Смекни!
smekni.com

Архитектурные стили и их применение в декоративном оформление фасадов гостиниц (стр. 1 из 3)

РОЛЬ АРХИТЕКТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ГОСТИНИЦ

Древнеримский архитектор Витрувий считал, что архитектура это совокупность трех составляющих – пользы, прочности и красоты. Эта формула остается современной и сегодня. Гармоничное сочетание функционального, конструктивного и эстетического факторов дает в результате не просто здание, а произведение архитектуры, отражающее особенности своей эпохи. Являясь продуктом синтеза искусства и техники, архитектура во все времена была отражением экономической ситуации в обществе, чутко реагировала на социальный заказ и достижения технического прогресса. Появление тех или иных типов архитектурных сооружений всегда определялось общественным укладом и национальными особенностями страны, системой религиозных верований и народными традициями.

В современном мире в эпоху научно-технического прогресса и расцвета новых технологий, в период экономической интеграции и глобализации происходит бурное развитие туристического и гостиничного бизнеса. Процесс объединения Европы, открытие «железного занавеса», широкое распространение новых информационных технологий делают мир более открытым. С каждым годом растет количество людей, путешествующих с деловыми или туристическими целями. Полноценный комфортабельный отдых, возможность увидеть новые города и страны, посетить исторические места и достопримечательности, насладиться красотой природы – заветная мечта многих. За осуществлением этой мечты, за воплощением волшебной сказки в жизнь и отправляются современные путешественники. Часто мотивом для поездки может быть просто желание сменить обстановку. Поэтому роль гостиницы в современной инфраструктуре туризма трудно переоценить. Она должна оправдать все ожидания клиента, стать для него на время уютным и комфортабельным домом, запомниться чем-то индивидуально-неповторимым. Именно создание положительного имиджа гостиницы, представление о ней у клиента как о привлекательном месте, куда хочется вернуться еще раз, и является целью владельца и персонала и, в конечном итоге, залогом коммерческого успеха предприятия.

Имидж гостиницы – понятие сложное и многогранное, он становится результатом воплощения в жизнь концепции отеля, той идеи, которая ложится в основу его создания. Можно сказать, что положительный имидж появляется при гармоничном единстве формы и содержания. При этом архитектурное решение гостиницы является формой, а работа сервисных служб – содержанием.

Архитектура отеля или гостиничного комплекса – понятие сложное и многогранное, включающее в себя внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений. Каждая составляющая важна и самостоятельна, но только в комплексе, соединяясь в одно гармоничное целое, они становятся законченным художественным образом, соответствующим общей идее отеля.

Роль архитектуры в формировании имиджа гостиниц необычайно важна. Выразительный архитектурный облик становится тем визуальным фактором, который производит самое первое и сильное впечатление на клиента. Анализируя многообразие существующих на сегодняшний день в мире отелей и гостиничных комплексов, можно сделать вывод, что практически все современные архитектурные направления и течения нашли здесь свое отражение. Это связано с тем, что являясь сложным и комплексным по своему назначению объектом, сочетающим в себе наряду с жильем общественно-развлекательные функции, гостиница позволяет архитектору воплотить самые смелые новаторские идеи, создать выразительный и запоминающийся образ.

Именно создание такого яркого образа, а не просто сооружения, и является той целью, которую ставит перед автором проекта заказчик-инвестор. При этом важно, чтобы объект был гармонично вписан в существующую застройку или окружающий природный ландшафт. Выразительный пластический облик, самобытный, запоминающийся интерьер, использование национальных особенностей местной архитектуры и традиционных материалов – вот те архитектурные средства, которыми создается неповторимая атмосфера – неотъемлемая часть имиджа отеля.

Архитектурно-планировочные решения гостиниц часто диктуются природно-климатическими факторами, культурно-историческими особенностями определенного региона, его архитектурными традициями. Именно использование традиционных для данной местности планировочных приемов и строительных материалов в сочетании с неожиданными новаторскими идеями обеспечивает гостинице столь привлекательный для приезжих национальный колорит. Применение в декоре и оформлении интерьера специфических деталей – произведений искусства или авторского дизайна, антикварной мебели или изделий ремесленного творчества завершает формирование цельного и яркого художественного образа гостиницы, запоминающегося клиенту на эмоциональном уровне. Кроме этого огромное значение имеет рациональная функциональная организация пространства гостиницы – разделение его на гостевую и служебную зоны и обеспечение удобной связи между ними, а также современное инженерное оборудование. Таким образом, еще на стадии проектирования, а затем и строительства формируются основы благоприятного имиджа предприятия и закладывается база для его процветания.

В современном мире существует огромное количество отелей. Они различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, месту расположения и иным признакам. Все эти признаки в свою очередь оказывают влияние на архитектурно-планировочное решение, а значит и на имидж гостиницы. Ведь сегодня гостиница перестала быть просто местом для временного ночлега. Высокого уровня комфорта уже недостаточно. Для успеха в конкурентной борьбе необходимо учитывать требования современного рынка. Просто развлекать гостей и обеспечивать их комфорт – теперь этого слишком мало, надо еще и удивлять, а может даже ошеломлять.

