Введение.
Путешественникам современного стремительного мира требуется гораздо больше, чем комфорт и однотипные услуги. Меняется менталитет, менталитет, в принципе, всего интеллектуального мира. Отель в современном мире – это полноценная часть туристического опыта, источник не только комфорта, но и эстетического удовольствия. В цене стиль и авторство. С каждым годом публика становится все более искушенной, а интерьеры постепенно превращаются в сплошные арт-объекты. Теперь новые гостиницы становятся воплощением творческого замысла архитектора или дизайнера. Целостный образ отеля складывается из множества вариаций
на какую-нибудь заданную тему. Оригинальные идеи, неожиданные решения, инновационные архитектурные и дизайнерские решения от известных мастеров завоевывают сердца все новых и новых путешественников. Тема этого реферата актуальна ввиду того, что историю появления и развития гостиниц, с точки зрения эстетики условно можно разделить на три этапа. Проектирование гостевых дворов, проектирование гостиниц по типологическому принципу, проектирование сетевых гостиниц. Наступил четвертый этап – проектирование дизайн-гостиниц. «Человечество прекрасно попадается в ловушки, которое само же себе и расставляет. Впрочем, подчас само же и находит способ из них выпутаться. Казалось бы, не так и много времени прошло с тех пор, как появились первые сетевые отели, обеспечивающие своим клиентам одинаковые условия независимо от того, в какой стране мира отель расположен. Состоятельные путешественники радовались возможности быть уверенными в качестве получаемого продукта, а сами отельеры привыкли рассматривать отели именно как продукт, с четкими параметрами и характеристиками. Более-менее стандартные размеры, стандартные цвета, стандартный набор технологий и услуг, классическая роскошь. Но со временем оказалось, что люди, готовые платить за комфорт, устают от его однообразия. Роскошь не стала бледнее – к ней привыкли, она стала естественной и обыденной для тех, кто может ее себе позволить постоянно. Состоятельные клиенты почувствовали себя в ловушке однообразия. В знаменитом романе “Отель” Артура Хейли говорилось: “Ваши отели - холодные, безликие, в них нет человеческого тепла. Они словно созданы для автоматов”… И тогда человечество вновь нашло выход из ловушки – на свет появились бутик-отели.» Вот и появилось понятие «стандартизации» по Платону, понятие однообразия – слово «однообразие» подразумевает один образ – это суть идеи по Платону. Идея связана с предметным воплощением – гостиница реализована как объект, в ней временно проживают, однако аристотелевская гостиница в новом мире стала не просто гостиницей, она стала местом для душевного отдыха, для эстетического достижения, она стала вместилищем духа, она раскрывает внутреннюю идею «гостинности».
2. Новый русский уют.
Россия изучила азы гостеприимства. Еще 10 лет назад о соответствии европейским стандартам, а тем более о конкуренции с западными гостиничными брендами не могло быть и речи. Сейчас владельцы отелей и архитекторы не хотят, чтобы российские гостиницы во всем копировали стандартные европейские отели. Тенденция универсализации стала изживать себя, уступая место идее индивидуализации.
Основой создания и последующего развития современного российского гостиничного рынка стала советская гостиничная сеть. В 80-е гг. прошлого века в СССР система всесоюзного массового туризма охватывала более 50 млн человек. После перестройки неблагоприятные экономические условия и ошибки быстрого реформирования негативно сказались на развитии сферы гостеприимства. «До 2004-2005 гг. ни крупные корпорации, ни финансовые структуры не проявляли большого интереса к гостиничному бизнесу. Было заявлено о нескольких проектах, которые так и не были реализованы», — вспоминает Андрей Канорский, генеральный директор компании Avant Group.
Сейчас строительство гостиниц становится все более актуальной темой и в Москве, и в регионах России, ведь качественные отели повсеместно в дефиците. По словам Андрея Канорского, в существующих объектах современным требованиям соответствует не более 20-25%, все остальное требует комплексной реконструкции или замены. Только для того чтобы восстановить доперестроечные объемы по отрасли, нужно реконструировать или заново построить не менее 200 000 номеров.
Развитию гостиничного рынка, с одной стороны, способствует поступательное развитие экономики и сырьевого сектора, которое обеспечивает наличие свободных денег, а с другой — наличие огромного потенциального рынка, в формирование которого эти средства можно было бы вложить.
По данным Российской гостиничной ассоциации (2007 г.), на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70% всего оборота гостиничного рынка России. Но следует ожидать, что соотношение будет постепенно меняться в пользу регионов — в провинции строится все больше гостиниц. Речь идет о курортных городах — и прежде всего о Сочи, инвестиционная привлекательность которого сегодня не уступает столичным городам. К числу стремительно развивающихся районов относится также ряд городов-миллионников. Быстро растет отельный бизнес в Калининграде, Томской и Волгоградской областях, на Урале (в частности, в Челябинске и Екатеринбурге), а также в Красноярске.
2.1. смена настроения.
