Центрами православного христианства являются Иерусалим, Вифлеем, Назарет и Вифания. Вифлеем расположен в нескольких километрах южнее Иерусалима, Вифания - восточнее. Назарет находится в 100 км к северу от Иерусалима, недалеко от знаменитого Галилейского моря. Паломники, прибывающие в Святую землю, вначале направляются в Вифлеем, где посещают храм Рождества Христова. В стене храма устроена ниша, выложенная мрамором, в которой находятся ясли, где по преданию лежал младенец Иисус. В Вифании для посещения туристов открыты фундамент дома и надгробная плита могилы Лазаря, воскрешенного Иисусом. Духовная значимость паломничества в Назарет заключается в посещении того места, где Иисус рос и позже обрел учеников среди рыбаков.
Безусловно, центром привлечения паломников является Иерусалим. В Иерусалиме расположен ряд объектов культа, имеющих огромное значение. Прежде всего, это Гефсиманский сад, который явился свидетелем душевных мук Иисуса Христа. В Гефсиманском саду растут восемь старых оливковых деревьев, посаженных еще во времена Иисуса. Здесь же расположена базилика Страстей Господних, внутри которой - скала Страстей Господних. Обычно паломники простираются ниц перед этой скалой, молятся и вспоминают страсти Господа перед тем, как его схватили римские стражники.
Все паломники, прибывающие в Иерусалим, проходят по Пути Скорби 14 остановок, связанных с последними часами жизни Иисуса:
- Иисус приговорен к смерти;
- Иисус берет свой крест;
- Спаситель падает в первый раз;
- Иисус встречает свою Мать;
- Симон Киринейский помогает Иисусу нести крест;
- Вероника утирает платком лик Христа;
- Иисус падает во второй раз;
- Спаситель проповедует женщинам Иерусалима;
- Иисус падает в третий раз;
- с Христа снимают одежды;
- пригвождение к кресту;
- Иисус Христос умирает на кресте;
- тело Спасителя снимают с креста;
- тело Иисуса Христа кладут во гроб.
На каждой из 14 остановок паломники останавливаются для молитв и размышлений. В конце Крестного пути находится Храм Гроба Господня. Это уникальное сооружение стоит там, где имели место события, связанные с распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа. Храм Гроба Господня посещают паломники христиане всех направлений - католики, православные, монофизиты, ариане, несториане, протестанты, копты.
Христианский паломнический туризм имеет особое значение в жизни общества:
1) духовно просветительская роль (во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России; знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев);
2) Общеобразовательная роль (монастыри являлись и являются культурными историческими центрами, на территории многих расположены музеи, отражающие жизнь и обычаи различных исторических эпох);
3) миссионерская роль (поездки по святым местам способствуют воцерквлению многих ранее нерелигиозных людей);
4) благотворительная роль (во время паломнических туров паломниками осуществляется благотворительная материальная помощь и денежные пожертвования).
Специализированные туристские фирмы предлагают различные паломнические туры. Особой популярностью и спросом пользуются туры в Израиль.
2.2. Православное паломничество. Религиозные центры в Украине
В практике паломнического туризма принята классификация монастырей по следующим признакам:
1) по страновой принадлежности;
2) по месторасположению с точки зрения транспортной доступности;
3) по составу несущих монашеские обеты;
4) по возрасту монастыря.
Следует выделить некоторые особенности приема паломников в разных монастырях:
1) монастыри, принимающие паломников только по предварительной договоренности или благословению настоятеля;
2) монастыри, принимающие паломников на ограниченное время или на неограниченное время проживания;
3) монастыри, предоставляющие возможность проживания с питанием или не предоставляющие таких услуг;
4) монастыри, принимающие только мужчин или паломников обоих полов;
5) монастыри, которые взимают плату за предоставление проживания и питания или не взимающие плату;
6) монастыри, на территории которых располагаются музеи, библиотеки или не имеющие таких объектов;
7) монастыри, на территории которых организованы православные воскресные школы, епархиальные училища, детские приюты, богадельни или не имеющие таких социальных объектов.
В результате многовекового исторического развития Украина в настоящее время является многоконфессиональным государством. Свыше 97 процентов зарегистрированных на сегодня религиозных обществ на Украине являются христианскими. Приблизительно половина из них есть православной традиции.
