Вокруг Испанской синагоги
Испанская синагога (Španĕlská synagoga) была построена в 1893 году, к 400-летию изгнания евреев из Испании. Круглая дата подсказала и стиль: постройка вышла в псевдоориентальном духе, с оглядкой на Альгамбру. Так уж получилось, что самая молодая синагога Йозефова стоит на месте самой первой пражской синагоги "Старой школы", построенной в XI веке. Сейчас здесь разместилась экспозиция "История евреев на территории Чехии", продолжение выставки в Майзеловой синагоге.
Земля между поселениями восточных и западных евреев поначалу не была востребована. И в XIV веке в самом центре Йозефова, поблизости от того места, где стоит сейчас Испанская синагога, появился христианский форпост - монастырь бенедиктинок и церковь Святого Духа (sv. Ducha). Монастыря уже нет, а церковь, хоть и перестроенная частично в стиле барокко, до сих пор стоит на улице Широкой.
Посещение церкви Святого Духа только во время служб пн-пт 8.00, сб 9.30
Монастырь Святой Анежки и Гаштал
На северо-восточном краю Йозефова, у реки, находится монастырь Святой Анежки (klášter sv. Anežky České), один из первых готических комплексов Богемии. Заложил его Вацлав I в 1234 году для своей сестры Анежки и ордена кларисок, "младших сестер" францисканцев. Тут же присовокупили и монастырь миноритов, младших братьев францисканских. Побыть настоятельницей Анежка недолго успела - она умерла в том же 1282 году, когда было закончено строительство.
Монастырь был весьма богатым и обладал обширным собранием реликвий. Рассказывают, что как-то раз его посетил большой охотник до мощей Карл IV, увидел палец Николая-угодника и тут же вознамерился отпилить половинку для своей коллекции. Только начал резать, как из-под ножа брызнула кровь. Император испугался и отстал, а ранка на пальце срослась, как ничего и не было.
Расформированный из-за реформ материалиста Иосифа II монастырь успел побыть складами и мастерскими и в результате сильно обветшал. В 1950-е он был образцово отреставрирован и передан Национальной галерее. Теперь здесь замечательная экспозиция средневекового искусства Чехии и Средней Европы.
На территории музея живет грустное привидение. Отец отдал дочь в монастырь, чтобы она не встречалась со своим возлюбленным рыцарем. Когда он узнал, что они продолжают-таки встречаться, то подкараулил их ночью и порубил обоих мечом. Привычный к таким вещам рыцарь выжил, монашка - нет. Мало того, отец еще и проклял ее. "Не будет, - говорит, - тебе покоя, пока эти стены монастырские стоят". Стены стоят, монашке нет покоя.
В нескольких шагах от монастыря будет Гаштальская площадь (Haštalské námĕstí), большую часть которой оккупировала церковь Святого Гаштала (sv. Haštal), готическая постройка начала XIV века. После пожара 1689 года верхняя часть ее была перестроена и приняла барочный вид, но неф в северной части уцелел, как и готические росписи на стенах сакристии.
Совсем недалеко отсюда, на пересечении Длоугой улицы (Dlouhá) и Рыбной (Rybná), есть отличный арабский ресторан-кофейня-кондитерская Dahab, а сразу за ним - клуб Roxy, который, возможно, скоро закроется из-за финансовых проблем, а если не закроется сам, то его засудят и закроют соседи: им мешает шум. Кстати, шум, настоящий ли, выдуманный ли, очень мешал Кафке, который квартировал здесь на улице Длоугой в доме N16 "У золотой щуки". Впечатления Кафки знакомы каждому, кто жил в блочных домах: "Резонанс всего дьявольского бетонного дома Над комнатой на чердаке урчит машинная установка лифта, и эхо раздается по пустым чердачным помещениям Но там еще и служанка, которая, когда она сушит белье, будто топчет своими туфлями по моему черепу "
Рудольфинум
Дом искусства, объединяющий концертный зал и картинную галерею, назван в честь наследника престола принца Рудольфа. Масштабное новоренессансное здание Рудольфинума (Rudolfinum), наряду с Национальным театром и Национальным же музеем, построено не просто так, а дабы служить символом чешского возрождения. Как и многие общественно-полезные проекты такого рода, постройку Рудольфинума оплачивала Пражская страховая контора.
Во времена Первой республики и три года после окончания Второй мировой войны в Рудольфинуме заседал парламент Чехословакии. 22 сентября 1938 года, когда Чемберлен и Даладье отдали Гитлеру судетские территории, здесь, у Рудольфинума, собралась стотысячная толпа. Сейчас тут гораздо спокойнее, разве что в филармонии по соседству каждый год проходят фестивали классической музыки "Пражская осень", а в подземном гараже перед Рудольфинумом по субботам и воскресеньям - шумные дискотеки.
На площади Яна Палаха находится еще философский факультет Карлова университета, построенный в 1930 году в неоклассическом стиле. На уровне первого этажа в 1990 году повесили бронзовую мемориальную доску с посмертной маской Яна Палаха, совершившего самосожжение 16 января 1969 года на Вацлавской площади в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Варшавского договора.
