В ходе учебной экскурсии слушателей необходимо учить анализировать музейный материал, обобщать, делать выводы на основе наблюдений.
По своей форме учебные экскурсии могут быть типичными тематическими экскурсиями со всеми присущими им особенностями. Получили распространение и такие виды учебных экскурсий, как экскурсии-уроки, экскурсии-семинары, экскурсии-лекции. Экскурсии-уроки проводятся в экспозиционном зале музея, причем часто их проводит учитель, и они сочетают в себе особенности экскурсии (сообщение нового материала слушателям с использованием музейной экспозиции) и особенности урока (опрос, повторение).
Одной из форм работы в некоторых музеях являются экскурсии-лекции. При недостатке музейного материала по теме часть ее раскрывается лекционным путем (иногда с диапозитивами и диафильмами). Такая лекция сочетается с экскурсией по экспозиции. Эта форма учебной экскурсии получила распространение в небольших художественных музеях, например, в темах о творчестве отдельных художников, когда в музее имеется всего одна – две картины этих мастеров и раскрытие темы только на экспозиционном материале невозможно. В таких случаях жизнь и творчество мастера характеризуется в лекции, а затем иллюстрируется имеющимися в музее картинами.
Специальные учебные и учебно-методические экскурсии могут быть весьма разнообразными по своим целям, содержанию, составу слушателей. Их особенность заключается в том, что они предназначены для узких специалистов и проводятся по специальной программе. В соответствии с этим определяются тема и цель, производится отбор экспонатов. Каждая специальная экскурсия индивидуальна, своеобразна и проводится, как правило, один раз. В большинстве случаев такие экскурсии проводятся для специалистов, изучающих музейные материалы. Например, экскурсии специалистов в фонды или по экспозиции музея для изучения одежды, тканей, вышивок, старопечатных книг или рукописей и т. п. или экскурсии искусствоведов, художников в запасники художественных музеев. Специальной учебной может быть экскурсия и для начинающих музейных работников. Ее цель – показать, как создается экспозиция, как разрабатывается экскурсия и т. п., такие экскурсии являются методическими.
Содержание и методика проведения экскурсии зависят от уровня образования, интересов, запросов, целей посетителей, что в конечном итоге определяется их возрастом, социальным положением, профессией, местом жительства и т. д. Каждая классификационная группа будет иметь свои возрастные, психологические, социально-профессиональные особенности.
По возрасту экскурсантов можно выделить:
1) группы взрослых,
2) молодежные группы,
3) группы детей и подростков,
4) группы дошкольников,
5) группы смешанного возраста.
По социальному составу экскурсантов разделяют обычно по следующим группам: рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры, студенты вузов.
Дифференциация экскурсантов может идти и по линии «местные жители - туристы», так как цели и запросы этих двух категорий экскурсантов будут различными, что должно найти отражение в содержании экскурсий.
Туристы приходят в музеи, чтобы получить общее представление, общие сведения, интересную информацию о музее, о городе и крае, куда они приехали. Их интересы ограничиваются, как правило, общим знакомством, им нужна широта охвата материала, ознакомление с впечатляющими аттрактивными экспонатами, знаменитыми памятниками.
ЛЕЦИЯ № 7. СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
Главными элементами любой экскурсии являются показ объектов и рассказ о них. Необходимо отметить, что важнейшее место занимает именно показ объектов, на основании которого строится рассказ. Соотношение показа и рассказа в экскурсии может меняться, в зависимости от числа объектов по теме (памятники истории и культуры, здания, сооружения, достопримечательные места), фактического материала экскурсовода, характеризующего их, и т.д.
От того как экскурсовод организует подготовку и проведение экскурсии зависит комплексное впечатление экскурсанта от объектов экскурсии – памятников истории и культуры, памятных мест и достопримечательностей. Квалифицированная экскурсия позволяет не только увидеть объект, но и узнать историко-культурную характеристику данного объекта, его значение для истории и культуры края.
Каждая подтема экскурсии строится на показе конкретного объекта и рассказе о событии, связанном с ним. Осмотр объектов и их показ не одно и то же.
