Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешительными. 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек, а в 1988 году они подняли эту <планку> до 1042 млн. человек. Соответствующие прогнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а затем 1446 млн. человек.
Рост городского населения Индии в xx веке
Годы переписей | Городское население В млн. чел. | Доля городского населения, в % |
1901 | 25,8 | 10,8 |
1911 | 25,9, | 10,3 |
1921 | 28,1 | 11,2 |
1931 | 33,4 | 12,0 |
1941 | 44,2 | 13,9 |
1951 | 62,4 | 17,3 |
1961 | 78,9 | 18,0 |
1971 | 109,1 | 19,9 |
1981 | 159,5 | 23,3 |
1991 | 217,2 | 25,7 |
Несмотря на это, Индия и в начале 90-х годов относится к средне - урбанизированным странам. Тем не менее, по общему числу горожан она уступает только Китаю. Согласно некоторым прогнозам к 2000 году городское население Индии может достигнуть 360 млн. человек или 34 %.
Еще один косвенный показатель урбанизации - рост самого числа городов. В 1901 году их насчитывалось немногим более 1900, 1981 - 4000, а в 1991 году - 4700. В том числе больших городов 1961 году было 108, в 1981 году - 220, а в 1991 году - более 300. В них живет примерно 2/3 всех горожан. Если в 1901 году население более 1 млн. имела только Калькутта, с 1911 года этот рубеж превзошел также Бомбей, а в 1951 году таких городов - <миллионеров> стало 5, то в 1981 году их число увеличилось до 12, а в 1991 году - до 23.
Внешний облик большинства городов Индии сложился еще в колониальный период. Для них характерно сочетание двух частей - старой и новой. Старая часть обычно представляет собой традиционный восточный город с тесной застройкой и оживленной торговой деятельностью, сосредоточенной на многочисленных базарах, при слабой функциональной дифференциации торговли. Новую же часть образует так называемый <европейский город> с деловым и административным центром и четко распланированными кварталами, коттеджей западного стиля, предназначенных для чиновников колониальной администрации.
Особенности размещения населения
Средняя плотность населения составляет 354 человека на 1 кв. км, а максимальная - более 750 человек на 1 кв. км в Западной Бенгалии и Керале. Наиболее густо заселены юго-восточное и юго-западное побережье, дельтовые низменности востока и Гангская равнина. Наименее обжиты возвышенности Центральной Индии, северо-восточные районы и Гималаи
Примерно 65% населения страны живет в 500 тыс. деревень. Усиление миграционных процессов привело за истекшие полвека к формированию таких гигантских агломераций, как Мумбаи (Бомбей, 8 млн. человек), Калькутта (5 млн.) и союзная территория Дели во главе с одноименной столицей (8 млн. человек). Городское население и крупнейшие города Индии Индия - страна древней городской культуры. Такие ее города, как Варанаси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре человеческой цивилизации. Но до середины ХХ века уровень урбанизации в Индии оставался очень невысоким, что характеризовало её в основном как страну сельских жителей. Лишь во второй половине ХХ века он стал возрастать быстрее.
Внутренние и внешние миграции
В настоящее время возросло число трудовых миграций, связанных с безработицей. В основном мигрируют в развитые и развивающиеся страны.Миграции в Индии всегда играли большую роль в жизни и занятости населения.
При разделе Индии (1947) обмен населением между Индией и Пакистаном получил массовый характер. В 1971 году в связи с вооруженным конфликтом, развязанным военными пакистанскими властями в Восточном Пакистане, исключительным явлением был наплыв беженцев в Индию из этого района.После капитуляции пакистанских войск и образования Народной Республики Бангладеш, беженцы вернулись на родину.Выделяют два ареала наиболее значительного скопления населения: северный (Индо-Гангская равнина) и южный (прибрежные районы Индостана).
В пределах первого из них, сосредоточившего почти 2/5 всего населения страны, наиб. высокой плотностью (300-500 человек на 1 км2) выделяют штаты Уттар-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия ; во втором ареале - Тамилнад и Керала. Менее плотно населены окраинные горные и пустынные территории, а также некоторые внутренние районы Декана.
Национальные этнические особенности Индии
Конфессиональный состав Индии
По конституции Индия – светское государство. Индуисты составляют в стране явное большинство (80%), за ними следуют мусульмане (14%), христиане – протестанты и католики (2,4%), сикхи (2%), буддисты (0,7%), джайны (0,5%) и прочие (0,4%) – парсы (зороастрийцы), иудаисты и анимисты.
