Целетна
Подавляющее большинство туристов начинает прогулку по этому району со Староместской площади (Staromĕstské námĕstí), что в трех минутах ходьбы от метро Můstek. И хотя вообще избежать этих нечеловеческих толп вам не удастся, отсрочить встречу с ними минут на десять можно, если двигаться к площади от другой станции, Námĕstí Republiky. Это будет и концептуальнее: там, у Пороховой башни, начинается так называемый Королевский путь (Králová cesta), ведущий как раз через Староместскую. С тех пор как в конце XIV века монаршья резиденция была перенесена с Града на Королевский двор, стоявший на месте нынешнего Общественного дома, все королевские особы проезжали отсюда короноваться в соборе Святого Вита по одному и тому же маршруту. Он начинается с Целетной улицы, пересекает Староместскую площадь, проходит кривой Карловой улицей и через Карлов мост ведет на Град. Это и есть Королевский путь.
На улице Целетной (Celetná) жили пекари, делавшие цалны - что-то сродни нашим кренделям. В самом ее начале стоит Пороховая башня (Prašná brána) высотой 65 метров. Ее начали возводить в 1475 году, но вскоре короли перебрались обратно на Град, а башня так и осталась недостроенной. В XVIII веке ее использовали под пороховой склад, но тогда она выглядела далеко не так внушительно, как сейчас: в 1886 году ее достроил в строгом готическом стиле Моцкер.
Левую часть Целетной улицы до первого перекрестка занимает здание старого монетного двора. В 1848 году здесь произошли первые столкновения восставших пражан с габсбургскими войсками. Революционный штаб был через дверь отсюда, в доме "У золотого ангела", где тогда была гостиница. Чтобы далеко не ходить, в гостинице поселился Михаил Бакунин. Иногда он, правда, вылезал поучаствовать в беспорядках у монетного двора напротив. Задолго до Бакунина в подземелье под этим домом, ходы которого тянутся до Тынского храма, устраивали свои собрания тамплиеры. Богатый и влиятельный орден храмовников был распущен в начале XIV века, а в Праге от него осталось лишь название близлежащей улицы - Темпларска.
На противоположной стороне Целетной стоит главная кубистская постройка Праги, дом "У Черной Богоматери" (Dům U Černé Matky boží, N34). Построивший его Йозеф Гочар, любимый ученик Котеры и главный новатор, был сначала первым кубистским архитектором, потом рондокубистским, потом конструктивистским, а потом отошел от всех стилей и строил в своем собственном. Строительство началось в 1912 году на месте старого дома "У золотой решетки" - за это Гочару порядочно потрепали нервы члены клуба "За старую Прагу" (когда под конец жизни архитектор сам стал членом всевозможных комиссий, он вел себя не в пример либеральнее). В доме сейчас находятся постоянная выставка чешского кубизма и книжный магазин. Скульптура за золотой решеткой на углу фасада перенесена со старого дома. Черная Богоматерь символизирует не что иное, как землю от оплодотворения до момента оживления солнечными лучами. В Чехии таких статуй всего пять. Считается, что средневековая реликвия как-то связана с тамплиерами, чей монастырь раньше был напротив.
Сикстов дом (N2) слева, в самом конце Целетной, называется так по имени одного из хозяев, купивших его в 1567 году. После барочного обновления на фасаде разместились фигурки, сработанные в мастерской Брауна. В этом доме жили Франческо Петрарка и Иоганнес Фауст. Какое-то время дом принадлежал и Филиппу Фабрициусу, выброшенному из окна Пражского Града в 1618 году, а в 1888-1889 годах здесь жил с семьей Кафка. В 1896-м Кафка въедет во второй этаж дома "У трех королей" (Celetná 3) напротив. Этот дом перед самой Староместской площадью почти сохранил первозданный вид, включая крышу, XIV века.
Подъем на Пороховую башню апрель-сентябрь: пн-вс 10.00-18.00; октябрь-март: пн-вс 10.00-17.00. Вход - 30 Kč, для студентов - 20 Kč
Староместская площадь
Прямо напротив выхода с Целетной улицы на Старую площадь сотни зевак, как магнит, притягивают главные часы Чехии - Орлой (Orloj). С 8.00 до 20.00 над ними открываются два небольших окошка, в которых по очереди появляются двенадцать апостолов. Чуть ниже оживают еще четыре персонажа: скелет одной рукой переворачивает песочные часы, а другой трясет колокольчик, кивая в сторону турка, который качает головой; гордец смотрится в зеркало, а еврей, по соображениям политкорректности замененный после войны на купца, звенит кошельком с деньгами. Как только пройдет процессия из апостолов и прокричит петух, колокола на башне отбивают полный час. Туристы сопровождают ежечасный перформанс аплодисментами, а если толпа вдруг забудет похлопать, ей подадут пример официанты близлежащих ресторанов.
Легенда гласит, что эти часы изготовил мастер Гануш, да сделал так замечательно, что его наперебой стали звать в другие земли сотворить нечто подобное. Как водится, Гануша ослепили. Тогда он попросил еще раз проводить его к часам, чтобы с ними попрощаться, и что-то там такое вытащил, что надолго вывело механизм из строя. До начала XX века эта версия считалась основной.
На самом деле часы изготовил в 1410 году мастер Микулаш из Кадани, который получил за это в подарок целый дом и много денег. Помогал ему профессор Карлова университета, астроном и математик Ондрей Шиндлер, бывший также личным императорским лекарем. Мастер Гануш эти часы не cтроил и не ломал, а лишь отремонтировал в 1490 году.