Осмотр – это поверхностное, чаще всего безкомплексное, самостоятельное знакомство с тем или иным объектом. При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника.
Показ – это более глубокое ознакомление с объектами, связанный с наблюдением объекта в естественной обстановке под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). Показ – действие экскурсовода, направленное на выявление сущности экскурсионного объекта, способ ознакомления с экскурсионным объектом, процесс извлечения зрительной информации из объекта, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.
Экскурсионный показ включает ряд составляющих:
1) собственно наблюдение объекта;
2) осмотр экспонатов и дополнительных материалов («портфель экскурсовода»);
3) использование приема зрительной реконструкции.
Кроме того, показ на экскурсии имеет ряд специфических характеристик:
1) активность показа (анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью приемов экскурсионной методики);
2) логическая последовательность показа (связь экскурсионных объектов единой логической системой показа и рассказа);
3) опережающая роль показа(показ предшествует рассказу, поскольку основой экскурсии являются зрительные восприятия).
Выделяют несколько уровней показа:
1) предварительный обзор объекта (ориентация экскурсантов в пространстве);
2) работа с отдельным экскурсионным объектом;
3) подробное изучение объекта.
Особое значение для экскурсии имеет принцип наглядности, который построен на чувственном восприятии действительности. Принцип наглядности лежит в основе познавательной деятельности экскурсантов. Основное назначение наглядности – активизация чувств и представлений человека, участвующего в экскурсии. Наглядность в экскурсиях способствует тому, что благодаря восприятию определенных предметов и явлений у людей возникают представления, правильно отображающие объективную действительность. В настоящее время в большинстве экскурсий наглядность рассчитана на зрительный вид восприятия.
Средства наглядности в экскурсионной практике делят на два основных вида:
1) предметные, подлинные средства – памятники истории и культуры, объекты, которые являются основой показа;
2) дополнительные средства – иллюстрационный материал по теме экскурсии, являющийся основой «портфеля экскурсовода».
Важная роль в экскурсии отводится дополнительным средствам наглядности.
«Портфель экскурсовода» – комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Важнейшая задача «портфеля экскурсовода» в восстановлении недостающих зрительных элементов при показе. Иногда состояние исторического объекта предопределяет необходимость сформировать представление о его первоначальном виде. Для этого и используются фотографии, проекты зданий, сооружений, памятников. Часто возникает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к данному объекту или событиям, с ним связанным. Более компетентной экскурсию делает демонстрация копий документов, рукописей, относящимся к событиям, о которых рассказывает экскурсовод. Задача наглядных пособий на экскурсии – дать представление о растениях, минералах, механизмах с помощью показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей.
«Портфель экскурсовода» создается по каждой теме, если этого требует зрительный ряд. Количество предметов, включенных в «портфель экскурсовода» не должно быть велико, так как в этом случае они будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, и рассеивать их внимание.
К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладываются пояснения и справочный материал. Аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе того или иного экспоната экскурсантам.
«Портфель экскурсовода», вспомогательные наглядные пособия, включенные в него, являются активными участниками процесса показа. Требования методики состоят в том, чтобы эти пособия не перегружали экскурсию, не заслоняли подлинных объектов, а лишь дополняли показ.
Существует несколько видов показа экскурсионных объектов:
1) демонстрация объекта из окон движущегося экскурсионного автобуса (в процессе экскурсовод озвучивает путевую информацию);
2) наблюдение объектов без выхода группы из автобуса, на его стоянке (экскурсовод осуществляет подробный анализ экскурсионного объекта);
3) осмотр объектов на остановке с выходом экскурсантов из автобуса (осуществляетсяглубокий показ, многоплановый анализ объекта).
В основе проведения экскурсии лежит правило «от показа к рассказу», которое является основой экскурсионного дела.
В рамках экскурсионной работы экскурсовод, в зависимость от ситуации, объекта, группы – ее состава, использует те или иные способы демонстрации объекта – приемы показа. Методические приемы показа делятся на: общие, характерные для всех экскурсий, частные, и единичные приемы, используемые при осмотре и изучении одного объекта. Смысл использования приемов экскурсионного показа - это интенсификация наблюдения и изучения объекта.