Смекни!
smekni.com

Середина Европы. Прага (стр. 10 из 37)

Сады Града

В сады Райский и На Bалех можно попасть с Третьего двора, через калитку с зеленой медной крышей. Этот крошечный портик - одно из немногих сооружений на территории Града, которые Плечник не отреставрировал, а сделал сам; на пленэре он стеснялся меньше. Райский сад (Rajská zahrada) был разбит в 1562 году на насыпях, закрывавших рвы Града. Здесь же в то время находились и императорские бани. Стоящая в садах Матиашова беседка (1617) украшена гербами всех земель, подвластных в ту пору чешской короне. А вот терраса под беседкой в 1924 году построена непосредственно Плечником. Он же притащил в сад и поставил к фонтану эпохи барокко чашу из цельного куска мрамора весом в 40 тонн. От Матиашовой беседки начинается сад На Валех (zahrada Na Valech), где Плечник не удержался и установил еще одну беседку, с видом на город, а за ней - террасу с обелиском на средневековом бастионе. Ниже стоят еще два обелиска - они поставлены по приказанию Фердинанда II на том месте, куда приземлились в 1618 году императорские наместники, выброшенные из окна Чешской канцелярии в Старом королевском дворце.
Еще в садах есть лестница работы Ротмайера, названная в честь Марии Терезии, за ней - ампирная караулка, а еще дальше - зал Бельвю. Функция его и происхождение - те же, что и у беседки На Валех: очень уж хотелось Плечнику, чтобы все отовсюду можно было обозреть. Наконец, на восточном конце сада стоит одинокая ионическая колонна - кто ее тут воздвиг, спрашивать не приходится.
Королевскиe сады (Královská zahrada) разбиты в 1534 году с противоположной, северной стороны Града, там же, где Олений ров, и всегда были самым ухоженным парком Праги. При Габсбургах здесь было что-то вроде ботанического сада, где росли экзотические растения, в том числе первые в Европе тюльпаны, уже отсюда попавшие в Голландию. С южной стороны сада, впритык к Оленьему рву, стоит расписанная сграффито Мячовня (Míčovna), построенная в 1569 году архитектором Вольмутом для игры во что-то вроде бадминтона и восстановленная после пожара 1945-го Павлом Янаком. Статуя перед центральной аркадой называется "Ночь" (1734). Фигурки путти и львы на перилах террасы сделаны в начале XVIII века в мастерской Брауна, одного из трех главных скульпторов чешского барокко на Б: Бендл, Браун и Брокофф.
Летний дворец королевы Анны (Letohrádek královny Anny), он же Бельведер (Belvedér), с его тонкой колоннадой и изящно изогнутой крышей, борется с еще примерно сотней других зданий за почетное звание самого чистого образца итальянского Ренессанса за пределами Италии. Построен он был итальянцем Делла Стелла по заказу Фердинанда I для его жены Анны Ягеллонской в 1538-1563 годах. Строительство длилось так долго, что королева не дожила до открытия. Рудольф II организовал в стенах дворца алхимическую и астрологическую лабораторию, внутрь которой могли попасть только посвященные. На склоне у дворца сейчас восстанавливаются остатки рудольфовского сада. Там круглый год росли фиги, апельсины, лимоны и по тем временам диковинный салат. Три спелых ананаса спасли сад от разрушения во время прусско-французской оккупации 1741 года: они были подарены садовником прусскому генералу Пюллеру и пришлись тому по вкусу. По ночам по парку перед дворцом бродит алхимик-призрак, скрывший от Рудольфа часть золота, приготовленного для казны. За закопанным добром Рулик пришел ночью, но найти не смог, от чего сошел с ума и даже теперь, после смерти, продолжает поиски.
В центре дворцового мини-сада гудит Поющий фонтан (Zpívající fontána) 1568 года. Бронзовая чаша, в которую падает вода, отлита не скульптором, но величайшим колокольным мастером того времени Томашем Ярошем. Один из певцов чешского национального возрождения Ян Штурса поставил рядом с фонтаном статую. Назвал просто: "Победа".
Посещение Королевских садов апрель-октябрь: пн-вс 10.00-18.00.
С 1950-х Летний дворец служит выставочным залом

