В итоге вмешалось государство. Пляж отгородили, ввели оплату за вход. Деньги – на охрану пингвинов. Теперь их стало так много, что их необходимо расселять в другие колонии. Поскольку все побережье не загородишь, птицы продолжают навещать поселок группами, по ночам, да и днем часто переходят проезжую часть. На дороге висят знаки – «Осторожно, пингвины!». Зато эта колония, под названием «Болдерс» (Boulders), является самой легкодоступной колонией, наверное, в мире. Заодно успешно произошло восстановление рода когда-то насчитывавшего не долее 10 000 особей во всем мире.
Следующий после Симонстауна поселок – Фишхук (Fishoek), с самым популярным в пригородах пляжем. Там как бы бухта в бухте, и вода в разгар лета может прогреваться до +20ºC – немало по местным меркам. К тому же прямо на пляже остановка электрички, так что в выходные много студентов из Кейптаунского университета. Название переводится как рыбный крюк, когда-то это был рыболовецкий поселок. С созданием базы в Симонстауне его стали использовать как последнюю остановку для перекладных из Кейптауна. Лошадей поили и кормили, пока извозчик-почтальон ел и пил в таверне. Часто наедался и допивался до того, что дальше ехать не мог, и ночевал в Фишхуке. Почта опаздывала, в итоге на территории поселка был введен сухой закон, который остался в силе и по сей день. Купить бутылку можно везде вокруг, но только не в самом Фишхуке. (Хотя существуют и менее забавные версии происхождения сухого закона).
На пляже следует обратить внимание на Голубые бутылочки (Bluebottle), разновидность медуз. Если они есть – будьте осторожны. С виду это голубой пузырек размером с небольшой орех, от которого тянутся тонкие синие нити. В воде эти нити могут достигать 10 метров и по всей длине имеют пузырьки с ядовитыми жалами. При соприкосновении пузырек разрывается, выпуская жала в жертву. Для человека эти нападения могут быть болезненны, и даже опасны, если таковых много. Место попадания жала надо протереть алкоголем или горячей водой. На пляже иногда лежат мертвые пузырьки, но это не означает, что жала их тоже мертвы. Не наступайте и не трогайте их. Впрочем, из всех дней в году на пляже они появляются раз 20.
При выезде из поселка дорога раздваивается. Влево идет более короткий путь к городу, над бухтой, с потрясающим видом – Boye’s Drive. Если же поехать прямо – потратите лишние минут 30, но зато посмотрите старые модные поселения вдоль Главной дороги (Main Road).
Калкбэй – Бухта Извести (Kalk Baai), где когда-то действительно добывали известняк, теперь превратился в рыболовецкий поселок, с единственным рыбным базарчиком в городе. Туда привозят ежедневный улов частные ботики, и тут же на пристани его продают существенно дешевле, чем в магазинах. Над поселком возвышаются горы, изрезанные пещерами. Там и велась добыча, пока не была остановлена из-за загрязнения среды. Поселок полон антикварных лавок, рыбных ресторанчиков, художественных галерей. Пройтись по улице - словно попасть в прошлое.
За ним, без видимой границы – Сент Джеймс (St. James). Это – название церкви, которая стояла на берегу бухты. Когда тянули железную дорогу из Кейптауна, полотно проходило по святой земле. Попросили прихожан дать добро перенести здание церкви (не сносить же!) метров на сто от берега. Народ согласился, но с условием, что станция получит название самой церкви.
Затем уже пригороды Мюзенберга (Muizenberg), который, в свою очередь, является пригородом Кейптауна. Пригород в первую очередь знаменит, как место где умер Сесиль Родс. Там его последний дом, ныне музей. До недавнего времени рядом начинался самый популярный пляж в городе (до того как им стал Фишхук). На нем в свое время отдыхали такие разные люди как Редьярд Киплинг и Агата Кристи. Теперь он стал пляжем для африканцев из близлежащих поселений, а из белых остались только серфингисты, в черных гидрокостюмах.
