Смекни!
smekni.com

Середина Европы. Прага (стр. 27 из 37)

В той же скале живут рыцари, которые много столетий в боевой амуниции и с оседланными конями ждут сигнала. Это часть хитрого стратегического плана княжны Либуше: когда на Чехию обрушится самая страшная беда, она даст им знак, и рыцари придут стране на помощь. Пока же они пополняют свои ряды за счет утопленников из Влтавы. Поэтому говорят, что купаться под Вышеградом, особенно в День Петра и Павла, лучше не стоит. Еще в начале прошлого века рыбаки не желали вытаскивать в этот день из реки утопающих, опасаясь гнева рыцарей.
Над банями - здание Вышеградского музея, куда собирают местные исторические находки. Само здание - лишь малая часть бывшего здесь при Вратиславе королевского дворца. Под ним, в скале, воспетой целыми поколениями чешских поэтов, был проделан туннель. Это, кстати, всех очень расстроило, потому что во второй половине XIX века Вышеград выполнял для чехов роль некоего града Китежа - он, в противовес онемечившемуся Граду, стал символом чешского возрождения, поскольку именно отсюда, по легендам, началась Чехия. Ему посвящали стихи и картины. А тут его как-то техногенно дефлорировали
Капитульная церковь Святых Петра и Павла (sv. Petr a Pavel) тоже была заложена в третьей четверти XII века. По легенде, Вратислав специально посылал послов в Рим, получить благословение на постройку храма и внимательно изучить храм Святого Петра в Риме, на который собирался равняться. Папа не только благословил, но и послал в Прагу епископа, чтобы тот заложил краеугольный камень новой церкви. Вратислав сам участвовал в строительстве и на своих плечах вытащил из котлована 12 корзин земли, как это сделал когда-то император Константин. А потом своей же рукой положил 12 камней в основание церкви. Интерьер он велел украсить по образу и подобию римского собора. Правда, все это великолепие гуситы заботливо уничтожили. С тех пор храм не раз перестраивали, пока в 1885 году, пройдя все стили от романского до барокко, он не был окончательно перестроен в неоготическом. Над этим поработал архитектор Моцкер. В середине фасада - скульптуры Петра и Павла работы Хнатека. Алтарь с изображениями святых покровителей Чехии - произведение Кастнера в духе модерна. Внутренняя роспись храма - кисти Ф. и М.Урбановых, хотя все думают, что это Альфонс Муха: золотисто-зеленый модерн вполне в его духе.
На левой стене храма осталась небольшая барочная фреска, изображающая Вышеград в начале XV века. Так как написана она была на два столетия позже, за достоверность изображенного пейзажа никто ручаться не может. Еще там находится каменный романский саркофаг - так называемая гробница святого Лонгина, римского воина, который проткнул распятому Христу копьем левый бок, а позже стал ревностным христианином. На самом деле Лонгина в саркофаге нет, а останки, в нем хранящиеся, возможно, принадлежат кому-то из рода Пршемысловичей. В храме хранится и одна из жемчужин коллекции Рудольфа II - икона Девы Марии (алтарь у третьей ниши вправо), готическая реликвия 1355 года.

Слева от церкви - вход на Вышеградское кладбище (Vyšehradský hřbitov). Его основную и главную часть составляет Славин - самое престижное кладбище в Праге, аналог кремлевской стены. Но сюда кладут только творческую интеллигенцию, даже коммунисты не решались хоронить здесь своих. Из широко известных деятелей там похоронены поэты Врхлицкий и Неруда, скульпторы Мыслбек и Кафка, архитектор Гочар, художник Муха, композитор Дворжак, изобретатель Кржижек, нобелевский лауреат физик Хейровский. Однако композитор Сметана, писатель Чапек и мыслитель Риегр лежат не на аллее славы, а просто на оставшемся пятачке кладбища.
В Шульцовых садах за кладбищем стоит копия памятника святому Вацлаву 1678 года. Как и новый монумент на Вацлаваке, он конный, но здесь конь, несущий усталого, но торжествующего всадника, более похож на перекормленного пони, чем на боевого рысака. От парка изломанная булыжная улочка ведет прямо к нижним воротам Вышеграда, выходящим на Вратиславову улицу, к реке и Рашиновой набережной (Rašínovo nábřeží). Сильно утонувший в земле дом в конце улицы - старая таможня На Вытоне, занимавшаяся тем, что вытягивала (отсюда Вытонь) каждое десятое бревно из сплавлявшихся по Влтаве как городскую дань.
Оригинал первого памятника святому Вацлаву хранится в Лапидарии Национального музея на Выставиште

Под стенами Вышеграда

Вокруг крепости расположено несколько лучших кубистских строений Праги. Кубизм пришел в столицу Чехии конечно же из Парижа. Но в чешском кубизме главную роль играли не художники, как во Франции, а архитекторы. Ни один другой город мира не может сравниться с Прагой по количеству (и качеству) кубистских домов. Жилой дом N30 по Неклановой улице (на углу с Пршемысловой) считается одной из двух лучших кубистских построек Праги, наряду с домом "У Черной Богоматери". В кубистском духе проработаны самые мелкие детали, вплоть до дверных ручек. Дом возвели под руководством Франтишека Ходека в 1914 году. Обычно во всех путеводителях пишут, что архитектором был Йозеф Хохол, хотя никаких документальных подтверждений этому не существует. Дальше по Неклановой (N2) - еще один заметный кубистский дом, построенный архитектором Антонином Беладой. На углу Либушиной улицы и Рашиновой набережной стоит огромная Коваржовицова вилла (Kovařovicova vila), которую уж точно построил Хохол в 1913-м. Не поленитесь и обойдите вокруг дома: со стороны улицы и с набережной вилла выглядит, как два совершенно разных здания. Рядом еще две заметные виллы того же года. Обе построены известными архитекторами-кубистами, отошедшими на этот раз от своего любимого направления. По правую руку от творения Хохола - вилла Секвенс работы Отокара Новотного в стиле ар деко, а по левую - неоклассицистское произведение Эмила Краличека с кубистскими интерьерами. На самой Рашиновой набережной - еще три виллы работы Хохола (N6, 8, 10). Это так называемый "Тройной дом", возведенный архитектором для строителя Франтишека Ходека, композитора Йозефа Байера и архитектора Антонина Белады. Здесь Хохол, правда, позволил себе немного отойти от строгих кубистских принципов. Три виллы образуют единую композицию и спланированы так, как обычно планировали барочные дворцы. Средняя из них к тому же украшена скульптурной композицией, что в кубизме, вообще-то, не принято.