06. Градчаны Ориентация

От Западных ворот Града начинаются Градчаны (Hradčany). Этот небольшой район - чемпион Праги по плотности дворцов, монастырей и дорогих ресторанов на квадратный километр. Раньше тут жили те, кто обслуживал Град: конюхи, сокольничьи, слуги. Их маленькие домишки разрушали то иностранные захватчики, то местные гуситы, но горожане упорно отстраивали свои халупы заново. Своим нынешним помпезным великолепием Градчаны обязаны огню и туркам. В 1541 году ужасный пожар спалил маленькие домики челяди подчистую. Пражская знать заметила удачно расчистившееся место прямо под боком у королевского дворца и начала строить там свои хоромы. Карл даровал поселению статус города. А через четверть века, после битвы при Белой Горе, имущество чешской протестантской знати было конфисковано австрийскими победителями - католиками. Турки в это время прочно обосновались под воротами Вены, и строиться там казалось опрометчивым. Поэтому всевозможные "-берги" были рады использовать захваченные деньги для расширения захваченных дворцов в сердце второго по значению города Империи. Когда в XVIII веке турецкая угроза миновала, придворные поспешили вернуться на родину, и строительство на Градчанах прекратилось. С тех пор район фактически не изменился, разве что в величественных дворцах его разместились министерства да музеи. Здесь же находятся два главных пражских монастыря - Страховский и Лоретанский.

Градчанская площадь

Начинаются Градчаны от западных ворот Града обстроенной дворцами Градчанской площадью (Hradčanské námĕstí). Посередине ее стоит чумной столб со статуей Девы Марии и фигурами восьми святых - покровителей Чехии. Такие столбы ставили в городах по окончании мора в знак признательности святым за спасение и для поминовения умерших. Этот возведен после чумы 1726 года. Декоративный газовый фонарь появился перед ним в XIX веке.
Если обходить площадь по часовой стрелке, первым будет Салмовский дворец (Salmovský palác, N1), который до 1811 года принадлежал Вилему Валентину из Салма. Выкупивший его Йозеф Шварценберг соединил здание с соседним дворцом, принадлежавшим ему Ре. Здание сейчас выглядит грязным и слегка запущенным, особенно по контрасту с остальными дворцами на площади. На его углу с недавних пор стоит памятник Масарику; первый президент Чехословакии держит пальцы правой руки так, будто собирается перекреститься по-старообрядчески.
Следующий, собственно - Шварценбергский дворец (Schwarzenberský palác), построен в 1563 году. Огромное здание в стиле ренессанс, целиком покрытое сграффито, изначально принадлежало роду Лобковичей, и только в 1719 году перешло Шварценбергам. Это семейство было одним из крупнейших владельцев недвижимости в Чехии, и после Бархатной революции всю собственность им вернули. Карл Шварценберг сейчас является близким другом Вацлава Гавела и его советником. А дворец, сохранившийся в первоначальном виде и внутри, и снаружи, ныне занимает Военно-исторический музей. Чехия еще в начале XX века была одним из крупнейших в мире производителей оружия, так что экспозиция богатая.
Первые упоминания о церкви Святого Бенедикта (sv.Benedikt) относятся к XIV веку, хотя нынешний ее вид восходит к барочной перестройке XVII века. С 1792 года и до самого прихода коммунистов здесь был монастырь кармелиток. Устроенную здесь после этого гостиницу для государственных гостей отреставрировали, набили дорогущей мебелью, положили ковры, повесили люстры. Кармелитки, получившие свой монастырь по реституции в 1992 году, все это великолепие демонтировали и продали. Сегодня главная драгоценность монастыря - мумия его основательницы, Марии-Электры, умершей в 1663 году. Когда через три года гроб вымыла из земли разлившаяся Влтава, монашки обнаружили, что тело Марии-Электры ничуть не изменилось. Удивленные и обрадованные кармелитки обмыли тело винным отваром листьев розы, розмарина и лаванды, и Мария-Электра тут же приобрела интенсивный коричневатый оттенок. Монашки, тем не менее, не остановились и прибегли к уксусным примочкам, чтобы вернуть лицу белизну. Но эффект был прямо противоположный - лицо почернело. На этом эксперименты закончились. Почерневшая, но целая, бывшая настоятельница и сейчас сидит у главного алтаря церкви.
Тосканский дворец (Toskánský palác), что напротив Града, назван так потому, что до 1718 года принадлежал тосканским герцогам, чей герб до сих пор красуется на фасаде. До того как в 1691 году архитектор Каневалле построил особняк, на этом месте был целый квартал. Статуи семи свободных искусств тосканцы заказали местному скульптору Брокоффу, а вот скульптура святого Михаила на углу приписывается итальянцу Мосто. Сейчас герцогская резиденция принадлежит МИДу.

