Выводы к 1 разделу
Религиозный туризм - это познавательное путешествие к культовому сооружению, монастырю, видпустового месту или месту связанному с жизнью и деятельностью выдающихся представителей Церкви. Главной целью религиозного туризма является ознакомление с духовным и историческим наследством народа, а также, в частности, отдых и получение морального удовольствия.
Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
- паломнический туризм;
- религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
Паломничество (от лат. Palma — «пальма») - путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим особое значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы [15].
Религиозный туризм экскурсионно-познавательного значения подразумевает под собой посещение центров существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Путешественников интересует религиозное наследие - рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое.
Глава 2. Религиозный туризм и центры религиозного туризма в Украине
2.1. Религиозный туризм в христианстве
Как нам известно, в Украине преобладает христианство.
Христианство - самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая около 2 млрд. человек (почти каждый третий житель Земли является христианином). Христианство включает в себя два основных направления: ортодоксальная церковь (восточная церковь) и католическая церковь (западная церковь). Многие ученые выделяют в качестве направлений христианства еще и протестантизм, монофизитство и несторианство, а также многочисленные религиозные течения, движения и деноминации. В действительности протестантизм является лишь направлением западной церкви, т. е. выделился из католицизма. Монофизитство и несторианство представляют собой ереси, осужденные как восточной, так и западной церковью. Специфику христианских паломников во многом определяют особенности религиозного сознания верующих.
В качестве основных мотивов паломничества следует выделить следующие:
- желание помолиться и прикоснуться к чудотворной иконе, нетленным мощам;
- исповедаться в культовом центре или религиозном центре, либо у известного религиозного деятеля;
- выполнить богоугодные работы;
- сделать пожертвование;
- обрести благодать;
- излечиться от болезни;
- выполнить обет.
Особенности паломничества в христианстве могут различаться в разных направлениях, сектах и деноминациях. Характер этих поездок, их интенсивность зависят также от особенностей экономического и политического положения в той или иной стране, уровня материального благосостояния граждан, их социального и профессионального положения. Прямо или косвенно на особенности поездок религиозных туристов влияет географическое положение и климат в местах поездок.
Христианство является второй по времени возникновения после буддизма мировой религией с богатым культурным и духовным наследием. Во многих странах мира имеются многочисленные христианские святыни и памятники, культурные ценности представлены в музеях большинства крупных городов.
Христианство неразрывно связано с жизнью и деятельностью Иисуса Христа. В возрасте 30 лет Иисус Христос принял крещение у Иоанна Крестителя в реке Иордан. В течение трех лет он проповедовал в Палестине, его учение изложено в Нагорной проповеди. В Иерусалиме Иисус Христос был предан одним из своих апостолов Иудой, распят, а через три дня воскрес.
В основе христианства лежат два основных принципа: идея греховности и идея прощения. В культах отправления христианства важное место принадлежит почитанию креста. С III в. н. э. христианство стало постепенно разделяться на западное и восточное. Восточное христианство оформилось в Византии. В 1054 г. произошел окончательный раскол (Великая схизма) церквей.
Священным писанием христианства является Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. В Новый Завет вошли 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий, 14 посланий апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова.
Подавляющее большинство христиан признает два важнейших догмата: о Святой Троице и о двух природах Иисуса Христа - божественной и человеческой.
В христианстве сложилось семь таинств:
1) крещение;
2) миропомазание;
3) причащение (евхаристия);
4) исповедь;
5) брак;
6) елеосвящение;
7) священство.
Во время совершения таинств верующие мистически приобщаются к Божественной благодати. Все семь таинств признают православные и католики, хотя в совершении таинств между ними имеются отличия. В протестантизме таинства считаются просто обрядами. Причем большинство протестантских организаций сохранили только крещение и причащение. А такие христианские конфессии, как квакеры, отвергают не только таинства, но и все другие христианские обряды.
Богослужебная практика у христиан различных направлений очень разнородна. От торжественной литургии в православии и мессы в католицизме до простой богослужебной практики в протестантизме.
В церковной организации разных христианских конфессий также существуют значительные различия - от жесткой централизации (Римско католическая церковь, протестантская деноминация и адвентисты седьмого дня) до фактически полной независимости каждой церковной общины (конгрегациональные церкви, церкви Христа и т. д.).
