29. Когда язычники швырнули святого Вита в клетку ко льву, животное только облизало покровителю танцоров пятки. Тут о его ноги, для симметрии, трутся сразу два льва; один из них светлее - его чистили по экспериментальной лазерной технологии, которую потом решили не применять (Фердинанд Брокофф, 1714).
30. Святой Вацлав, что у малостранского конца моста, - самый поздний из трех, имеющихся на мосту, зато на этот раз - соло (Йозеф Б м, 1858).
31. Святые Косьма и Дамиан сжимают баночки с лекарствами, которыми бесплатно лечили больных. Вообще-то они были близнецами, но каким-то образом установлено, что Косьма - тот, что справа от Иисуса, а Дамиан - слева (Ян Майер, 1708).
Со стороны Малой Страны мост заканчивается двумя соединенными галереей башнями. Та, что слева, осталась от старого, XII века, Юдитина моста, но в 1591 году была перестроена в ренессансном духе. Правая моложе (заложена в середине XV века), зато на нее, как и на Староместскую башню, можно забраться по лестнице.
До "бархатной революции" в здании справа от моста по пути к башне находился наблюдательный пункт местного КГБ (STB). Жителям говорили, что там стоит аппаратура для изучения статики моста, а на самом деле отсюда прослушивались разговоры соседних посольств и важных гостей, останавливавшихся напротив, в ренессансном доме "У трех страусов" (dům U Tří pštrosů). С этим местом связана своя легенда. Как-то раз жена хозяина дома попросила его купить ей страуса. Любящий супруг не пожалел денег и добыл птицу. Жена, однако, захотела еще одного - и тоже получила. Когда же она стала мечтать о третьем, муж вскипел и сказал, что лучше бы она сама превратилась в страуса. Наутро по дому ходили уже три страуса, причем одна из птиц, как можно видеть на домовом знаке, была самкой. В 1714 году армянин Дамаян открыл тут первое в Праге кафе. Сейчас "У страусов" - гостиница с предсказуемо дорогим рестораном.
У малостранских башен с Карлова моста можно спуститься на остров Кампа.
Малостранская площадь
Толпа туристов выносит по продолжению Карлова моста, Мостецкой улице, на Малостранскую площадь (Malostranské námĕstí), в центре которой возвышается огромная барочная церковь Святого Николая (chram sv. Mikuláše). Стоявший тут готический храм Фердинанд II передал в 1625 году иезуитам, решившим построить на этом месте церковь, которая символизировала бы величие ордена. Малостранская община, по преимуществу протестантская, сопротивлялась строительству изо всех сил, и прошло почти 80 лет, прежде чем Кристоф Динценхофер смог приступить к делу (1703). Строительство, затянувшееся на 50 лет, продолжали уже его сын Килиан-Игнац Динценхофер и зять Ансельмо Лураго.
Внутри стоит посмотреть фреску на своде главного нефа, одну из самых больших в Европе (1 500 м2), и огромные статуи апостолов и святого Николая на главном алтаре (скульптор Плацер). Образ святой Анны в правой боковой часовне - еще из старой готической церкви, деревянная Дева Мария на алтаре слева также относится к готическому периоду.
Прилепившийся к торцу церкви дом "У каменного стола" украшен скульптурами того же Плацера, что и алтарь святого Николая. На первом этаже его в кафе Malostranská kavárna в конце XIX века собиралась пражская богема. А романтичные студентки, которых в советские времена здесь настиг первый поцелуй, сейчас причитают по-старушечьи и очень расстроены: в доме идет капитальный ремонт, кофейня закрыта и после реконструкции вряд ли будет такой обшарпанной, какой они ее помнят.
По левой стороне площади все дома очень красивые, с домовыми знаками и с барами-ресторанами на первых этажах; причем в одном из них, ренессансном N10 ("Золотой лев"), ресторан держали со времен Рудольфа II. Дальше целый угол площади занимает Хартиговский дворец, который напротив фасада святого Николая плавно переходит в дворец Лихтенштейнов (Lichtenštejnský palác). До 1620 года он принадлежал Лобковичам, но после битвы при Белой Горе был конфискован у них Карлом Лихтенштейном. В 1945 году дворец конфисковали уже у Лихтенштейнов, объявленных коллаборационистами. В период строительства коммунизма здесь была Высшая партийная школа, сейчас здание отдано Академии музыкального искусства.
Чумной столб перед дворцом водружен после страшнейшей эпидемии 1715 года прямо на стоявший здесь до этого фонтан, таким образом, частично сохранившийся. За избавление от чумы благодарили Пресвятую Троицу, а также святых Вацлава, Войтеха, Людмилу, Яна Непомуцкого и Прокопа. Всех их (кроме Троицы) мы уже встречали на Карловом мосту.
