Доли стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в международном туризме с 1950-х по 1990-е гг. были небольшими, но претерпевали значительные колебания. Эти регионы не могут конкурировать с Европой, Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от международного туризма. Причина этого кроется в экономических проблемах. Туристские центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристгенерирующих стран. Хотя здесь часто происходят негативные для сектора международного туризма акты терроризма и военные действия, в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих странах.
Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и. Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд). Что касается туристских потоков между регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой.
- имеется множество культурно-исторических памятников, созданных природой и человеком;
- спрос на международные путешествия удовлетворяется крупной индустрией туризма и необходимой инфраструктурой.
Некоторые из этих факторов присущи и Северной Америке. Большая часть туристов из США и Канады также предпочитает путешествовать в своем регионе, однако значительная часть населения этих стран все же проводит свой ежегодный отпуск в отдаленных регионах земного шара.
Анализ развития мирового туризма, проведенный ВТО, показывает значительные изменения, которые произошли в прибытиях иностранных туристов и поступлениях от международного туризма. Если доля прибывающих в Европу туристов в 1985 1996 гг. снизилась с 65 до 59 %, а доля поступлений с 53 до 51 %, то за этот же период страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона (ВАТ) заметно увеличили свою долю (с 9 до 15 % и с 11 до 19,5 % соответственно) по числу туристов и поступлениям от них. В 19501960 гг. доля этого региона в общих мировых прибытиях составляла всего 1 %, в 1970 г. она достигла 3 %, в 1980 г. 7, в 1990 г. 11 и в 1996 г. 15 %. Доля поступлений от международного туризма в этом регионе также постоянно росла: 1950 г. 1,4%, 1960 г. - 2,8, 1970 г. - 6,2, 1980 г. - 7,3, 1990 г. - 14,4, 1996 г. 19,5 %. Это демонстрирует рост, происходящий в высококонкурентной среде таких стран, как Австралия, Гонконг, Индонезия, Корея, Сингапур, Таиланд.
Доли стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в международном туризме с 1950-х по 1990-е гг. были небольшими, но претерпевали значительные колебания. Эти регионы не могут конкурировать с Европой, Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от международного туризма. Причина этого кроется в экономических проблемах. Туристские центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристгенерирующих стран. Хотя здесь часто происходят негативные для сектора международного туризма акты терроризма и военные действия, в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих странах.
Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и. Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд). Что касается туристских потоков между регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой.
Это первенство является результатом увеличения предложений перелетов через Атлантику и снижения соответствующих тарифов для большего сегмента рынка. Другие лидирующие направления: из Европы в ВАТ, на Ближний Восток и в Африку; из ВАТ в Америку и Европу.
4. методы изучения Спроса населения на продукцию и услуги предприятий туризма
Рыночная деятельность фирмы характеризуется следующими количественными показателями: абсолютные и стоимостные объемы продажи за прошлый, текущий и ожидаемый периоды; издержки и прибыль объемы производства, производственные мощности, стоимость рабочей силы, сырья, уровень запасов, производительности; информация об организации сбыта (включая каналы движения товаров), о торговом персонале, расходах на рекламу, сроках поставок, ценах, договорных и др.; кадры, организация работы и управленческая структура, распределение обязанностей, резерв на замещение вышестоящих должностей, численность рабочих и служащих. С точки зрения методологии изучение основных тенденций изменения спроса и его моделирование на перспективу должны осуществляться с учетом системы факторов двух типов:
определяющих величину спроса на каждом из уровней иерархической структуры: народное хозяйство – отрасль – предприятие;
учитывающих специфику рассматриваемого этапа развития экономики (периода становления рыночных отношений для российских условий).
При этом на мезо- и микроуровне существенным фактором является территориальный, определяющий равномерность спроса на услуги и качество обслуживания.
