Святогорский Свято-Успенский Зимненский монастырь - принадлежат к самым давним святыням Украины-Руси. Древние волынские переводы свидетельствуют, что в 1001 г. на высоком берегу реки Луга, киевский князь Владимир Святославич построил два храма и терем. Это место на западной границе Руси стало зимней резиденцией князя Владимира.
Монастырь Покров Божьей Матери - это давнее сооружение Харькова.
Храм построен в 1689 г. (высота 45 м, двухъярусный, в нижнем ярусе - зимняя Хрестовоздвиженская церковь, высота 6 м, а в верхнем - летняя Покровска).
Храм повторяет размеры и формы давних деревянных церквей здешнего края - Слобожанщины, является типичной украинской церковью, но каменной, с элементами российской архитектуры во внешней отделке. На западе храму построена в то же время с ним каменная четырехъярусная колокольня, которая имеет вид оборонной башни и входила в систему укреплений Харьковской крепости. Обитель при храме основана в 1726 г. Тогда же сюда из Белгорода перевели действующую там из 1721 г. Славяно-греко-латинскую школу и превратили ее в Харьковский коллегиум, который был выдающимся центром образования Слободской Украины к началу XIX в. Отсюда вышли много выдающихся духовных и светских деятелей в свое время. В 1786 г. к монастырю перенесли уважаемую на Харьковщине чудотворную Озерянску икону Божьей Матери, которая сначала была в Озерянский пустыни, а затем в Куряжский обители.
2.3. Религиозный туризм в Луганской области
Целесообразно отметить, что сегодня религиозная жизнь в Луганской области активно развивается. Во многих районах, городах, населенных пунктах нашего региона действуют, реставрируются, реконструируются старые и возводятся новые православные храмы и монастыри. Зарождение и формирование православия на Луганщине в свое время было неразрывно связано с географическим положением и древней историей края. Уникальность области – восточных ворот Украины – обусловила особенности взаимовлияния различных религиозных течений в регионе. Здесь сохранились многие старинные обычаи, народные обряды, самобытные формы мышления и т.п.
Позиции и авторитет православной Церкви в Луганской области сильны, а её влияние хорошо известно далеко за пределами края. Такое положение Церкви основывается на фундаментальных духовных истоках, прочных многовековых исторических традициях, современных самоотверженных подвижнических трудах православных пастырей Луганщины.
Вышеперечисленные факторы – важная составляющая значительной привлекательности священных мест края для православных паломников, гостей из Российской Федерации и других мест, а также залог успешности и перспективности развития религиозного туризма.
Этот вид туризма при умелой организации может приносить существенные финансовые средства в областной бюджет, содействовать развитию региональной экономики, организации новых рабочих мест. Для этого необходимо отладить систему рекламы, пропаганды и организации религиозных туристских маршрутов. Турфирмы и туроператоры обязаны хорошо знать специфику этого направления деятельности и квалифицированно её осуществлять.
Туристские поездки по знаменательным, святым местам Луганской области, Донбасса могут организовываться в зависимости от желаний и предпочтений гостей, посетителей. Рекомендуемые группы для таких путешествий могут включать от 10 до 30 человек.
Представляется достаточно перспективной организация экскурсий и осмотр православных храмов г.Луганска. Большой интерес, например, представляет Свято-Вознесенский собор (памятник архитектуры ХVIII ст.). Поездки в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру (памятник архитектуры ХVII ст.), Старобельский Свято-Скорбященский женский монастырь, а также в Киселеву балку для совершения омовений в чудодейственном источнике и посещения Свято-Благовещенского храма. Также возможна организация туров и посещений многих других культовых сооружений и объектов Луганской области. Например, посещение могилы старца Филиппа Луганского.
Во время визитов в храмы и монастыри края все желающие смогут принять участие в религиозных обрядах и церемониях, получить благословение, а также приобрести заинтересовавшую туристов церковную литературу и освященную атрибутику. Кроме того, непосредственно пообщаться с монахами и монахинями, священниками, задать им смысложизненные вопросы. В некоторых местах паломники могут получить обед и ночлег (Святогорская Лавра, Киселева балка), участвовать во всенощных молитвах и т. п.
Экскурсоводу, сопровождающему гостей в этих турах, необходимо убедительно и доходчиво осуществлять религиозно-просветительскую работу, соблюдать все каноны и правила независимо от степени религиозности посетителей, туристов. Он должен рассказать о многовековых традициях православия на Луганщине, истории посещаемых храмов и монастырей, а также знакомить туристов и экскурсантов с основами православной веры, особенностями церковных обрядов и богослужений, их значением для православного христианина. В самом монастыре экскурсии должны водить его насельники, выполняя послушание.
