Смекни!
smekni.com

Середина Европы. Прага (стр. 12 из 37)

Погоржелец и Увоз

Следующая площадь после Лоретанской называется Погоржелец (Pohořelec). Появилась она в 1375 году как предместье Градчан, в первый раз сгорела в 1420 году во время битвы гуситов с Сигизмундом. Большой малостранский пожар 1541 года тоже не обошел ее стороной. Третий пожар случился через двести лет, когда Прагу захватили французы, но к этому времени у площади уже было ее говорящее название. Первое большое здание на Погоржельце - так называемый Широкий Двор, где в XV веке был постоялый двор и конюшни. Перед ним в центре площади стоит еще одна скульптура Яна Непомуцкого. Поблизости, во дворе гимназии имени Иоганна Кеплера в доме N2 по Парлержевой улице (Parléřova) сохранились остатки ренессансного дворца, в котором жили Кеплер и Тихо Браге. Памятник перед школой поставлен им обоим.
Сквозь ренессансный дом N8 на Погоржельце ведет лестница, по которой можно попасть в Страховский монастырь (Strahovský klášter), герб которого и изображен над ступенями. В 1140 году его основал князь Владислав II для монахов-премонстерианцев - ордена, впоследствии очень близкого к иезуитам. Слева от главного входа стоит ренессансная с элементами готики церковь Святого Роха. Сейчас в ней галерея Miró, в которой самого Миро нет, но этот недостаток организаторы пытаются искупить, выставляя средневековую живопись и даже какие-то работы Энди Уорхола.
Ренессансно-барочный храм Вознесения Девы Марии посреди двора был построен одновременно с монастырем, но от того времени сохранился только романский фундамент. Под храмом погребены чешский король Владислав II и епископ Индржих Здик, который и посоветовал королю основать монастырь. Надгробий нет, поскольку где точно в храме находятся останки - неизвестно. На органе середины XVIII века играл Моцарт.
В Страховской галерее выставлена фламандская, голландская и итальянская живопись от Средневековья до XVIII века. Начало собранию положил в 1830 году аббат Иероним Зейдлер. В 1950-х коммунисты монастырь закрыли, а многие монахи оказались за решеткой, но коллекция уцелела. После 1989 года премонстрианцы получили монастырь обратно, а коллекция с 1993 года доступна для публики.
Построенное в 1783 году классицистское здание главной достопримечательности монастыря, Страховской библиотеки, хранит пергаменты с IX столетия и сотни первопечатных книг. Всего в библиотеке 130 000 томов. К самым интересным экспонатам относят немецко-еврейские рукописи "Шестая и Седьмая книги Моисеевы", где содержатся легендарные тайные указания Моисея и Соломона, касающиеся химии. Философский зал выглядит - точно как библиотеки из книжек Умберто Эко. Он был построен в 1784 году для коллекции книг из другого премонстрианского монастыря, в Моравии. Тот был закрыт по приказу императора-просветителя Йозефа II, распустившего множество монастырей как заведения социально бесполезные. На потолке Философского зала - фреска работы венского художника Маульберча "Борьба человечества за познание истинной мудрости". Второй зал библиотеки, Теологический, построенный в 1679 году Джованни Доминико Орси, примечателен в основном интерьером - одним из лучших барочных в Праге. Около входа в библиотеку выставлены в стеклянных ящиках всякие диковинки - раковины, засушенные рыбы, черепахи и китовый пенис.
Страховский монастырь Strahovské nádvoří 1; 20 51 66 71; Metro Malo-stranská, далее трамваем 22, 23; вт-вс 9.00-12.00, 12.30-17.00

На территории Страховского монастыря целых три ресторана, причем один из них называется Peklo, что по-чешски означает то же, что и по-русски. Есть даже маленькая пивоварня, но пиво в ней дорогое и не слишком хорошее. В остальных цены не низкие, но и не слишком высокие.
Кратчайший путь от монастыря к Граду и Нерудовой улице ведет по улочке Увоз (Úvoz). По правой стороне улицы будет дом N15, который выглядит как церковь. На самом деле это Страховский госпиталь Святой Елизаветы (1668), построенный аббатом Винцентом-Макариусом Франком. Скульптурная группа "Голгофа" на лестнице заставляет вспомнить песнь о Вещем Олеге: змея под ногами у Богоматери и Иисуса рано или поздно заползет в лежащий там же череп.
Дальше по правой стороне улицы зовут и манят Петржинские сады, а по левой гордо стоят четырехэтажные барочные дома с фресками, статуями и домовыми знаками. Дом N24 называется "Луна", поскольку построен он в 1706 году Кристианом Луной. Бюст Луны (не Кристиана) украшает левый угол дома, Солнца - правый. Посередке - колонна с маленькой Девой Марией. Фреска на доме N4 изображает ее же, а последний дом по улице, N2, называется "У золотой звезды". На фасаде у него масонский знак - Божье око. Это неспроста: здесь в XVIII веке собиралась масонская ложа. Напротив дома есть турецкая кондитерская с хорошим кофе и восточными сладостями.