СЕСИЛЬ РОДС (CECIL RHODES) Этот чахлый с рождения паренек из семьи сельского священника в итоге колонизировал половину Африки. Он родился 5 Июля 1853 года, и даже не мог ходить в школу из-за плохого здоровья. В итоге в возрасте 17 лет его отправили на лечение в колонию Наталь, что на восточном берегу ЮАР. Там разводил хлопок брат Сесиля, но сельское хозяйство в итоге было брошено, и оба перебрались в Кимберли, где были найдены алмазы в 1870 году. Брат так и не нашел себя, в то время как Сесиль остался в Кимберли и организовал партнерство по добыче со своей делянки. Позднее, скопив денег, он прошел курс обучения в Оксфорде, но все равно вернулся к алмазам. К тому времени верхний слой был снят, за ним пошла голубая порода. Многие искатели бросали участки, полагая, что в новом слое алмазов уже не будет. Эти участки и скупал молодой Родс. Нижние слои тоже оказались кимберлитом. При выходе на поверхность порода выжигается солнцем и природными влияниями, и желтеет. Из самой знаменитой Большой Ямы в итоге добыли более 3 тонн алмазов прекрасного качества. Большая часть к тому времени контролировалась Сесилем Родсом. Он объединил добычу золота и алмазов под крышей Де Бирс – своей компании, названной в честь хозяина фермы, на которой были найдены алмазы. Родс в итоге стал премьер-министром Капской Колонии, любимцем двора, одним из самых богатых людей планеты. Он колонизировал северные земли ЮАР, названные Родезией еще при его жизни. Его мечта протянуть железную дорогу от Кейптауна до Каира через непрерывную цепочку Английских колоний почти сбылась. Помешало здоровье, Родс умер в 1902 году. По его завещанию частные владения отошли государству, для общего блага, а тело Родса было перевезено в Булавэо в Зимбабве, и похоронено на холме Матапо, где начиналась история Родезии. |
Groot Constantia (Великая Констанция). Симон фан дер Стел был первым голландским губернатором со знанием винного дела. Свободное время он проводил в собирании образцов почвы и описаниях ландшафта. Образцы отправлял в Голландию, где их анализировали специалисты. В итоге собралась база данных о наиболее благоприятных винных регионах Кейптауна. Северная часть, названная Стелленбошем, стала колыбелью южно-африканских вин. Констанция стала личной фермой губернатора, на которой он проживал с 1699 года после выхода на пенсию. В последствии она переходила из рук в руки, наиболее прославившись во времена владения семьей Клути. Они снабжали своими винами двор Бисмарка и ссыльного Наполеона на острове Святой Елены. Позднее угодья были куплены государством как памятник старины, и здания восстановлены в музеи. Ферма продолжает производство прекрасных вин, и предлагает их дегустацию все дни недели.
Кёрстенбош (Kirstenbosch) – ботанический сад. Расположен в пригороде Кейптауна, это центральный ботанический сад ЮАР. По нему можно гулять весь день, что и делают местные жители. На 560 га произрастает более 9 тысяч видов растений. Приезжают с пикниками, детьми, а по воскресеньям приходят на летние концерты на закате. Выступают разные коллективы – от джаза и рока до оперы. Под Рождество обычно более знаменитые гастролеры – Брайн Адамс, Ронан Китинг, Джош Гробан. Земля до 1902 года принадлежала Сесилю Родсу, и после его смерти отошла, по завещанию, государству. В 1913 году был образован ботанический сад, который в итоге стал одним из ведущих в мире. Ежегодно на выставке в Челси (Англия), Керстенбош получает золотую или серебряную медаль, а в 2007 стал даже лучшим экспонатом мира.
Кейптаунский Университет (University of Cape Town - UCT). Самый старый в стране, основан в 1837 г., он слева от шоссе. Справа – студенческий городок. Земля когда-то тоже принадлежала Родсу. После его смерти университет из центра Кейптауна переехал на это место, на склон горы Пик Дьявола, на которой возвышается памятник Родсу. Туда ведет дорога, и с площадки наверху открывается великолепный вид на весь город. Университет заканчивал и автор этого путеводителя, ставший в 1991 году, первым студентом из России. Сегодня в нем обучается порядка 14 000 студентов, из них более половины – африканцы. Преподавание платное, на английском языке, и представлены практически все факультеты.
Хроте Скюр (Groote Schuur) – в переводе с языка африкаанс означает «Большой Сарай». Странное название для всемирно известного госпиталя, где в 1967 году местный хирург Кристиан Барнард успешно произвел первую пересадку сердца человеку. Госпиталь государственный, бесплатный. Он стоит на холме и от него открывается вид на центр города и порт. Далее дорога идет вниз, мимо жилых районов (не самых лучших), типа Вудсток, и возвращается в центр Кейптауна. Перед самым въездом, слева - зона пустырей. Когда-то это был жилой район Зонеблум, названный при апартеиде Район 6. Одни говорят, что там жили обычные люди, со своими обычаями и культурой. Другие утверждают, что Район 6 был рассадником наркомании, пьянства и разврата. Так или иначе, район выселили насильно за город, а дома снесли, рассчитывая построить коттеджи для белых. Оставили только церкви и мечети. Они так и стоят среди опустевших полей. Белым дома не построили, а проживавших здесь людей выгнали. Теперь идут разговоры о муниципальном жилье, для потомков (или самих, кто жив) жителей Района 6 – одного из темных пятен апартеида.
ЭКСКУРСИЯ 3 – Винный Маршрут
Обычно эта экскурсия рассчитана на весь день, но иногда проводится в сокращенном варианте за полдня. Цель винного маршрута – посещение винодельческих ферм, дегустация их вин, и, если что придется по вкусу, то покупка по ценам ниже магазинных. В целом вина ЮАР недороги и высокого качества. Средняя цена на приличное белое в магазине в районе $5 за бутылку, красного – от $6.
Объехать все винные фермы региона за день невозможно. Вообще-то, даже если посещать несколько ферм в день, понадобится пара месяцев напряженного труда. В ЮАР сотни винных ферм, из которых три четверти расположены в радиусе 150 км от Кейптауна. Поэтому наиболее распространенный маршрут включает в себя посещение трех основных винодельческих центров – Стелленбош, Франчхук и Паарл. Все три расположены не далее 60 км от Кейптауна, и в каждом поселении посещается какая-нибудь одна ферма. У каждой туристической фирмы свои излюбленные остановки, так что предлагаемые в этом путеводители не обязательно являются самыми лучшими. Просто они нравятся мне лично, и все кто посещал их, оставались довольны. Свои остановки я иногда меняю, если появляется что-то лучше, так что приведу не три, а несколько больше вариантов.