Невербальные, или неречевые, коммуникации, являясь составляющей коммуникационной системы языка, также специфичны для каждой культуры. Действия, движения человека, размещение предметов в пространстве несут информацию сами по себе, без слов. К невербальным аспектам коммуникаций относится влияние контекста на сказанное или написанное.
В высококонтекстуальной культуре значение сказанного определяется не столько словами, сколько контекстом — жестами, ситуацией, окружением.
Отношение к характеру аргументации в ходе общения
Арабский национальный стиль характеризуется следующими особенностями. Арабы предпочитают торг за столом переговоров, умеют и любят торговаться долго и основательно. На переговорах с арабами поэтому практически нет смысла планировать, а уж тем более информировать арабскую сторону о точно ограниченном периоде времени, который вы задумали потратить на выработку договоренностей. Это может вызвать негативную реакцию, а порою и быть воспринято как оскорбление.
Арабы легко идут на контакты, предпочитают принимать во внимание человеческий фактор, придают большое значение личным встречам, установлению доверительных, дружеских отношений с партнером по переговорам, умеют слушать.
В ходе дискуссий эмоциональны, не любят открытой критики в свой адрес, неприятные факты необходимо преподносить в форме, ни в коем случае не затрагивающие национальное достоинство, честь и гордость представителей арабской стороны, поэтому на переговорах с арабами требуется большое терпение и выдержка.
Фатализм стал чертой национального характера арабов, поэтому если что-то идет не так, как планировалось, араб не станет винить себя («на все воля Аллаха»). Восточную вежливость арабов не стоит воспринимать как согласие с вашей точкой зрения. В тоже время уклончивую реакцию на ваше предложение не стоит воспринимать как отказ от предложения.
Отношение к личной свободе и автономности личности
Тунис – это страна с коллективистским типом культуры, члены которой придерживаются норм равенства, социальной однородности, где окружающим тебя людям уделяется больше внимания, чем самому себе.
Именно в Бизерте, ставшей символом нового Туниса, партия Новый Дустур провела 19-22 октября 1964 г. свой очередной съезд. Она изменила свое название, в котором вместо слова «либеральная» появилось слово «социалистическая». Согласно новому уставу, Высшим исполнительным органом СДП стал Центральный Комитет, из числа членов которого назначалось политбюро. Национальный Совет в структуре партии не упразднялся, но ему отводилась роль партконференции, созываемой между съездами.
Бизертский съезд был объявлен историческим и получил эпитет «Съезда Судьбы». Делегаты одобрили резолюцию, определявшую основные цели «дустуровского социализма». В ней говорилось, что эта национальная доктрина не означает распространения государственного контроля на все секторы производства, что она признает за частной собственностью ее «социальную функцию», что социализм «это – коллективизм, призванный изжить эгоистическое начало, источник анархии», и «конечной целью коллективных усилий является человек». Вместе с тем, решениями съезда было закреплено жесткое подчинение партийных органов и правительственных, вплоть до окружной администрации, главе государства и председателю СДП в одном лице. Подчинение снизу доверху после VII съезда партия стала парадоксально напоминать КПСС! Внешнее сходство СДП середины 60-х с «руководящей и направляющей силой советского общества» того же времени бросалось в глаза. Между тем никаких связей СДП с КПСС не поддерживала (в отличие от многих правящих партий стран «социалистической ориентации»). Этот парадокс некоторые историки объясняют так: данная политическая система является формой власти партократии, или «номенклатуры».
Почему же тунисцы выбрали путь социализма? Бургиба и его сподвижники не разделяли классических положений марксизма, однако предприняли попытку создать модель «социализма с тунисским лицом», отвечавшего национальным особенностям. Поэтому в основу концепцию СДП легли такие понятия, как «свобода» и «человеческое достоинство», «либеральная демократия» и «национализация», «кооперация» и «профсоюзные права». Реализация искреннего желания поднять страну и вывести народ из отсталости и нищеты, накормить людей и дать им работу виделась Бургибе только на пути преобразований социалистического характера. Покончив с колониализмом, Тунис, как и многие освободившиеся государства, – феномен той эпохи! – не желал связывать свою судьбу с рыночным капитализмом, который породил колониализм и принес столько зла. Кроме того, Бургиба и его сподвижники были тесно связаны с западной интеллигенцией, которая в большинстве придерживалась левых взглядов. И ряд европейских стран предоставлял собой успешный опыт претворения в жизнь социалистических идей (например, Швеция).
Отношение к соперничеству
На международной арене Тунис придерживается концепции «всех азимутов», т.е. развития дружественных отношений со всеми государствами. Заметное место в деятельности тунисского руководства занимает межарабская политика, в том числе ее магрибское направление. В Лиге арабских стран Тунис играет весьма важную роль, а именно, как сглаживающий противоречия посредник между радикальными братскими государствами. Тунис был инициатором создания в 1989 г. Союза арабского Магриба. С 1956 г. Тунис является членом Организации Объединенных Наций (ООН), с 1958 г. — Лиги арабских государств, а с 1963 г — Организации Африканского Единства (ОАЕ). Основные внешнеторговые партнеры: страны ЕС и Япония.
Характеризует внешнюю политику и то, что сами тунисцы с интересом воспринимают любую информацию о культурном взаимообмене и взаимовлиянии между Россией и мусульманским миром, арабскими странами.
Заключение
В заключении нельзя не остановиться на явлениях, которые возникают при взаимодействии культур. При слиянии компаний, базирующихся в разных странах, специалисты, казалось бы, просчитывают все последствия: финансовые, административные, маркетинговые. Однако причиной множества неудач становятся кросс-культурные различия. При контакте с чужыми деловыми культурами менеджеры испытывают так называемый «культурный шок». Он сопровождается тревогой, напряженностью, чувством потери и отверженности, сбоем в ролевых ожиданиях. Культурный шок может приводить в некоторых случаях к психическим расстройствам. Степень культурного шока зависит от величины кросс-культурных различий, выражающегося индексом культурной дистанции. Динамика приспособления к чуждой культуре отражается U - образной кривой и включает 3 этапа. Первый этап характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением. На втором этапе наступает фрустрация, депрессия, замешательство, которые на третьем этапе медленно сменяются уверенностью и удовлетворением. Если же сотрудник адаптировался к новой культуре, а затем вернулся в свою исходную, то он должен заново пройти через все этапы. Поэтому кривая реадаптации имеет W - образную форму.
Список литературы
1. http://www.tunisia-club.ru/people.html
2. http://www.5ballov.ru/referats/preview/73104/21
3. http://oculus.ru/stat.php?id=21&gl=3
4. http://www.tunis-story.ru/info/16.html
5. http://www.saga.ua/43_articles_showarticle_714.html
6. http://www.pliazh.ru/tunis/information.htm
7. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/128321.html
8. http://www.elitarium.ru/2007/10/22/variacii_v_kommunikacijakh.html
9. http://www.lib.csu.ru/vch/165/018.pdf
10. С. Г. Шеретов Ведение международных переговоров. 2008 г.
11. http://tunis.c-bw.ru/echo.php?title= articles/02_history/text//07_
independence.txt
12.http://www.fictionbook.ru/author/tamara_nikolaevna_persikova/mejkulturnaya_kommunikaciya_i_korporativ/read_online.html?page=3
13.http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/TUNIS.html#1006330-L-122
14. http://www.luca.ru/mytravel/tunis202.html