Рассмотрим, что нового вносили индустриальные производства второй половины XIX в. в организацию услуг. Важнейшими этапами индустриализации дореволюционной России стали промышленные подъемы 1893-1899 и 1909-1913 гг. Усиливающаяся конкуренция создавала в отечественной производственной практике современные формы организации и обслуживания, облегчающие сбыт продукции.
К 80-м годам XIX в. российские промышленники, чтобы ограничить конкуренцию между собой, начали создавать сбытовые объединения (картели и синдикаты), члены которых регулировали размеры производства, цены, условия продажи и другие немаловажные вопросы.
Крупные зарубежные фирмы и компании, работающие в России (например, компания Зингера, товарищество братьев Нобель, заводы сельхозмашин), сбывали свою продукцию через специальных представителей на местах, которые гарантировали послепродажное обслуживание.
Среди направлений индустрии, имеющих прямое отношение к массовым видам услуг, следует указать на развитие средств передвижения (железнодорожное строительство и паровозостроение, теплоходо- и самолетостроение). Естественно, что предпринимателям-одиночкам было не под силу организовать работу крупных предприятий, на которых производились рельсы, паровозы, вагоны, крупные суда, тем более самолеты. Поэтому в конце XIX в. в России получают распространение различные формы капиталистических ассоциаций, из которых наиболее жизнеспособными оказались акционерные общества и товарищества на паях. К началу XX в. они преобладали в большинстве отраслей российской промышленности.
Следует также подчеркнуть, что на рубеже XIX-XX вв. эмансипировалась и проявила необычную инновационную мощь русская техническая мысль. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1912- 1913 гг. Русско-Балтийский завод в Санкт-Петербурге приступил к производству крупных многомоторных самолетов конструкции Игоря Сикорского «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Правительство Великобритании в 1913 г. уведомило русское правительство о намерении закупить аэропланы для своего морского флота, но этим планам помешала война.
Среди других отраслей индустриального производства, имеющих прямое отношение к сфере услуг, следует указать на текстильную и пищевую, которые являлись крупнейшими отраслями российской экономики того периода. Так, в кондитерской промышленности (ее предприятия размещались в основном в крупнейших центрах России) множество десертных сладостей ранее создавались лишь искусными кондитерами и украшали стол богатых людей. Теперь эти сладости стали предметом фабрично-массового производства и доступны среднеобеспеченному покупателю. В Санкт-Петербурге в этом направлении работало Товарищество «Жорж Борман», Торговый дом «Блигкен и Робинсон», фабрики купца В.Конради, фирмы «Георг Ландрин». Для москвичей сладости создавали «Товарищество А. Абрикосова и сыновей», Торговый дом «Сиу и К°», «Товарищество Эйнем» и другие кондитерские фирмы.
Рассмотрим роль кредитно-банковских операций в развитии услуг дореволюционной России. Ни индустриальное производство, ни торговля, ни обслуживание невозможны без кредита, оборота ценных бумаг и финансов. В конце XIX в. основной сферой деятельности русских банков стал учет векселей и товарно-ссудные операции. Покупатель вместо оплаты товара наличными обычно вручал продавцу вексель, по которому обязывался выплатить всю сумму в определенный срок. Продавец мог не дождаться истечения оговоренного срока, а учесть вексель в банке и получить свои деньги за вычетом учетного процента. Отправив товар клиенту, он мог получить ссуду в банке под залог товарных накладных.
В начале XX в. банки начали самостоятельно проводить торговые операции с хлебом, сахаром, льном, каракулем, другими оптовыми товарами повседневного спроса и пищевыми продуктами. Экономический союз крупных банков и торговых фирм определял ситуацию на внутреннем рынке Российской империи вплоть до революции 1917 г.
Рассмотрим теперь трансформацию рекреационных и художественно-эстетических потребностей, а также связанных с ними услуг в досуговой области. С этой целью проанализируем, как население страны использовало свободное время. Народная культура периода Московской Руси сохраняла свои обычаи и традиции отдыха. Так, представители средних и низших слоев русского общества предпочитали народные игры, а также борьбу, кулачные бои, которые в городах проходили на открытом воздухе. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» - устраивали травлю медведей и волков собаками. Для царя устраивали медвежью «потеху» в Кремле или в подмосковных царских усадьбах. Представители всех сословий любили соколиную охоту, охоту с борзыми, хотя это было доступно далеко не всем. Позже охота с кречетами и борзыми превратилась в забаву господствующих слоев.
