Профессиональное мастерство аниматора характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в процессе составления анимационных программ и их реализации. На основании проведенного анализа под «анимационным мастерством» понимается:
- умение составить интересную анимационную программу, соответствующую потребностям и запросам потребителя;
- умение привлечь внимание к данной анимационной программе, заинтересовать потребителя;
- умение учитывать возрастные, психологические, этнические, религиозные и прочие особенности отдыхающих и на основе этого обеспечить индивидуальный дифференцированный подход;
- умение строить свои взаимоотношения с подчиненными и отдыхающими на гуманной, демократической основе;
- умение не теряться в самых трудных и неожиданных ситуациях;
- умение сочетать теоретическую и практическую деятельность;
- умение грамотно использовать в своей работе накопленный в данной сфере опыт и новейшие достижения передовой педагогики, психологии и прочих наук;
- умение разнообразить анимационные программы, анимационные занятия, избегая шаблонности в их организации[10, c.12].
Детская анимация – это самое важное направление во всей анимационной деятельности. Главную роль в детской анимации занимает детский аниматор – это ключевая фигура, так как он должен включать в себя огромное количество качеств, умений и навыков (Таблица 1). Он должен быть хорошим организатором, уметь предвидеть и сглаживать конфликты, неизменно возникающие в детской среде; быть спортсменом, танцором, туристом, певцом, клоуном, фокусником, массовиком-затейником, и любить детей и с уважением относиться к ним.
Немалую роль играют и профессионально-психологические особенности детского специалиста аниматора как педагога, состоящие в возникновении и укреплении в сознании педагогических штампов и шаблонов.
В результате между устаревающим содержанием воспитания и обучения, способами и формами педагогической деятельности, с одной стороны, и новыми требованиями жизни общества - с другой, возникает противоречие.
Его разрешение осуществляется на основе анализа всех сфер жизни нашего общества, выявления новых требований к человеку и данных педагогической науки, необходимых для пересмотра содержания образования и воспитательного процесса, совершенствования форм и методов педагогической деятельности[ 14, c.6].
Таблица 1
Трудограмма аниматора
Составляющие | Описание труда аниматора | |
Предназначение профессии | Организация досуга, создание и реализация досуговых программ | |
Распространенность профессии (типичные для профессии учреждения) | Гостиницы, турбазы и туркомплексы, летние и зимние лагеря отдыха, туроператорские фирмы, бюро путешествий и экскурсий, станции юных туристов, турклубы | |
Предмет труда | Человек | |
Профессиональные знания | Обозначено в квалификационных требованиях | |
Профессиональные умения | Обозначено в квалификационных требованиях | |
Средства труда | Компьютеры с банком типовых сценариев, программ; спецоборудование (для спортивного туризма, для зрелищных мероприятий) | |
Условия труда | Различные в зависимости от направлений деятельности (например, во время экскурсий - в помещении, в транспорте, на открытых площадках) Однако в зависимости от вида, вся анимационная деятельность проходит в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. | |
Организация труда | Составление и реализация досуговых программ, организация и проведение досуговых мероприятий, создание банка типовых сценариев и программ. | |
Продукт труда (или его результат) | Индивидуальные или групповые программы отдыха, которые будут полностью удовлетворять запросы потребителя, что и является критерием его оценки | |
Возможные уровни профес-сионализма и квали-фикационные разряды | 1 уровень - функционеры анимационных мероприятий (экскурсоводы, групповоды, проводники, инструкторы по видам спортивного самодеятельного туризма, методисты). 2 уровень – организаторы туристских мероприятий (слетов, походов, экскурсий, поездок, сборов, эстафет). 3 уровень – менеджеры-специалисты осуществляют управление анимационной деятельностью турпредприятия | |
Обязанности представителя данной профессии | Соблюдение профессиональных этических норм, выполнение должностных функциональных обязанностей. | |
Позитивное влияние данной профессии на человека | В данной профессии могут быть в полной мере реализованы творческие и организаторские способности. | |
Негативные стороны про-фессии | На этапе зарождения данной профессии аниматорами предстоит еще только формирование интеллектуальной базы: банка типовых сценариев и программ, описание методов и форм работы с отдыхающими, обобщение отечествен-ного и зарубежного опыта в организации досуговой деятельности. |
В профессии детского аниматора трудность состоит в том, что работать нередко приходиться с детьми разных возрастных групп и иногда одновременно. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно нравственной зрелости. В современных периодизациях детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения.
В своем становлении ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение девяти месяцев в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального воспитания. Периодизация социальной стадии имеет следующую структуру:
· от рождения до 1 года – раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил к первоначальной адаптации
· от 1 года до 3 лет – собственно младенчество. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.
· от 3 до 6 лет – раннее детство – период перехода из младенчества в детство. Время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода – от рождения до 6 лет – называют еще преддошкольным и дошкольным. Полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7 годам.
· от 6 до 8 лет – собственно детство. В этот период происходит завершение первоначального созревание физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил.
· от 8 до 11 лет – предподростковый период – время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству.
· от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый возраст – новый качественный этап в становлении человека. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении – половое созревание, в психологическом – личное самосознание, сознательное проявление индивидуальности.
· от 14 до 18 лет – юношеский возраст – период завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производственному труду и гражданской ответственности[ 31, c. 97].
В предложенных сценариях и играх, как мне кажется есть то зерно, которое объединит интересы и способности детей всех возрастов. Даже подросток может не иметь такого успеха у зрителей, как пятилетний малыш.
Необходимо отметить, что детский аниматор, с учетом знания психологии и воспитания детей различных возрастных групп, строит свою теорию, свои подходы и методы к созданию детской анимационной программы. Возрастные особенности четко учитываются также при составлении игр и других развлечений для детей.
Каждый возрастной период детской жизни можно рассматривать как своеобразное и полноценное проявление жизненных сил. Детство и юность не только и не просто фазы становления взрослости, но и полноценные циклы осуществления жизни детской индивидуальности, личности. Такой подход требует не каждом этапе полнокровного включения ребенка во все остальные, доступные ему виды деятельности: умственную, трудовую, игровую, общественно полезную, художественную, физкультурную. При этом важно чтобы любая деятельность детей несла на себе печать творчества.
Детская анимация - это прежде всего творческий процесс, и ребенок может проявить себя во всех качествах, которые он не может проявить, например, в школе на занятиях или дома с родителями. Детский аниматор должен заострять внимание на одаренности детей, на их таланте и гениальности, ведь в непринужденной обстановке анимационной программы, будь то спектакль или игра, спортивная программы или любое другое действие, ребенок может проявить себя намного естественней и реальней, чем в обычной жизни. Как известно дети в игре чувствуют себя по-другому, они воспринимают игру за реальность и их переживания намного глубже и правдивее.