Смекни!
smekni.com

Середина Европы. Прага (стр. 16 из 37)

Вальдштейнские сады (Valdštejnská zahrada) за дворцом маршала были первым парком в Праге, построенным по плану: до этого зелень ютилась где получится, не нарушая ландшафта. Для постройки парка было снесено 25 домов, 7 садов и даже одна башня. В оранжереях выращивали ананасы, агавы и цитрусовые. Сейчас там съесть нечего - разве что поймать одного из плавающих в пруду карпов невероятных размеров. Стоящие в саду скульптуры - копии работ известного голландского скульптора Адриана де Вриеса. Оригиналы же в Тридцатилетнюю войну были вывезены шведами в Дроттнингхолм, где до сих пор и находятся.
Попасть в сады Вальдштейна можно со стороны Летенской улицы (Letenská), где прямо к стене их примыкает пивоварня U Svatého Tomáše. Это самая старая сохранившаяся пивоварня в Праге, она ведет свою историю с XIV века. Правда, сейчас свое пиво здесь больше не варят, а продают традиционные сорта по нетрадиционно высоким ценам. Имя свое он носит по соседней церкви Святого Фомы (sv. Tomáš), нынешний вид которой восходит к барочной переделке ее Килианом-Игнацем Динценхофером (1731). Зато скульптуры святых Августина и Фомы на фасаде - доперестроечные, 1686 года. Летенская улица тянется вдоль всей стены Вальденштейнского дворца аж до самого скверика перед метро Malostranská. Там она сходится наконец с Вальдштейнской улицей, которая огибает хоромы маршала с другой стороны.
Над метро на холме Кларов (Klárov) стоит вилла, раньше принадлежавшая первому председателю правительства Чехословакии Карлу Крамаржу. Он был большой русофил, даже женился на русской, а внутри виллы все было уставлено самоварами и прочими русскими артефактами. С тех пор здесь традиционно живут премьер-министры. К моменту сдачи гида в печать на вилле все еще обитал Милош Земан, но, к радости многих чехов, когда книга поступит в продажу, его там уже не будет (Земан не выдвинул свою кандидатуру на выборах в парламент, которые пройдут в июне 2002 года).
Если зеленые насаждения вам еще не надоели, можно также заглянуть в Вояновы сады (Vojanovy sady), что тянутся по другую сторону от метро. Там очень тихо, поют птицы, гуляют павлины. Осенью не возбраняется набрать полные карманы спелых груш и яблок. Вход в бывший сад монастыря кармелиток, разбитый в 1670 году, - с улицы У Лужицкой Семинарии (U lužického semináře); по ней же можно потом спокойно вернуться к Карлову мосту.
Вальдштейнские сады апрель-октябрь: пн-вс 10.00-18.00. Вход свободный.
U Svatého Tomáše пн-вс 11.30-0.00.
Посещение церкви Святого Фомы только во время служб: пн, ср 18.00, вс 10.00, 11.30, 18.00.
Вояновы сады май-сентябрь: пн-вс 8.00-19.00; октябрь-апрель: пн-вс 8.00-17.00.

Вокруг Мальтийской площади

Приятная маленькая Мальтийская площадь (Maltézské námĕstí), что в паре кварталов к югу от Малостранской, носит имя рыцарского ордена, покровитель которого Иоанн Креститель стоит посреди нее (в исполнении скульптора Брокоффа 1715). С мальтийцами-иоаннитами эти места были связаны с незапамятного 1158 года, когда Владислав II подарил ордену западную часть острова Кампа. Заложенный здесь укрепленный монастырь стал первой чешской кузницей кадров для ордена крестоносцев, возникшего незадолго до этого в Палестине для защиты христиан и освобождения Святой земли от ислама.
На территории монастыря, буквально за углом от Мальтийской площади, стоит храм Девы Марии под Цепью (Panna Maria pod řetezem), названный так из-за украшения на шее хранящейся в нем статуи Мадонны. До готической перестройки XIV века храм был раза в полтора больше, чем нынешний. Остатки старого строения можно наблюдать во дворе справа от входа. Службы в церкви идут исправно, но перед входом стоит знак "Stop tourists".
С обеих сторон храм окружают здания посольства Суверенного Мальтийского ордена. В том из них, что справа, раньше был дворец Великого магистра. Его фасад выходит на красивую Велкопржеворскую площадь (Velkopřevorské námĕstí). Первые картинки и надписи на стене Джона Леннона рядом с дворцом появились сразу после его гибели. Впрочем, как и Цой, Леннон жив и живее всех живых. Стену, кроме маленькой части справа, в 2001 году закрасили желтой краской, но уже появились новые картинки и надписи. В старой части осталась надпись: "Mickey Mouse is death".
С Карловым мостом Мальтийскую площадь соединяет улица Лазеньска (Lázeňská), на которую и выходит фасад Марии под Цепью. Называется улица так по дому "В лазни" (N6), где когда-то была лучшая в Праге гостиница. В свое время в нем останавливался Петр I, столетием позже там давали бал в честь Суворова. Суворова принимали пышно, поскольку надеялись заключить с ним коалиционный договор против Наполеона. На балу играли музыканты в русских и австрийских национальных костюмах, и полководец не устоял: договор был подписан. Сейчас в этом доме два бара - Chimera и Zanzibar.
В соседнем доме "У золотого единорога" в 1796 году останавливался по пути в санаторий Людвиг ван Бетховен, о чем рассказывает мемориальная доска с бюстом. В письме к брату он писал: "Я себя чувствую здесь хорошо, очень хорошо. Своим искусством нашел себе здесь много друзей и почитателей. Чего еще желать? И денег в этот раз достану много Мой адрес - "У золотого единорога" на Малой Стране".
Посещение церкви Девы Марии под Цепью только во время службы: зима: сб 17.30; весна-осень: сб 18.30, вс 10.00

