3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.
4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.
Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.
Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.
Извращенными (вредоносными) можно назвать те потребности, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода "человек".
Это - чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции.
Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе в своей книге "Одномерный человек": "Ложными" являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате -эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежит к этой категории ложных потребностей".
Но какие потребности Маркузе называет истинными потребностями? "Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности, - пишет Г. Маркузе, - питание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уровнем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой удовлетворения всех потребностей как не сублимированных, так и сублимированных". И дальше: "Оптимальной задачей остается вытеснение ложных потребностей истинными и отказ от репрессивного удовлетворения".
Одна из самых популярных классификаций потребностей принадлежит X. Меррею. Потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими.
Согласно Х. Мюррею, список потребностей таков:
1. доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
2. агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
3. поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
4. отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
5. автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
6. пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
7. потребность в уважении и поддержке;
8. потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
9. потребность быть в центре внимания;
10. потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
11. эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
12. социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
13. потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
14. потребность оказания помощи;
15. потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
16. потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
17. потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
18. потребность избегания опасности;
19. потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
20. потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.
В свободной энциклопедии «Википедия» приведена следующая классификация потребностей:
Потребности различают:
по сферам:
· биологические,
· трудовые,
· познания,
· общения,
· отдыха;
по объекту потребностей:
· материальные,
· духовные,
· этические,
· эстетические,
· другие;
по функциональной роли:
· доминирующие/второстепенные,
· центральные/периферические,
· устойчивые/ситуативные;
по происхождению:
· врожденные,
· простые приобретенные
· сложные приобретенный
по субъекту потребностей:
· групповые,
· индивидуальные,
· коллективные,
· общественные.
В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.
Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.
Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.
Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков — три группы: обеспечения, призвания и престижа.
Прежде чем произвести сравнительный анализ типов классификации потребностей, я хотела бы сначала выявить преимущества и ограничения каждой классификации, приведенных в первой главе.
Классификация Томаса.
· Преимущества: преимуществ данной классификации я не вижу.
· Ограничения:
Томас хотел ответить на вопрос о минимальном числе психических потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы человек мог нормально функционировать в обществе. В двадцатых годах он исследовал молодых проституток и пришел к выводу, что отклонение их жизненного пути от социальных моделей вызвано именно неудовлетворением основных психических потребностей. У. И. Томас выделил на основании эмпирических исследований четыре таких потребности: потребность в безопасности, потребность в признании, потребность в дружбе и потребность в новом опыте. Если знания об этих потребностях верны, это бы означало, что опираясь на них, можно проводить профилактические мероприятия и заниматься ресоциализацией.
Ограничением является то, что Томас использует идею выделения именно минимума потребностей, в отличие от длинных списков, составленных в те же годы биологически ориентированными исследователями. Однако никогда они не выполняли своей роли, поскольку были слишком сложными. Было также непонятно, почему были выделены те, а не иные потребности, в результате чего их не удалось использовать ни в практических целях, ни для создания концепции личности".