На лестнице, что уходит с площади вниз между монастырем кармелиток и Тосканским дворцом, есть один-единственный бар, дешевый, что для этого района - редкость.
Как и большинство зданий на площади, Мартиницкий дворец (Martinický palác) конца XVI века сменил хозяев после битвы при Белой Горе. Ярослав Боржита из Мартиниц, будущая жертва третьей пражской дефенестрации, перестроил его и расширил. Его сын скупил соседние дома, соединил их с дворцом и переделал все в позднеренессансном стиле. В ходе реконструкции 1971 года под штукатуркой обнаружили отлично сохранившуюся фигурную роспись в технике сграффито, бывшую в здании с самого его рождения. При коммунистах здесь находилось Главное Архитектурное Управление Праги, а теперь - ГУ Территориального Развития, что в принципе одно и то же.
В домах по обе стороны от Мартиницкого дворца, обозначенных гербами с золотой полоской на черном фоне, жили каноники собора Святого Вита. Большинство из домиков было построено в XIV-XV веках, а затем перестроено в духе раннего барокко. Один из них, второй от Тосканского дворца, принадлежал Петру Парлержу, архитектору собора. На фасаде дома, соседнего с дворцом, - изображение святого Яна Непомуцкого, на фасаде следующего - его же статуя. На фреске под статуей голубка несет в клювике якорь - видимо, для того, чтобы святой утопленник не всплыл.
Архиепископский дворец (Arcibiskupský palác) появился напротив Салмовского в 1538 году. Деньги у архиепископов водились, и дворец не раз перестраивался. Нынешний фасад в стиле рококо с архиепископским гербом и лепниной - 1765 года. Сейчас внутри дворца коллекции мебели, стекла и фарфора, а также серия из девяти бесценных французских гобеленов на сюжеты о Новой Индии (1765). В часовне остались фрески 1600 года. Всю эту красоту можно увидеть только один день в году - в последний четверг перед Пасхой, когда в здание пускают посетителей. Коммунисты дворец у церкви не отняли, но понаставили в нем жучков, которых вроде бы выковыряли в 1990-м, когда приезжавший в Прагу папа провел во дворце ночь и молился в местной часовне. А в 1997-м при реконструкции дворца прорвало водопровод, и вода затопила подвалы, в которых размещалась коллекция готических реликвий со всей Чехии. Кое-что удалось спасти.
Слева от архиепископской резиденции узенькая дорожка ведет вниз к Штернбергскому дворцу (Šternberský palác), который построили в 1770 году итальянцы Аллипранди и Мартинелли. По реституции Штернбергам дворец не вернули, поскольку во время Второй мировой те сотрудничали с фашистами. Сейчас здесь расположена Национальная галерея. Зимой дорожка к дверям превращается в ледяную горку, и если не хочется на всей скорости впечататься в двери галереи, ходить по ней лучше осторожнее.