Вокруг Кармелитской

Идущая вдоль подножия Петржина Кармелитская улица (Karmelitská) - та самая, что южнее называется Увоз, - носит имя еще одного ордена, на этот раз чисто монашеского. После победы при Белой Горе император отблагодарил его за поддержку, пожаловав ордену территорию и здания протестантского монастыря Святой Троицы. Протестантский храм перестроили в церковь Девы Марии Победительницы (Panny Marie Vítežné). Проектом руководил еще один итальянец, отвечающий в Праге за барокко, - Фелиппи, который, кстати, делал Матиашевы ворота Града. Сокровищем храма считается восковая фигурка младенца Христа испанской работы, подарок набожной графини Поликсены Лобкович (1628). Скульптура находится в серебряном шкафчике в среднем правом алтаре.
Дом "У черного льва" (Karmelitská 18) служил гостиницей c 1785 года. Здесь во время поездки по Европе жили члены известного супружеского треугольника: посол сэр Уильям Гамильтон, его жена леди Эмма Гамильтон и ее любовник, адмирал Горацио Нельсон. В 1811 году в гостинице останавливался композитор Карл-Мария фон Вебер. Сейчас дом находится на реконструкции, после чего станет офисным зданием.
Вртбовский дворец (Vrtbovský palác) на углу Кармелитской и Тржиште (Tržištĕ) построил в 1631 году некий Сезим из Вртбы. Его внук Йозеф разбил за домом барочный сад с террасами, где разместил вазы и скульптуры античных богов работы Брауна. Вход в сад - через дворец, по указателю.
Улица Тржиште отходит к Ш нборнскому дворцу (Schõnbornský palác), в котором разместилось посольство США. Дворец был построен по проекту Лураго для пражского главнокомандующего Рудольфа Коллореда. В 1917 году местного жильца Франца Кафку настигло первое легочное кровотечение. "Утром пришла служанка (у меня тогда была квартира в Ш нборнском дворце) - добрая, почти самоотверженная, но в высшей степени деловитая девушка - и, увидев кровь, сказала: "Господин доктор, вы долго не протянете". Но мне было лучше, чем когда-либо, я пошел в бюро и только после обеда к врачу. Дальнейшее уже не имеет значения "
За Ш нборнским дворцом Тржиште переходит в улицу Влашску (Vlašská), на которой стоит очередной дворец Лобковичей (Lobkovický palác), построенный в 1704 году по проекту Джованни Аллипранди. C 1971 года здесь находилось посольство ФРГ. В 1989 году немцы из ГДР, которым не нужна была чешская виза, повадились толпами приезжать в Прагу на своих "трабантах" и просить у западных соседей политического убежища. Таким образом, из Праги в ФРГ специальными автобусами и поездами уехали тысячи семей, а полторы тысячи никому не нужных "трабантов" с оставленными в них ключами перешли в собственность чешского народа. Памятник политическим беженцам, "трабант" на огромных человеческих ногах, поставил в саду посольства Давид Черный.
Посещение церкви Девы Марии Победительницы пн-сб 9.45-18.00, вс 13.00-18.00

08. Старе Место Ориентация

Старе Место (Staré Mĕsto) лежит на правом берегу Влтавы, прямо напротив Пражского Града. Первое письменное упоминание о Междуградье, как сначала называлось пространство между Градом и Вышеградом, относится к X веку. Земля между двумя королевскими резиденциями притягивала купцов, которые сначала устроили здесь рынки, а вскоре начали и селиться. Потом подтянулись ремесленники, и к XIV веку это было уже самое большое из пражских поселений, да и называлось соответственно - Большое Место. Некоторую самостоятельность Старе Место обрело при Яне Люксембургском, который разрешил его жителям в 1338 году построить собственную ратушу.
Приспосабливаясь к постоянным наводнениям, пражане стали ставить свои дома так, что во время паводков те оставались на безопасных возвышениях. Сегодняшний уровень Старого Места метра на три-четыре выше изначального. Это результат кропотливой работы строителей XIV века, которые уже не хотели зависеть от прихотей реки. И мостовые, по которым сейчас прогуливаются туристы, - это второй этаж старейших пражских домов, большинство которых были использованы в качестве основы для более поздних построек. Если учесть, что и у романских зданий тоже были свои подвалы, то можно представить, какие многоуровневые лабиринты скрыты под ногами.
Короли переезжали с Вышеграда на Град и обратно, потом вообще уехали в Вену, но крепко вложившиеся в свои участки купцы и ремесленники оставались. Они продолжали строиться и торговать, невзирая на превратности большой политики, и в то время как Град приходил в упадок, Старе Место хорошело. К готическим домам прибавлялись ренессансные, потом барочные. И большинство оставалось в целости и сохранности - захватчиков и революционеров всегда больше интересовал Град. Так и получилось, что сейчас Старе Место - это, в сущности, и есть Прага. Не политический, но гражданский центр. Не архитектурные ансамбли, а лабиринты узких улочек и чересполосица барокко и готики. Туристы чувствуют себя здесь как дома: носятся большими толпами от бара к бару, визжат и фотографируют все, что попадается в объектив. Лучше всего ходить по Старому Месту ночью и слегка навеселе - только тогда можно отвлечься от толп японцев и итальянцев, заблудиться в узких переулках, освещенных мигающим светом желтых фонарей, почувствовать ту пресловутую магию Праги, о которой так много пишут и которую днем не разглядеть за дворцами и соборами.