Святыня не может, не должна быть средством наживы. Благоговейное отношение к ней нельзя нарушать даже ради благой цели просветительства. Важно, чтобы руководители и организаторы религиозных туров отвечали за качество их проведения не только перед законом, государством, но ещё и перед Богом.
Таким образом, выше изложенное свидетельствует о настоятельной необходимости вдумчивой разработки соответствующих религиозных туристских маршрутов, составления путеводителей для посетителей, паломников, туристов по историческим и святым местам Луганской области, Донбасса, профессионального обучения и соответствующей подготовки необходимых кадров экскурсоводов по указанной проблематике.
Общие выводы
Карта Украины испещрена святыми местами и паломническими маршрутами, а поездки на богомолье становится все более популярным. К наиболее известным и почитаемым объектам можно отнести - Киево-Печерская и Святогоская лавра, Почаев, Зарваница, Мгарский монастырь.
Ежегодно святые места посещают сотни тысяч паломников из Украины и зарубежья. При парафиях и храмах Украины действует около 115 паломнических служб, которые организуют экскурсии для десятков тысяч прочан. По их данным, число клиентов ежегодно возрастает на 10-15%. Люди едут к святым местам как по религиозных мотивам, так и из туристического интереса, сообщает издание.
На возросшем спросе на паломничество зарабатывает не только церковь, но и светские турагентства. Но если раньше паломничество традиционно ассоциировалось с пешими походами, сейчас церковь ослабила требования к способам передвижения, и каждый исходит из своего состояния здоровья и финансовых возможностей, путешествуя на "своих двух", автобусе, авто или поезде.
В ходе изучения темы нами была изучена сущность религиозного туризма, которая заключается в следующем:
1. Религиозный туризм для многих людей, ранее равнодушных к православной вере, становится настоящим средством воцерковления. Это имеет также важное миссионерское значение. Ведь ныне храмы и монастыри посещают люди (особенно молодежь) весьма далекие от православной веры и религии.
Исходя из этого мы можем сказать, что возможно прибыть в храм или монастырь с целью поклонения святыням, а возможно – просто на экскурсию. В этом нет ничего предосудительного. Хорошо, что сегодня массы посетителей, туристов интересуются православными святынями, их архитектурой, стремятся больше узнать о деятельности Церкви.
2. Значимость региона паломничества обусловлена наличием уникальных объектов, привлекательных для религиозных туристов. Они могут быть связаны с историческими событиями, персоналиями - прославленными угодниками Божьими. Наряду с этим, возможно наличие имеющих широкую известность природных объектов: камней, скал, водопадов, деревьев, источников и т.д. Безусловно, вышеуказанное должно увязываться со святыми событиями, личностями, сказаниями или легендами.
Изучив все цели, задачи и направления религиозного туризма, мы предлагаем следующую программу для эффективного развития религиозного туризма в Украине:
- глубокое изучение и всесторонний анализ маршрутов и объектов посещения;
- разработка, согласование и утверждение программы паломничества на Луганщине;
- выделение объектов размещения (гостиниц, кемпингов и т.д.) и транспорта для религиозного туризма;
- составление подробной истории православных храмов, описаний жития подвижников православной Церкви.
1. Скорченко Ю.А. Современный туризм: тенденции развития и некоторые актуальные проблемы отрасли. Зб. матер. 2 Всеукр. студ. наук.- практ. конф.: Молодь, суспільство, культура. – Луганськ, 2007. – С 117-120.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. – М., 2008.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 2001.
4. Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. Туристские Фирмы, справочник/ М.Б.Биржаков; СПб.: ОЛБИС, 1997г.
5. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2000.
6. Любіцева О.О. Ринок туристичних послуг. - К., 2005.
7. Смолій В.А., Федорченко В.К., Цибух В.І. Енциклопедичний словник – довідник з туризму: навч. пос. – К., 2006.
8. Соколова М.В. История туризма: учебн. пос. / М.В. Соколова – М., 2004.
9. Тодэр Т.Х. Религиозный туризм. – М., 2003.
10. Туристична діяльність. Нормативна база / Роїна О.М. – К., 2005.
11. Устименко Л.М., Афанасьєв І.Ю. Історія туризму: навч. пос./ Л.М. Устименко; - К., 2005.
12. Христов Т.Т. Религиозный туризм: учеб. пос., 3-е изд. – М., 2007.
13. Христов Т.Т Религиозный туризм учебное пособие/ Т.Т.Христов; - М.: Академия 2003
14. Сенин В.С. Организация международного туризма учебное пособие/ В.С.Сенин – М.: 1999
15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Паломничество
16. Малиборский В.А. Религия // Крым: настоящее и будущее. – Симферополь: Таврия, 1995. – С. 315-318.