Методическая разработка должна выполнять следующие функции:
а) подсказывать экскурсоводу путь для полного и правильного раскрытия темы;
б) помогать наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа;
в) содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;
г) учитывать интересы определенной группы экскурсантов;
д) соединять показ и рассказ в одно целое.
Цели и задачи экскурсии излагаются во вступительной части, после которой следуют общие организационные и методические указания.
В организационных указаниях необходимо подчеркнуть, что группа должна следовать строго по маршруту, держаться компактно. В общих методических указаниях экскурсоводу даются советы, как более эффективно использовать методические приемы. Такие указания располагаются на следующем, после титульного листа. Следует учитывать, что экскурсанты, возможно, бывали в этом месте, или же знакомы с ним по книгам, кинофильмам, фотографиям. Поэтому, показывая наиболее известные места и объекты, нужно подбирать яркие, точные, не шаблонные слова для их характеристики. Методическая разработка, как и индивидуальный текст, состоит из трех разделов: вступления, основной части, заключения. Вступление и заключение располагаются соответственно до и после материалов, излагаемых по схеме, которая объединяет семь граф. Они не разносятся по графам, в том числе и по таким, как "Организационные указания" и "Методические указания".
Эффективность методической разработки зависит от правильного использования всех семи граф схемы.
- В графе "Маршрут экскурсии" называются те улицы, переулки, бульвары, площади, по которым проезжает (проходит) экскурсионная группа. Указываются те пункты, между которыми пролегают отрезки маршрута, причем первыми - те улицы и площади, на которых излагается вводный материал.Затем называется отрезок маршрута до того места (улицы, площади, памятника), где будет раскрыта подтема экскурсии.
- В графе "Остановки" называются те точки маршрута, где предусмотрен выход группы из автобуса или же предлагается осмотр экскурсионного объекта, не покидая автобуса. Необходимо точное указание остановки.
- В графе "Объект показа" должны быть перечислены те памятные места, дополнительные и основные объекты - памятники истории и культуры, о которых сообщается группе на остановке в ходе переезда или перехода. В городских экскурсиях объектом показа может быть улица или площадь.
- Время, которое указываютв графе "Продолжительность экскурсии", представляет общую продолжительность показа данного объекта (или объектов), рассказа экскурсовода (той части, когда отсутствует показ) и передвижения экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Необходимо учитывать и время, затрачиваемое на передвижение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.
- Графа "Наименование подтеми перечень основных вопросов" требует лаконичной записи, но не изложения рассказа. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данной остановке или при показе данного объекта. Количество основных вопросов, входящих в подтему, обычно не превышает 3-5. Не следует вводить в подтему различающиеся содержанием вопросы.
- В графе "Организационные указания" помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории культуры. Здесь же указываются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности.
- Графа "Методические указания" определяет направление всего документа. Здесь находит отражение работа творческой группы по выбору методических приемов рассказа и показа, формируются основные требования в адрес экскурсовода по методике ведения экскурсии, даются конкретные указания по использованию методических приемов. В графе "Методические указания" приводится вариант логического перехода к следующей подтеме. В этой же графе даются советы по движению экскурсантов относительно объектов.
В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
1. познавательная ценность;
2. известность (популярность);
3. необычность (экзотичность), неповторимость;
4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);
5. сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);
6. месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).
Изучение объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ.
По мере сбора сведений об объекте рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые являются хорошим справочным материалом для экскурсоводов. В карточку вносятся следующие сведения:
1. наименование объекта (первоначальное и современное);
2. историческое событие, с которым связан объект, дата события;
3. местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);
4. описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5. источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);
6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);
7. охрана памятника (на кого возложена, каким решением);
8. в каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;
9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
2. Классификация методических приемов.
2.1. Классификация методических приемов.
Методические приемы подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения: методические приемы, задача которых – помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом и экскурсантами; приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала.
В классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы:
Приемы показа, куда входят: приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении – приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.
Приемы рассказа — это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.
Практически все методические приемы можно разделить на две категории: более простые, создающие условия для проведения экскурсии и более сложные – приемы непосредственного проведения экскурсии.
Методические приемы, как было сказано ранее, делятся на:
- общие, применяемые на всех экскурсиях независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ;
- частные, присущие одному виду экскурсий (производственных, музейных, природоведческих);
- единичные приемы, используемые при наблюдении какого-либо одного уникального объекта (например, Храм Покрова на Нерли в летний погожий день, когда здание отражается в водной поверхности прилегающего к нему озера). Такие приемы, как правило, являются «находкой» одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии; приемы, используемые в определенное время года, дня.
При использовании методических приемов экскурсовод должен учитывать уровень подготовки группы (например, знакомство со стилями в архитектуре, разновидностями монументальной скульптуры). Одни экскурсоводы используют на практике все приемы, другие ограничиваются двумя-тремя, третьи – не используют методические приемы. Качество проведения экскурсии зависит не только от знаний экскурсовода, не меньшую роль играет его умение применять на экскурсионном маршруте изученные приемы во всем их разнообразии. Сделать это могут профессионально подготовленные экскурсоводы.
Методические приемы ведения экскурсии как раз делятся на две группы в зависимости от их назначения:
1) методические приемы, как многие думают, конкретного ведения экскурсии (приемы показа и рассказа);
2) методические приемы, направленные на создание критерий для действенного проведения экскурсии (приемы, используемые для установления контакта экскурсовода с, как заведено, экскурсионной аудиторией; приемы сохранения устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту и к рассказу о нем).
При классификации методических приемов конкретного ведения экскурсии как раз выделяются две группы:
- приемы экскурсионного показа;
- приемы экскурсионного рассказа и составляют сущность, как всем известно, экскурсионной работы.