Фигуры апостолов в часах пару раз уже меняли. В последний раз в 1948 году скульптор Войта Сухард поставил новые взамен расстрелянных в мае 1945 года.
На верхнем циферблате римскими цифрами обозначается среднеевропейское время, а арабскими - время старочешское. В Средние века сутки делили на 24 часа, считая от захода солнца. Таким образом, арабское число 24 всегда соответствует на римском циферблате часу заката. Темно-коричневый сектор часов соответствует ночи, светло-коричневый - предзакатным сумеркам и рассвету, голубой - дню. Маленькое золотое солнце, путешествуя по ним, показывает, где сейчас находится солнце настоящее. Другой кружочек показывает текущее положение Луны. Маленькая звездочка, пересекая кривые линии, отмечает звездное время. Кроме того, по этим часам можно определить дни равноденствия, планетарные часы и позицию Солнца в зодиаке. Поправку на летнее и зимнее время часы делать не умеют.
На нижнем циферблате - календарь, по которому можно определить день, месяц и знак зодиака. Ежемесячные события деревенской жизни на часах нарисовал в 1865 году папа современной чешской живописи Йозеф Манес. Этот циферблат поворачивается каждый день на один из своих 365 зубчиков.
Оторвавшись от часов, замечаешь, что они висят на башне Староместской ратуши (Staromĕstská radnice). Ратушу эту никто специально не строил, поэтому вида она немного дикого. В 1338 году, когда Ян Люксембургский даровал Старому Месту статус города, городская община выкупила дом у владельца, пристроила третий этаж и башню и, особенно не заморачиваясь, открыла в нем орган самоуправления. Дальше горожане тоже особенно не морочились - когда чиновники переставали помещаться в здании, докупались соседние дома. Теперь в них находится туристический офис и главный свадебный зал города, над ренессансным окном которого написано Praga Caput Regni ("Прага - глава королевства"). Через готическую дверь рядом с часами можно подняться на башню или попасть на какую-нибудь из проходящих в ратуше выставок.
20-минутная прогулка в одном из конных экипажей, дежурящих у ратуши, обойдется в 600 Kč9
Ряд домов слева от башни заканчивается домом "У минуты" (dům U Minuty), расписанным сграффито. По поводу названия есть две версии. В соответствии с первой, в доме когда-то был магазинчик, который торговал "минутовым", то есть мелким, товаром. По второй, этим магазинчиком владели потомки голландца Минута, того самого, который в свое время купил у индейцев остров Манхэттен. Этот готический в основе дом XV века позже получил ренессансный фасад, который был обнаружен в начале XX века и отреставрирован. Из двух десятков пражских домов Кафки этот - самый красивый.
Перед ратушей в мостовой выложено белыми крестами место, где в 1621 году были казнены после поражения у Белой Горы 27 чешских дворян и горожан. Каждая казнь сопровождалась барабанной дробью. Жертвы выходили по рангам: первыми были казнены три свободных господина - граф Шликовкский Яхим Ондржей, Вацлав Будовец из Будова и Криштоф Гарант из Полжиц; за ними - семь рыцарей и 17 горожан. Их имена выбиты на доске на стене рядом. Там же - бронзовый бюст Яна Желивского, казненного в ратуше в 1422 году, еще одна доска - в память о жертвах Пражского восстания в мае 1945 года, а последняя, самая маленькая мемориальная досочка внизу, на которой написано просто "Dukla 1944", призывает помнить о героях битвы за перевал Дукла в Словакии. Битва длилась с 8 сентября по 27 ноября 1944 года, там погибли 80 тысяч советских солдат и 6, 5 тысяч чехов и словаков.
Напротив башни ратуши на Староместской стоит вторая доминанта площади, храм Девы Марии перед Тыном (Panny Marie před Týnem). Он выглядит, как замок ведьмы из диснеевского мультфильма, особенно ночью, когда черные башни теряются в черном небе. В отличие от большинства пражских церквей, эта сохранила готический облик XIV века и не подвергалась позднейшим барочным перестройкам.
В начале XVI века гуситы сделали из него свой главный храм. На фасад водрузили статую гуситского короля Иржи из Подебрад и золотую чашу - символ борьбы за возможность для мирян причащаться не только хлебом, но и вином, как священники. После поражения гуситов на место Иржи поставили Деву Марию, а из чаши сделали ей нимб.
Главный алтарь и интерьер церкви расписывал один из художников двора, певец официоза Шкрета. Скульптуры для алтаря святого Вацлава справа от входа делал Бендл. В боковом нефе стоит готическая Мадонна с Иисусом, а в его конце есть ниша с консолями в виде голов короля и королевы. В храме были похоронены те дворянские головы, которые провисели десять лет на башне Карлова моста, и, по легенде, сердце Иржи с Подебрад (тело его лежит в соборе Святого Вита). За готическим амвоном под мраморным надгробием покоится придворный астроном Рудольфа II Тихо Браге.
Слева от Тынской церкви стоит Тынская же школа, сохранившая свой вид с XVI века, бежевого цвета и с фронтонами в стиле венецианского ренессанса. Дом "У каменного колокола" (dům U Kamenného zvonu) слева от школы построен тогда же, когда и Тынский храм. Об этом никто не подозревал до 1961 года, пока не начали ремонтировать более поздний дом, стоявший на этом месте. Барочная скорлупа раскололась, и из нее, как из киндер-сюрприза, появилась готика начала XIV века. Мало того, архивные записи доказали, что этот дом был построен как резиденция короля Яна Люксембургского и его жены Элишки Пржемысловой.