07. Мала Страна Ориентация

Мала Страна (Malá Strana) вполне отвечает своему названию. Это действительно такая страна с небольшой территорией, но огромной историей. Народ селился под Градом в надежде на то, что жизнь под крылом замка будет спокойной и сытой. У чешских королей, однако, были свои виды на эти места - они хотели иметь здесь лояльный и обороноспособный город. Отокар II решил этот вопрос бескомпромиссно: в 1257 году он позвал колонистов с севера Германии и повелел им строиться, не принимая в расчет пожелания более ранних поселенцев. Все бывшее население района, за исключением двух монастырей, было выселено в близлежащие деревни, и до самого развала Австро-Венгерской империи Мала Страна, как и Градчаны, была заселена исключительно немцами. Затем их немного разбавили местные, которым тоже хотелось пожить в самом красивом и благоустроенном пражском районе, но отношение чехов к этой территории еще долго оставалось неизменным. Это запечатлено в замечательном документе времен окончания Второй мировой войны. Немцы напечатали плакат с Градом и Малой Страной, поверх которых нарисованы советские серп и молот, сверху надпись: "Если захватят - пропадете", а снизу, карандашом, слова неизвестного чеха: "Нам-то что? Мы там не живем".
Малой Страной район стал именоваться в противовес Великому Месту (так раньше назывались кварталы вокруг Староместской площади). В 1419 году Мала Страна выполнила свой военный долг перед Градом и была сожжена гуситами, так что район пришлось отстраивать практически с нуля. Ныне Мала Страна выглядит лучшим на свете заповедником барочной архитектуры - настолько, что когда власти другого барочного заповедника, Зальцбурга, запретили Милошу Форману снимать у себя фильм "Амадеус", все зальцбургские сцены отсняли на Малой Стране. Она с моцартовских времен и впрямь почти не изменилась - если не считать туристов.

Карлов мост

Со Старым Местом Малу Страну соединяет одна из главных пражских достопримечательностей - Карлов мост (Karlův most). Первый мост, стоявший на этом месте (и вообще первый каменный мост в Центральной Европе) назывался Юдитиным, в честь жены заложившего его Владислава I. После того как в 1342 году его снесло ледоходом, горожане пользовались временной деревянной переправой, пока 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту император Священной Римской империи Карл IV не заложил первый камень в основу нового моста. Дата, кроме того что была тщательно просчитана астрологами, представляла собой еще и палиндром, одинаково читавшийся и с начала и с конца: 1357.9.7.5.31. Мост строил молодой зодчий Петр Парлерж. Для того чтобы конструкция была крепче, в раствор добавляли яйца, молоко и вино. Продукты свозили со всей страны, правда, жители некоторых городков иногда по ошибке присылали императору вареные яйца вместо сырых, а вместо молока - сыр или творог.
Среди камней набережной с правой стороны моста, если долго присматриваться, различим загадочный лик бородача. Его перенесли сюда еще с Юдитиного моста. Когда вода доходила ему до бороды, это означало, что вскоре по Старому Месту можно будет передвигаться только на лодках. Мост довольно часто страдал от наводнений. Самое крупное, Столетняя вода 4 сентября 1890 года, унесло две опоры, три пролета и две статуи работы Брокоффа. Тогда погибли десятки людей. Во время последних двух потопов, в 1940-м и 1954-м, разрушений не было.
Мост постоянно запружен толпами туристов и обслуживающего их персонала: днем - художниками и продавцами сувениров, вечером им на смену приходят музыканты. Одного персонажа там проглядеть сложно - он с красными рожками на голове. В любую погоду Черт с Карлова моста по имени Тоничек продает свои картины - все сплошь автопортреты с теми же красными рожками.
Староместская башня (Staromĕstská mostecká vĕž) моста была достроена Парлержем к 1380 году. Когда-то здесь выставляли головы казненных преступников; такая судьба постигла 12 из 27 чешских дворян, обезглавленных после битвы при Белой Горе; их головы провели в корзинах на башне 10 лет. Снаружи на стенах много зимородков - птица была символом Вацлава IV. Над входом в башню, по обе стороны от статуи святого Вита, стоящего на макете моста, сидят Карл IV и его сын Вацлав IV; на самой верхотуре святой Войтех держит епископский жезл и книгу, символизирующие духовную власть, а святой Сигизмунд - королевский скипетр и державу. Верхняя терраса башни построена таким образом, что раз в год, в день летнего солнцестояния, с нее видно, как солнце садится прямо над тем местом в Граде, где похоронен святой Вит. На последней, 138-й ступеньке лестницы, ведущей на крышу, посетителей встречает каменный хранитель башни с задранной рясой.