры России. В Европе во второй половине XVII века появляется новая форма празднеств - придворный карнавал. Сохранив лишь форму народной карнавальной традиции, дворцовые увеселения пошли по пути стилизации: маскарады, шествия, аллегории и фейерверки вполне успешно копировали стиль карнавала. Именно этот карнавальный опыт попытался развить и перенести на русскую почву Петр I: карнавал 1721 года по случаю победы в Северной войне, первоапрельские карнавалы, избрание «всешутейшего папы» и пр. Следует отметить, что ряд моментов грандиозных реформ Петра переплетался с карнавальным травестированием и развенчанием (стрижка бород, европейское платье, политес). Новое внедрялось в жизнь первоначально в «потешном» виде. Со временем в России была создана серьезная бюрократическая машина «карнавального производства». Своего размаха карнавалы в России достигли при Екатерине II: карнавал «Торжествующая Минерва», московский карнавал 1775 года по случаю победы в русско-турецкой войне и присоединению Крыма . Русские, а позднее и советские карнавалы сложно назвать подлинно народными, ибо устраивала и финансировала их верховная власть, а публике отводилось место зрителей грандиозных по своим размахам представлений.