До недавнего времени оформители гостиничных номеров делали ставку на консервативную классику. Интерьер создавался на годы, обращение к ультрамодным веяниям и тенденциям сезона было неприемлемо. Дизайнеры придерживались мнения, что интерьер сетевого отеля должен быть универсален и узнаваем в любой стране.
От дизайна требовалось оптимальное решение пространства заданной площади и его функциональной нагрузки, тиражируемые конструктивные решения мебели и декора. «В интерьерах гостиниц необходимо учитывать ряд моментов, имеющих свою специфику, что обязательно сделает интерьер менее красочным, — говорит Андриан Куликов, директор компании Domus Aurea. — В гостиницах, например, должны быть обеспечены более жесткие меры безопасности, и предлагаемые и возможные для использования материалы выглядят не столь богато и красиво, как в интерьере частного жилья».
Однако последние несколько лет инвесторы и владельцы отелей в погоне за клиентами стали больше внимания уделять индивидуальности гостиничных номеров. «В настоящее время гостиничный номер — это театр, где дизайнер играет свою роль, — сравнивает Аарон Бецки, куратор XI Венецианского архитектурного биеннале. — Поэтому ценится более творческий, эмоциональный подход к оформлению такого помещения. Дизайн интерьера нацелен на создание у посетителя гостиницы чувства защищенности, уединенности, которого так не хватает в сегодняшнем мире».
Арилд Ховланд, старший вице-президент компании «Резидор», объясняет сложившуюся тенденцию изменением клиентуры. «Деловые люди, вынужденные путешествовать, становятся моложе, а среди желающие просто отдохнуть, наоборот, больше людей старшего поколения, — объясняет эксперт. — Кроме того, клиенты стали понимать, что отель — это не просто место, где можно остановиться. Сейчас это в том числе место для постоянного проживания».
2.2. Стандарты и комфорт.
Внешний облик гостиничного помещения также строго регламентирован международными стандартами. При проектировании и строительстве новых объектов, ориентированных на международный рынок или заявляющих себя как объекты мирового класса, крайне важно соответствие международным критериям качества, например европейскому гостиничному стандарту (EUHS). Наличие международного сертификата качества позволит использовать международную символику с указанием соответствующей категории и способствовать продвижению гостиницы в международных системах бронирования.
Помимо международных стандартов сертификации каждая международная гостиничная сеть, будь то Hilton или Marriott, имеет свои внутренние стандарты. Например, согласно международной сертификации в отелях уровня «4 звезды» в холлах должно быть мягкое напольное покрытие, а в стандартах определяется, какого цвета это покрытие должно быть во всех отелях сети. Новые гостиничные объекты, открывающиеся под самостоятельным управлением, стараются приблизиться к этим стандартам. Но в дальнейшем изменение архитектурных стилей и дизайна интерьеров будет идти в разных направлениях: если раньше операторы старались копировать международные стандарты, то сейчас выражение «гостиница высокого класса» стало приобретать иное значение.
2.3. Не как все.
Философия оформления таких отелей состоит в том, чтобы каждый имел свое лицо. Авторская работа дизайнера становится связанной с историко-культурными особенностями российской действительности. Например, интерьер отеля «Достоевский» в Санкт-Петербурге решен в стилистике Петербурга времен Достоевского.
Гостиница «Ленинградская» в Москве построена в 1950-х гг., это одна из семи знаменитый сталинских высоток, высота 28-этажного отеля — 136 м. За полвека своего существования «Ленинградская» приняла 2 млн гостей. Снаружи здание кажется строгим, но внутренняя отделка выполнена в стиле барокко. Здесь и бронзовые решетки на лестницах, и расписные, лепные, даже резные деревянные потолки, и бронзовые люстры и львы, и монументальная мебель из ценных пород дерева.
1 ноября 2005 г. ЗАО «Моспромстрой» приступило к реконструкции отеля, которая завершилась в мае этого года. В результате перепланировки количество номеров с 329 уменьшилось до 275, а их минимальная площадь увеличилась с 18 до 33 кв. м, что соответствует мировым стандартам гостиниц класса «4 звезды». В каждом номере есть кондиционер и климат-контроль, высокоскоростной интернет и WiFi, жидкокристаллический телевизор, многоканальное спутниковое телевидение, электронная ключ-карта, мини-бар и многое другое. После реставрации в отеле появятся три конференц-зала, банкетный зал, VIP-буфет, бизнес-центр, комнаты для совещаний и эксклюзивные президентские номера метражом 145 кв. м. На минус 1-м этаже, где раньше находилось давно заброшенное бомбоубежище, теперь оборудовали фитнес-клуб и бассейн. В гостинице полностью заменены технические и инженерные системы, которые были изношены на 90%. Рабочие установили новые лифты, противопожарную систему, заменили системы водоснабжения и вентиляции, электропроводку, канализацию, отопление. «Моспромстрою» удалось сохранить архитектурно-художественный образ интерьера отеля, гордятся в компании. Собственниками гостиницы «Хилтон-Ленинградская» являются ОАО «Садко Отель» и правительство Москвы. Объем инвестиций в реконструкцию составил более $100 млн.