Штернбергский дворец (Šternberský palác) состоит из двух домов, объединенных в начале XVIII века Аллипранди. Этого архитектора, как и его коллег Каратти и Лураго на пятьдесят лет раньше, специально импортировали из Италии для насаждения в Праге барокко. При реставрации строители обнаружили под штукатуркой фреску XVI века. Интерьеры предположительно расписывал Арчимбольдо. В N20 на углу с Томашской улицей под штукатуркой тоже был сюрприз: солнечные часы начала XVII века, которые выставлены сейчас на всеобщее обозрение.
Посещение церкви Святого Николая пн-вс 9.00-16.00. Вход - 45 Kč
Нерудова улица
От Малостранской площади королевский путь на Град продолжался вверх по улице, которая сейчас называется Нерудовой (Nerudova), в честь родившегося и жившего здесь поэта Яна Неруды (1834-1891). Классик чешской литературы, чью фамилию взял себе в качестве псевдонима чилийский поэт Нефтали Рикардо Рейсе Басуальто (Пабло Неруда), пел не только о кладбищенских цветах, но и, как положено сыну трактирщика, о пиве: "Какое зрелище представляет собою это золото пенящегося нектара, это воздушное облако, нежное, как легкие кружева! Как глубоко и безошибочно проникаешь в это безукоризненное сочетание всех оттенков аромата! Вкушаешь гармонию букета из самых разных благоуханий, составляющих в совокупности тот неповторимый аромат, который сулит безграничное наслаждение. Будто в минуты полного доверия вдыхаешь запах пропитанных солнцем волос возлюбленной " Вот в честь каких людей чехи называют улицы.
Нерудову не назовешь пологой улочкой; по счастью, здесь легко делать частые передышки, делая вид, что любуешься красивыми старыми домами - например, барочным "У трех скрипок" (N12) или ренессансным "У золотой чаши" (N16). Или вот два мощных мавра скульптора Брокоффа под балконом румынского посольства слева (N5) глядят по диагонали на не слишком изящных орлов скульптора Брауна на фасаде итальянского посольства справа (N20).
По узкой лестнице, отходящей от Нерудовой за N31, можно спуститься к дому "У осла и колыбели", где жил алхимик Эдвард Келли. Лаборатория его была наверху башни во дворе. Как-то раз к магистру прибежала соседка с просьбой помочь ее заболевшему сыну. Порыв ветра приподнял волосы на голове мага, и стало видно, что у него отрезаны уши. Келли, тщательно скрывавший это обстоятельство, очень разозлился и крикнул в сердцах: "Чтоб твой сын превратился в осла!" Прибежав домой, мать и впрямь увидела в колыбели мальчика с ослиной головой. Усердно помолившись Деве Марии, она вновь посмотрела на сына, и он выглядел уже по-человечески. Сейчас в очень уютном и очень маленьком дворике умещается много всего: гостиница, бар, галерея, секонд-хенд, где продаются одежда и украшения начала века, интернет-кафе и просто кафе, пожилая хозяйка которого не любит готовить сложные блюда, но всегда рада зажарить сосиску к пиву.
А прямо напротив лестницы, ведущей к лаборатории Келли, на фреске над входом в дом "У золотой подковы" (Nerudova 34) запечатлен момент, как конь эту самую подкову с передней ноги теряет. Подкова когда-то была хоть и не золотая, но настоящая, а фреска расположена не очень высоко, так что желающих снять подкову было больше, чем терпения у хозяев дома. От нее теперь остался маленький след.
На углу Нерудовой с Янским Вршеком (Jánský vršek) стоит дворец Бретфельда (Bretfeldský palác, N33), называемый еще "Лето и Зима". Здесь в одном и том же 1791 году, году премьеры "Дона Жуана", гостили (только в разное время) Моцарт и Казанова. Встретиться друг с другом они не могли, но, как сообщают источники, которым этого очень хотелось бы, все же неким потусторонним образом встретились. В следующем же N35 ("У белого ангела") в конце XIX века жил чешский путешественник по Африке Эмиль Голуб. По странному совпадению, это единственный дом на Нерудовой улице, на карнизе которого всегда полно голубей.
На доме "У двух солнц" (N47), где родился Ян Неруда, висит бронзовая мемориальная доска с музой Неруды - юношей, держащим в руках щит с масонским треугольником.
Нерудова заканчивается домом "У трех королей", с правой стороны которого ступени ведут на Градчаны, к Лоретанскому монастырю. Скульптуры работы Брокоффа в основании лестницы изображают Яна Непомуцкого и святого Иосифа. Королевский путь в этом месте круто поворачивает направо, к Граду. А улица Нерудова за "Тремя королями" продолжается уже как Увоз.