Остальные почти поровну разделяют католики и протестанты. К категории «традиционных» (по неофициальной терминологией) Церквей принадлежат три основных субъекта православной юрисдикции (Украинская Православная Церковь (в юрисдикции Московского Патриархата) — УПЦ МП, Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата — УПЦ КП, Украинская Автокефальная Православная Церковь — УАПЦ), Украинская Греко—католическая и Римско—католическая Церкви, армянские общества, какими можно считать некоторые протестантские конфессии лютеран, баптистов, пятидесятников. На Украине также представлена одна из "дохалкедонских" Церквей — Армянская Апостольская Церковь. Проживают в стране и представители иудейства и мусульманства. В конце 80-х гг. ХХ в. появляются на Украине и неязыческие общества. Динамически растет количество сообществ других религиозных и религиозно философских течений (буддизм), в частности нетрадиционных и новейших религиозных движений.
Все эти конфессии прошли разный период своего развития, их деятельность отразилась на общественно духовной жизни Украины, они внесли заметный взнос в казну отечественной культуры. Большинство из этих конфессий имеют свои святыни, святые места и реликвии, их представителями построены многочисленные достопримечательности сакральной архитектуры (монастырские комплексы, скиты, храмы, каплицы, молитвенные, но др.), которые являются неотъемлемой составляющей историко-культурного наследия Украины. Их святыни и религиозные центры становятся местом поклонения многочисленных паломников, посещаются отечественными и иностранными туристами.
Далее приведем краткую характеристику некоторых религиозных центров Украины.
Крехивский Василианский монастырь св. Миколая — известный и авторитетный религиозный центр Украины превратился за последние годы в значительную ячейку религиозного и познавательного туризма.
Монастырь расположен за 12 км от г. Жовкви и за 3 км от с. Крехова, среди покрытых буково-сосновыми лесами холмов Розточя, в подножии горы Побийной. Он является комплексом к которому входят церковь св. Миколая, колокольня, корпуса келий, хозяйственные здания и давние оборонные стены, с башнями.
За народными переводами, монастырь учредили монахи Киево-Печерской Лавры Иоил и Сильвестр. Они поселились в верховьях скалы, которая впоследствии получила название "Скала Иоила", кельях, и на ее вершине построили каплицу Покрови и рядом каплицу Петра и Павла.
В архитектурном ансамбле монастыря доминирует четырехъярусная колокольня (в 1759 г.) надстроенная над восточной башней и завершенная цилиндровой формы башней. Вдоль восточной оборонной стены двухэтажный дом монастыря, который построен в 1776 г. достройкой к краеугольной южной круглой башне. В 1902 г. вдоль юго-западной стены по проекту Й. Вишневского построен еще один монастырский корпус.
Главные монастырские ворота сначала находились в восточной стороне, но во второй половине XVIII вв. ее разобрали, а главный вход перенесли на северную сторону монастыря. Действующие теперь врата построены в формах барокко в 1776 г. К ней через оборонный ров переброшен каменный мост.
Свято-Троицкий Корецкий монастырь. Древняя обитель, которая ведет свою историю из ХІ в., расположена на берегу реки Коряга. Дважды монастырь разрушали: сначала монголо-татары в ХІІІ в., а в XV - крымские татары. В середине XVIII в. обитель почти 50 лет находилась под властью католиков. Но каждый раз после упадка с помощью корецких князей и местных жителей черницы возобновляли жизнь монастыря. Современный архитектурный комплекс монастыря сформирован в XVII-XVIII в.
Софийский собор — всемирно известная достопримечательность истории, архитектуры и монументального искусства первой половины ХІ ст. Собор построен в период расцвета Киевской Руси при княжестве Ярослава Мудрого. Название собора происходит от греческого слова "софия" — мудрость. Построенный как главный метрополитный храм Руси, Софийский собор был в давние времена общественно-политическим и культурным центром Киевского государства. В соборе происходили торжества по случаю "восхождения" на престол киевских князей, прием иностранных послов; около собора собирались киевские веча, здесь велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая отечественная библиотека.
Размеры собора: длина — 37 м, ширина 55 м, высота от пола к зениту центрального купола — 29 м. Это было прямоугольное сооружение, окруженное с трех боков двумя рядами открытых арочных галерей. Завершали собор 13 бань, покрытых листовым свинцом. Фасады храма были украшены декоративными нишами, орнаментом, живописью. Первобытные формы романского стиля собора сохранялись к XVII ст.
Свято-Успенская Святогорская Лавра - расположенная на правом берегу г. Сиверский Донец, на склонах нависших над водой живописных меловых гор, которые издавна называли Святыми. Документально Святые Горы известны из 1526 г. В письменных источниках монастырь в скале вспоминается верше под 1624 г. Существует две версии относительно основания монастыря. В соответствии с одной, монастырь учредили монахи Печерской лавры, которые пошли из Киева, разоренного монголами в середине ХІІІ в., а по второй версии - афонские монахи, которые шли на Русь по Северскому Донцу, это место напомнило им родную Святую гору Афон.