Рудольфинум Námĕstí Jana Palacha 1; 24 89 31 11. Дворец открыт только для концертов и культурных мероприятий.
10. Нове место Ориентация
Как-то раз Карл IV выглянул в окно своего дворца и объявил присутствующим иноземным гостям, что нет в мире краше города, чем Прага. Стоявший рядом астролог заметил, что, может, оно и так, но ненадолго: звезды подсказывают, что Мала Страна будет огнем выжжена, а Старе Место водой смыто. Тут император и решил построить еще один город, чтобы и звезды обмануть, и славу Праги преумножить. Так рассказывает легенда, кстати, недалекая от правды: 3 марта 1348 года по указу Карла IV началась постройка Нового Места - за Старым Местом, на территории от Вышеграда до Влтавы. Чтобы привлечь поселенцев, император на первые 12 лет освободил их от всех налогов, однако обязал каждого в срок до полутора лет поставить на выбранном участке дом. Туда же были переселены из Старого Места "шумные" ремесленники: кузнецы и жестянщики.
В основе Нового Места лежат три старых рынка - Скотный (современная Карлова площадь), отнятый у Старого Места Конский (Вацлавская площадь) и Сенный (Сеноважная площадь), бывшие там испокон веков. Около них и стали ютиться первые дома. Сейчас Нове Место, за исключением Вацлавской площади и прилегающих к ней улиц, - это обычный пражский жилой район, где в любое время суток грохочут трамваи, а бары по вечерам наполняются усталыми горожанами. Эти пыльные улицы - Прага куда более реальная, чем то, что видится с Карлова моста.
Вацлавская площадь
Вацлавскую площадь (Václavské námĕstí) стороной не обойти. Как ни старайся избежать единственного места в Праге, где жизнь кипит и в три часа ночи, обязательно обнаружишь себя стоящим в ее центре, среди толп спешащих людей, под вывесками многочисленных ресторанов и магазинов. Потому что Вацлавак, как называют ее пражане, - сердце города, прогоняющее людские потоки, как настоящее сердце кровь. Град, Малу Страну и Старе Место чехи давно отдали на разграбление туристам. Нове Место, Винограды и Жижков оставили себе. На Вацлавской те и другие встречаются, чтобы через минуту опять разбрестись: пражане по своим пивным, туристы - по своим достопримечательностям.
Бывший конский рынок стал называться Вацлавской площадью в 1848 году, когда с состоявшейся здесь национальной мессы началось антигабсбургское восстание. В 1918 году народ праздновал здесь освобождение от гнета империи. В 1948-м - рабочие требовали отдать всю власть коммунистам, в 1989-м - миллионная толпа, наоборот, требовала у коммунистов отдать власть. Огромные демонстрации собираются здесь по любому поводу. На Вацлавак чехи приходят, когда их сборная выигрывает чемпионат мира по хоккею, или когда правительство снимает популярного директора Центрального телевидения. По последнему поводу в январе 2001 года митингующих было сто тысяч.
На площадь в привычном значении этого слова Вацлавак не похож - скорее на широкий бульвар. Начинается он с конного памятника святому Вацлаву. Здесь - "под хвостом" - назначают 90 процентов встреч (остальные 10 случаются под часами на Староместской). Первый памятник Вацлаву был поставлен в 1680 году, конкурс на создание нынешнего выиграл отец чешской скульптуры Йозеф Вацлав Мыслбек. Его бронзовый Вацлав с 1812 года сидит на коне, сжимая в правой руке копье, в окружении четырех святых - Прокопа, Войтеха, Людмилы, приходившейся князю бабушкой, и Анежки. Вацлав был из рода Пршемысловичей, княжил в X веке, принял обет целомудрия, пытался насаждать христианство не только в Чехии, но и в Германии. Это не нравилось ни его матери-язычнице, ни немцам, которые науськали на него брата. Болеслав Жестокий убил 28-летнего Вацлава Доброго у входа в церковь, о чем в конце своей долгой жизни горько сожалел.
16 января 1969 года прямо перед памятником сжег себя студент Ян Палах в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками стран Варшавского договора. 25 февраля того же года, в годовщину коммунистической революции, на том же месте то же самое совершил еще один студент - Ян Зайиц. С 1989 года здесь стоит простой березовый крест, у которого всегда лежат цветы.
За спиной у Вацлава стоит огромное здание Национального музея, построенное в 1890 году Шульцем. У входа - рампа с аллегорическими изображениями трех частей Чехии - Чехии, Моравии и Силезии, а также двух главных рек - Лабе и Влтавы. На фасаде - мраморные доски с фамилиями чешских деятелей науки и искусства, на башенках - изображения разных наук, тоже аллегорические. Все это выглядит настолько внушительно, что советские танкисты в 1968 году приняли музей за парламент и обстреляли; следы от пуль и осколков видны до сих пор. Прямо перед зданием стоит фонтан, в который в 1999 году какой-то шутник высыпал пачку стирального порошка, в результате чего хлопьями пены было забросано все в радиусе 25 метров