12. Холешовице Ориентация

Левобережная часть Праги справа от Градчан, Холешовице (Holešovice), - район сравнительно новый, без готических церквей и барочных домов. Но здесь сохранились два самых больших и любимых горожанами парка, Стромовка и Летна. Тут же - главный выставочный зал Праги и Выставиште, местная ВДНХ. Чуть дальше, в районе не столь приятном для прогулок, находится крупнейший пражский рынок. Что касается архитектуры, то в Холешовицах находятся Ярмарочный дворец и здание Энергопроекта - две самые крупные чешские постройки в стиле, который в России называется конструктивизмом, а здесь - функционализмом.9

Выставиште

В конце XIX века бурно развивающаяся Чехия решила самоутвердиться на международной арене и устроить в Праге Всемирную выставку. Мероприятие наметили на 1891 год, к столетнему юбилею выставки 1791 года, устроенной в честь коронования на чешский трон австрийского императора Леопольда II. Франц Иосиф в свое время решил, что императорского титула ему вполне хватит, и короноваться чешским королем отказался. Так что тут был политический подтекст - что, кстати, отметили местные немецкие промышленники, отказавшиеся принимать в выставке участие. Это сыграло против них - чехи быстро доказали, что легко могут все сделать сами.
Под возведение павильонов выделили единственный близкий к центру, но пустой район. К 1890 году уже вовсю строились здание выставки чешского искусства, почта, телеграф, административный центр, фонтаны, эстрадные сцены и еще около десятка зданий. Центром выставки сразу стал Дворец промышленности (Průmyslový palác), построенный Бедржихом Мюнцбергером в духе французского ар нуво. Основу конструкции сделали из железа, что должно было символизировать мощь чешской металлургии. При коммунистах здание переименовали в Дворец съездов, а само Выставиште - в Парк культуры и отдыха имени Юлиуса Фучика. 23 июня 1954 года газета "Народная демократия" писала: "Постройка Дворца съездов и его огромные залы отвечают всем нашим культурным и общественным потребностям Средний зал будет для съездов, заседаний и торжественных мероприятий Правое крыло и зал будут для культурной жизни, здесь будут бильярд, шахматы и библиотека а в левом крыле будет наша самая большая и самая красивая танцплощадка". Примерно так все и получилось. Здесь проводят не только самые крупные пражские выставки, но и самые крупные пражские рейвы - для них высокий просторный дворец действительно оказался идеально приспособлен.

С левой стороны от дворца - Академия изобразительных искусств, а с правой - Лапидарий Национального музея, где хранятся 400 каменных статуй XI-XIX столетий, которые уже не могут выдерживать загазованности современного воздуха. Среди них - надгробие дочери короля Вацлава II, того самого, кому стоит памятник на одноименной площади. Предшественник той конной статуи на Вацлавке (работа Яна Иржиха Бендла) тоже живет теперь в Лапидарии, вместе с фигурами из собора Святого Вита, памятником Францу I, снятым с постамента в 1918 году, и оригиналами статуй Карлова моста.
За лапидарием стоит арена "Пегас" (архитекторы Красны и Бяумелт, 1962), место проведения хоккейных матчей чешской сборной и концертов заезжих рок-звезд, от Мэрилина Мэнсона до Бориса Гребенщикова, а перед ней - символическая скульптура, эдакий памятник неизвестному хоккеисту.
За Промышленным дворцом стоит Марольдова панорама (Maroldovo panorama), изображающая историческую битву при Липанах, в которой 30 мая 1434 года пражане вместе с королевскими войсками и умеренной фракцией гуситов разбили радикальных таборитов, требовавших все взять и поделить. В 1898 году это событие в эпическом духе отобразил Йозеф Марольд. В январе 1929-го в необычно сильный для Праги снегопад крыша панорамы не выдержала и обвалилась вместе со стенами. В 1932 году нашлись деньги, чтобы ее восстановить, но новое здание оказалось на метр шире, чем нужно, и лишнее пространство заполнили никому не нужными пейзажами.
Автор Кржижикова фонтана, стоящего прямо за Промышленным дворцом и бьющего в такт цветомузыке, - изобретатель и рационализатор Кржижик - также построил в Праге первую трамвайную дорогу, подсветил Национальный театр и основал первую в городе школу электротехники.
Когда из-за границы не привозят настоящих развлечений, стоящих больших денег, по территории выставки, как по парку Горького, шляется деревенский народ, который привлекают сюда грубые и дикие аттракционы и зазывная музыка. На американских горках страшно не только потому, что высоко и быстро, но и потому, что кажется, что они вот-вот развалятся. В местном тире можно крон за триста пострелять из настоящего пистолета, а то даже прийти со своим.
Копия первого памятника Вацлаву работы Яна Иржиха Бендла выставлена на Вышеграде
Посещение Марольдовой панорамы пн-пт 14.00-17.00, сб-вс 10.00-17.00. Вход - 20 Kč, для детей - 10 Kč