Большинство индийских мусульман – сунниты, сосредоточенные в Западной Бенгалии, Кашмире, Ассаме и Керале. Шииты размещаются локально: в Лакхнау, Мумбаи (Бомбее), Хайдарабаде и ряде районов Гуджарата. В Южной Индии мусульмане тяготеют к городам, где занимаются торговлей и кустарным производством.
Христиане в Индии разделены на несколько конфессий, около двух третей составляют католики, велика доля протестантов.
Джайны сосредоточены в Раджастхане, Гуджарате и Махараштре. Небольшие их группы рассеяны по городам штата Карнатака.
Зороастрийцы, которых в Индии называют парсами, образуют малочисленную конфессию, привязанную к Бомбею. Парсы поклоняются Ахура Мазде - богу света. Символом его является огонь. Религия эта одна из самых древних на земле. Она возникла в Персии в глубокой древности, а в VIII веке до н.э была реформирована пророком Зороастром и получила название зороастризм. Парсы верят в чистоту элементов: огня, воды, воздуха, земли. Они не сжигают тела усопших, оставляя их в "башнях молчания". Там тела последователей этой веры становятся добычей грифов. Община бахаистов насчитывает ок. 1 млн. верующих. Главные центры размещения иудаистов – бывшее княжество Кочин в Керале, Мумбаи и Калькутта. Кочинские иудеи иммигрировали в страну несколько столетий назад, но к настоящему времени в основном возвратились в Израиль.
Если вам на улицах Индии повстречается человек в красочном тюрбане с густой - прегустой бородой, знайте - это сикх, то есть приверженец сикхизма, веры, вобравшей и объединившей в себе индуизм и ислам. Попав в сикхский храм - гурудвару, не ищите изображения богов. Их тут нет, зато есть изображения сикхских гуру - благородных бородатых мужей в чалмах, сидящих в позе созерцания. Сикхи поклоняются священной книге Грант - сахиб.
Многие индуистские храмы (а их в Индии великое множество) представляют собой шедевры архитектуры и скульптуры и бывают обычно посвящёны какому - то одному божеству. Выбор профессии, как правило, не является личным делом человека: традиционно индусское общество состоит из большого числа групп - каст, называемых джати и объединяемых в несколько больших сословий (варн). И всё, от брака до профессии, подчинено особым, строго определённым правилам. Межкастовые браки у индусов и по сей день редкость. Семейные пары часто определяются родителями, когда жених с невестой пребывают еще в младенческом возрасте. Также индусской традицией запрещены разводы и вторичные браки вдов, хотя нет правил без исключений, особенно в наше время.
Тела умерших приверженцы индуизма сжигают на погребальных кострах.
Индуизм исповедуют 83% всего населения Индии, т.е. около 850 млн. человек. Мусульман в Индии 11%. Массовое распространение этой веры началось в XI в, а привнесена она была арабами раньше, в VII в. В большинстве мусульманских общин Индии многожёнство запрещено.
Образ жизни населения Индии
В Индии насчитывается приблизительно 0,5 млн. деревень с населением более 600 млн. человек.В областях на северо-западе Гималаев возводят солидные дома из камня и дерева, тогда как во многих северо-восточных районах страны их строят из бамбука и ставят на сваи. На западном побережье дома имеют покатую черепичную кровлю, чтобы быстро стекала вода при муссонных ливнях, а в засушливых местностях плоскогорья Декан крыши сложенных из кирпича жилищ плоские и на них сушат зерно, а летом спят.
В штате Керала зажиточные землевладельцы из касты наяр предпочитают добротные дома, сооруженные с использованием камня, черепицы и местных пород деревьев. Такие дома с черепичными крышами и обеспечивающими прохладу крытыми верандами на верхнем этаже имеют уютные дворики. На западе Уттар-Прадеша, в Пенджабе и Харьяне богатые раджпуты и джаты ставят по два строения. В одном из них живут женщины и размещается кухня. В другом, называемом чаупал, выделено помещение для содержания домашнего скота, но главное заключается в том, что в нем собираются для общения мужчины. С этой целью в чаупале, наличие которого свидетельствует о высоком социальном положении его владельца, имеется специальный кирпичный помост, где мужчины покуривают, расположившись на плетеных лежаках-чарпоях.