Рис. 1. Общая характеристика системы факторов, определяющих спрос в сфере услуг
В методическом плане при прогнозировании спроса для рассматриваемого сектора экономики могут быть применены следующие подходы:
традиционный(генетический) — ретроспективный анализ фактического числа заявок на услуги и выявление эвристическим путем основных тенденций, определяющих их будущее количество. Как показал опыт его широкого применения в условиях административно-командной системы, данный подход является неэффективным; особенно он неприемлем в условиях быстрого изменения внешней среды функционирования экономических объектов, характерного для современных российских условий;
классический — прогнозирование спроса с учетом ограниченного числа доминантных факторов (обычно — доходов и цен); представлен научными трудами многих известных экономистов, занимавшихся теоретическими проблемами спроса на рубеже XIX-XX вв. К их числу принадлежат А. Маршалл, В. Парето, Л. Вальрас и др. Основные вопросы, находившиеся в центре их внимания — анализ поведения потребителя, исследование факторов, влияющих на спрос, в частности, изучение соотношения категорий спроса, предложения, цены и доходов.
модифицированный — адаптация классического подхода к современному сложному процессу формирования спроса на продукцию сферы услуг. Этот подход (развиваемый далее авторами) базируется на новых концепциях формирования спроса, в соответствии с которыми его эффективное прогнозирование невозможно без учета целого комплекса взаимосвязанных факторов, определяющегося как спецификой отраслевого производства, так и особенностями предоставления и потребления услуг в современных условиях.
Данный подход основывается на том, что в современных экономических реалиях многие гипотезы, принятые классической теорией спроса, далеко не всегда точно соблюдаются, а чаще всего тем или иным способом трансформируются.
Это обусловлено тем, что поведение современного потребителя товаров и услуг существенно изменилось. В наибольшей степени отклонение экономических реалий от классического подхода характерно именно для российских условий. Рассмотрим ситуации, при которых возникают указанные несоответствия.
Ажиотажный спрос, формирующийся в условиях гиперинфляции. Здесь фактор обесценения денег становится преобладающим по сравнению с факторами доходов и цен, поведение потребителя становится в значительной степени «иррациональным», функция полезности трансформируется и не имеет пределов насыщения.
Двухвалютная денежная система (наряду с обесценивающейся национальной валютой имеет хождение твердая иностранная валюта). В этих случаях спрос на товары и услуги деформируется спросом на особый товар – валюту, возникают проблемы тезаврации доходов и отложенного спроса.
Повышенный спрос на особую группу товаров или услуг, подверженных меньшему влиянию инфляции и обеспечивающих более стабильное положение потребителя на рынке в условиях значительной неопределенности и малой предсказуемости конъюнктуры. Привлекательность данного вида услуг состоит не столько в их потребительских свойствах, сколько в их ликвидности. Их ценность для покупателя состоит в их способности достаточно быстро быть превращенными в наличность с не слишком большим риском потери вложенного капитала (а в ряде случаев и с возрастанием вложенных средств).
Изменение системы предпочтений в удовлетворении традиционных видов потребности (приобретение товаров импортного производства – бытовой техники, одежды, продуктов питания). В частности, в процессе потребления значительно возросла роль категории качества. При этом оно стало очень емким понятием, увязываемым с более общим и интегральным понятием качества жизни. Данный феномен особенно заметен в условиях российской экономики. После длительного периода фактического пренебрежения к значимости этой категории в условиях административно-командной системы общественный менталитет изменился, что, в частности, отражается в рекламных фразах типа: “Качество по разумной цене”, “Высокие цены оправданы непревзойденным качеством” и т.д.
В значительной степени указанные особенности наблюдаются и на рынке услуг, поскольку ситуация на рынке товаров существенно определяет и потребность в услугах, связанных с потреблением или эксплуатацией приобретенного товара. Однако рынок услуг оказался еще более деформированным в силу своей специфики, определяющейся принципиальным различием товаров и услуг. Во-первых, они различны по своей физической природе (товары – материальны, услуги, как правило, нематериальны); во-вторых, взаимосвязь стадий производства и потребления имеет различный характер (для товаров эти стадии обладают известной автономией, для услуг они совмещены); в-третьих, наличие инверсии в последовательности стадий производства и реализации (товары сначала производятся, а затем оплачиваются; а услуги, как правило, наоборот). В условиях ситуации разрушения хозяйственных связей и взаимного недоверия экономических агентов рынок услуг, требующий особо доверительных отношений и тесных взаимосвязей между производителем и клиентом, не мог не пострадать особенно значительно.