В период Московского царства по улицам городов и деревенских поселений, а также по ярмаркам ходили группы скоморохов, которые были одновременно актерами, музыкантами, циркачами, танцорами. Однако в конце XVII в. борьба церкви со скоморошеством упразднила эту форму развлечения. Во времена скоморохов на городских улицах, в отдаленных селах можно было встретить сказителя, гусельника, которые были хранителями народного поэтического и музыкального творчества и по существу выполняли важную развлекательную функцию. В домашнем обиходе русские увлекались игрой в зернь (фишки, покрашенные в белый и черный цвет), в шашки, карты. Представители высших слоев любили играть в шахматы. Для женщин из простых семей строились во дворах качели.
Все перечисленные особенности свободного времяпрепровождения граждан страны в XVI-XVII вв. свидетельствуют о том, что развлечения не выходили за рамки традиционной культуры и в основном развивались на основе традиций или на самодеятельной основе - не существовало специальных общественных заведений и организаторов-профессионалов, которые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом и развлечениями горожан. В XIX в. в русских крупных городах отечественные предприниматели приложили немало усилий к тому, чтобы отдых горожан приобрел общественный характер и организованные развлечения получили массовое распространение.
Немало интересного об организаторах «сферы услуг массового типа» можно почерпнуть из воспоминаний русского писателя Ивана Шмелева (1873-1950) о своих детских годах. Проживая после революции во Франции, он вспоминает свое детство, которое прошло в Москве в 70-е годы XIX в. в патриархальной староверческой семье. Его дед занимался строительством, а отец вынужден был подряжаться на самые разные заказы, в том числе на заказ от городской власти на организацию отдыха москвичей. И. Шмелев вспоминает о своем отце: «С пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и баржи с лесом и щепным товаром. После смерти отца занимался подрядами: строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал портомойни на реке, купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы на Девичьем поле и под Новинским... Последним его делом был подряд по постройке трибун для публики на открытии памятника Пушкину».
Писатель вспоминает о «рядовых исполнителях» подрядного дела: «...В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Во дворе стояла постоянная толчея. Много было ремесленников - бараночников, сапожников, скорняков, портных. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружали и раскрашивали щиты для иллюминации. В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов. Художники с Хитрова рынка храбро мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пестрых боев. Здесь были моря с плавающими китами и крокодилами, и корабли, и диковинные цветы, и люди с зверскими лицами, крылатые змеи, арабы, скелеты - все, что могла дать голова людей в опорках, с сизыми носами, все эти "мастаки и архимеды", как называл их отец».[5]
Еще до революции одним из первых в отечественной литературе И.Шмелев сделал героем своего крупного произведения не представителя дворянства, не революционера, а работника «сферы обслуживания» - официанта одного из модных столичных ресторанов.
Между революциями 1905 и 1917 гг. массовые развлечения и общественный отдых жителей крупных городов России носили во многом уже современный характер, как по содержанию, так и формам организации. Целый ряд особенностей художественно-эстетических процессов и массового спроса на зрелища свидетельствовал о том, что страна переживала этап становления индустриальной культуры. В этот период публика в столичных городах России с удовольствием ходила в театры, но серьезным пьесам предпочитала оперетту. Царем эстрады был романс - классический, цыганский, городской. За откидное место на концерте певицы Анастасии Вяльцевой платили по 25 рублей (немалые деньги!). Начинал входить в моду кинематограф. В 1914-1916 гг. на отечественном экране царили актеры Вера Холодная, Иван Мозжухин, Осип Рунич.
Накануне войны 1914 г. среди городской публики вошли в моду спортсмены (особенно цирковые борцы - Поддубный, Заикин, Крылов), а также автогонщики и авиаторы. В апреле 1912 г., чтобы посмотреть на «мертвую петлю» в исполнении А. Габера-Волынского, на московском аэродроме собралось около 200 тыс. зрителей.
Следует лишь подчеркнуть, что представленные выше характеристики сервисной деятельности современного типа развивались в дореволюционной России в столицах и крупных городах - административных или культурных центрах. Русская провинция, тем более национальные окраины (кроме городских центров Польши, отчасти Северного Кавказа) оставались во власти традиционной культуры. В то время современные формы обслуживания там были редкостью.