Функция организации культурного досуга[10]
Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5—6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.
Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.
Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии — сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.
Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия — это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, — функция формирования интересов; для иностранных туристов — функция информации и т. д.
Признаки экскурсии
Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них. Общими признаками для всех экскурсий являются[11]:
- протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток;
- наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
- наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
- наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
- передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
- целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;
- активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией. Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки[12]:
у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;
у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином — «гидизм» — бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии.
Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.
Экскурсию следует рассматривать как результат специфического творчества. Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия большого коллектива работников.
Содержание будущей экскурсии, её идейно-политическая направленность, познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, понимания и степени практического усвоения ими основ педагогики, психологии, их умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Процесс подготовки экскурсии включает в себя подбор объектов, материалов и их исследование. В этом процессе важно все - порядок, последовательность организации работы, методика.
Практически вся работа по подготовке новой экскурсии имеет два основных направления[13]:
1) разработка новой темы экскурсии, новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения;
2) подготовка экскурсовода (начинающего или уже работающего) к проведению новой для него, но уже разработанной экскурсии.
В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд этапов.
Определение цели
Работа над любой экскурсией начинается с чёткого определения цели. Чётко сформированная цель определяет идейно-политическую направленность экскурсии, правильно намечает её тему.
Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры. Задачи экскурсии служат основой для вступительного слова экскурсовода в начале экскурсии.
Выбор темы
Тема - головная мысль произведения. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Правильная формулировка темы позволяет сконцентрировать внимание авторов экскурсии и экскурсоводов на определенном круге объектов и событий, который должен быть освещен на последовательном и логическом изложении материала. Задача названия - активизировать внимание экскурсанта, заинтересовать его, подготовить аудиторию к предстоящей экскурсии.
Отбор литературы
В ходе разработки новой темы составляют список книг, брошюр, статей, опубликованных в периодической печати, которые раскрывают тему. В списке называется автор, название, год издания книг и страницы, которые содержат необходимый материал.
Определение других источников
В музеях, архивах могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий, фотодокументы, научно-популярные и художественные фильмы. Начинать работу следует с составления перечня адресов и источников материалов по теме экскурсии[14].
Изучение литературных, архивных и статистических источников
После этого члены творческой группы приступают к изучению и накоплению (сбору) теоретических и фактических материалов, раскрывающих экскурсионную тему.
Источники материалов могут быть более или менее равномерно распределены между экскурсоводами, которым поручена разработка новой темы экскурсии.
К записям предъявляются основные требования - соответствие источнику, точные ссылки на местонахождения, автор, издательство, название издания, страницы, названия музея, раздел экспозиции.
Выписки делаются на отдельных карточках, кроме самой цитаты, приводятся сведения об источнике: автор, название произведения, издательство, год издания, страницы. Рекомендуется здесь же назвать библиотеку, архив. Впоследствии карточки могут быть использованы в рассказе экскурсовода.
Тезисы - краткая запись произведения (документа) в целом, его частей или отдельных мыслей автора. Запись делается своими словами и фактического материала не содержит.
Конспект - последовательное, логическое изложение содержания произведения.
При подготовке экскурсии используются различные формы отбора фактического материала: беседы с участниками и очевидцами исторических событий, встречи со специалистами, научными работниками[15].
Отбор и изучение экскурсионных объектов
На государственном учёте находится 150 тыс. памятников истории, архитектуры, археологии. В музеях хранится 50 млн. экспонатов.
Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества памятников самые интересные. Правильный отбор памятников в качестве экскурсионных объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсии и наиболее глубокое раскрытие темы.
При отборе памятников для показа необходимо учитывать идеологическое, воспитательное значение, художественную ценность, сохранность объекта, его привлекательность.
Требование к отбору экскурсионных объектов:
1. Познавательная ценность, т. е. связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры.
2. Необычность (экзотичность).
3. Выразительность.
4. Доступность к экскурсионному объекту, удобное месторасположение на маршруте.
5. Безопасность.
Оценка каждого объекта по названным показателям позволяет экскурсионным работникам отобрать нужные экскурсионные объекты.
При отборе экскурсионного объекта необходимо использовать их идеологическое, воспитательное значение, художественную ценность, сохранность. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество и эффективность будущих экскурсий.