В IX в. христианство приняли болгары и сербы. В 988 г. произошло крещение Руси князем Владимиром. С этого времени христианство стало укрепляться на Руси. В середине XVI в. в Москве состоялся Стоглавый собор (его постановления включали 100 глав). В 1589 г. на Руси было учреждено патриаршество.
В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу, основными элементами которой были:
1) установление единого культа богослужения, при этом за образец брался греческий богослужебный чин, а богослужебные книги исправлялись по греческим образцам;
2) обычай одновременно читать и петь разное был заменен единоголосием;
3) вводилось крестное знамение тремя перстами вместо двух, поясные поклоны;
4) крестные ходы по солнцу были заменены ходами навстречу солнцу.
Против никоновской реформы выступила часть духовенства во главе с протопопом Аввакумом и их сторонники среди прихожан. На соборе в 1666- 1667 гг. противники Никона были преданы анафеме. Так появилось течение старообрядцев. Старообрядцев государство преследовало вплоть до конца XIX в. Догматических расхождений почти нет, отличия старообрядцев касаются в основном обрядовой части:
1) признают двуперстное крестное знамение;
2) только земные поклоны;
3) восьмиконечный крест;
4) "Исус" без второй буквы "и";
5) во время причастия семь просфор, а не пять.
При Петре I управление церковью перешло в руки государства, патриаршество было ликвидировано, делами православной церкви ведал Святейший синод, который возглавлял обер прокурор, назначаемый царем. Патриаршество было восстановлено только в 1917 г. В 1918 г. был принят Декрет об отделении церкви от государства. Большевики начали бороться с религией, которая была названа "опиумом для народа". Стали разрушать и закрывать монастыри и храмы. В 1930 е гг. русское духовенство подверглось сталинскому террору. К 1941 г. в России осталось всего около 100 действующих православных церквей. В начале 1990-х гг. в России началось новое обращение людей к религии. По закону "О свободе вероисповеданий" Русская православная церковь получила статус юридического лица. К тысячелетию Крещения Руси к лику святых были причислены Андрей Рублев, Максим Грек, Дмитрий Донской, старец Амвросий Оптинский.
Низшая церковно-административная единица - церковный приход, церковь с причтом (священнослужителями и церковнослужителями) и содержащая их церковная община (прихожане). Церковные приходы объединены в округа (благочиния), которые в свою очередь входят в епархии.
Сейчас в Русской православной церкви (РПЦ) 14 тыс. приходов (50 % в России), 94 епархии (48 в России), 310 монастырей. РПЦ возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Патриарх избирается поместным собором пожизненно. При патриархе действует Священный синод. РПЦ имеет свою иерархию священнослужителей. Высшие священнослужители - епископы, архиепископы и митрополиты. Основой православной церкви является монашество.
В РПЦ существует четыре степени монашества, как для мужчин, так и для женщин:
1) послушание (кандидат в монахи, послушник, живет и трудится в монастыре под руководством своего духовного наставника);
2) рясофорное пострижение (человек принят в монашескую общину);
3) малая схима;
4) великая схима.
Монастыри подчиняются архиерею епархии, в которой они находятся. Имеются ставропигиальные монастыри (подчиняются исключительно Московской патриархии), четыре лавры (Троице Сергиева, Александро-Невская, Киево-Печерская и Почаевская Успенская лавры), скиты - небольшие подворья крупного монастыря, где селятся монахи, принявшие великую схиму. Православная церковь отмечает Пасху и двенадцать двунадесятых праздников, девять из которых имеют постоянные даты, а три - переходящие.
В православии в отличие от католицизма нет единой церковной организации. Крупные православные церкви полностью самостоятельны (автокефальны). В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных церквей. Общее число православных 182 млн. человек. Из них: на Украине 30 млн., в Румынии 20 млн., в Греции 9,5 млн., в Сербии и Черногории 7 млн., в Болгарии 6 млн., в Белоруссии 5 млн., в Молдове 3 млн., в Великобритании 400 тыс., во Франции 260 тыс., в США 7 млн., в Швейцарии 70 тыс., в Италии 36 тыс. Старообрядцев в мире насчитывается свыше 3 млн. человек.