Так какими же архитектурными средствами добиваются успеха ведущие отели мира? Каковы основные современные тенденции, в каких направлениях развивается архитектура отелей?

Архитектурные сооружения, как и другие явления современной художественной культуры, трудно загнать в жесткие рамки какого-либо стиля или направления. Они часто находятся на грани, представляют собой сложное сочетание различных традиционных и новаторских архитектурных приемов. Поэтому логичным представляется условно разделить пестрое многообразие современных отелей на группы по принципам их расположения и способу строительства. Для каждой группы характерны какие-то общие архитектурные особенности.

Современные многоэтажные отели – комплексы с очень высоким уровнем комфорта, предлагают широкий набор услуг, имеют развитую инфраструктуру. Часто такие отели входят во всемирно известные международные сети – «Шератон», «Хилтон» и др. Разнообразные рестораны и бары, конференц-залы, магазины, подземные паркинги, открытые и закрытые бассейны и фитнесс-центры, а также оснащенные всеми современными средствами связи бизнес-центры делают их притягательными как для туристов, так и для людей, путешествующих с сугубо деловыми целями.

Архитектурный облик таких отелей обычно не имеет национальной окраски – это, прежде всего, визуальный образ современной архитектуры, поражающий воображение смелостью форм и технических решений. Архитектура таких отелей предельно функциональна и современна, использует новейшие достижения строительных технологий, современные конструкции и строительные материалы. Это прежде всего характерные для многоэтажного строительства каркасные системы (колонны и балки из стали или монолитного бетона), легкие теплосберегающие ограждающие конструкции, ударопрочное зеркальное стекло и т. д. Новейшее прогрессивное инженерное оборудование – системы энерго и водоснабжения, вентиляции и обогрева позволяют создавать внутри гостиничного комплекса свой микроклимат, комфортную для человека среду. Современные конструкции дают возможность перекрывать большие пролеты, формировать сложное многоуровневое пространство с галереями, внутренними дворами-атриумами и зимними садами, делать светопрозрачную кровлю. Являясь автономным «городом в городе», такие комплексы дают возможность клиенту реализовать свои потребности в развлечениях и отдыхе, не выходя за его пределы. Кроме того там созданы все условия для успешного проведения различных бизнес-мероприятий – съездов, конференций и т. д.

Обычно такие отели размещаются в урбанизированной высокоплотной застройке новых районов крупных городов, вблизи центров деловой и коммерческой активности, где повышенная этажность зданий вызвана высокой стоимостью земли. Можно привести множество примеров подобных отелей. Объединенные общей принадлежностью к современной архитектуре, каждый из них все же имеет свой неповторимый облик. Они есть во всех крупнейших городах мира и олицетворяют собой расцвет цивилизации высоких технологий.

К этой группе отелей можно отнести построенный в Дубаи, одном из богатейших арабских эмиратов, единственный в мире семизвездочный «Borj al-Arab Hotel». Это самое большое сооружение на ближнем Востоке, высотой превосходящее Эйфелеву башню. Отель построен в форме паруса яхты. Он стоит на треугольном искусственном острове в семи с половиной метрах над уровнем моря и связан с материком с помощью стройного изогнутого моста. Здание имеет стальные диагональные крепления по внешним сторонам стен и установлено на бетонных сваях, уходящих в морское дно на глубину три метра. «Borj al-Arab» cтроился четыре года. Общая площадь его помещений составляет 111480 кв. м, а высота здания – 321 м. Отель оборудован самыми быстрыми в мире лифтами. Средняя скорость их движения – семь метров в секунду. На самом последнем этаже расположен ресторан, откуда открывается фантастический вид на море и побережье. Роскошный отель вмещает двести двухуровневых номеров. Площадь самого маленького одноместного номера – 169 кв. м. Лучшие апартаменты в «Borj al-Arab» оборудованы тремя мраморными ванными комнатами и огромных размеров кроватью. Оформление гостиных навеяно творчеством Джанни Версаче, мебель богато отделана золотом. В номер гости могут спуститься прямо с площадки на крыше, где приземляются вертолеты, а по вечерам на этих 780 кв. м. проходят светские вечеринки. Отель представляет собой современное чудо света, где атмосфера восточной роскоши и богатства соединяется с новейшими достижениями техники.

Тесно связанный с индустрией развлечений современный гостиничный бизнес иногда просто переходит разделяющие их условные границы. Эту тенденцию можно проследить на примере отелей, расположенных на территориях тематических парков развлечений, например Диснейлэнда. В этих условиях гостиница настолько соответствует окружающей ее сказочной реальности, что становится своего рода декорацией, на фоне которой гости получают удивительное ощущение ожившей иллюзии. В переживающем сегодня туристический бум Лас-Вегасе, мировом центре азартных игр, также открываются подобные отели нового поколения. Выход индустрии развлечений на новый уровень ознаменовался открытием отеля-казино «Bellagio», представляющего собой настоящий художественный музей, для которого специально были куплены полотна знаменитых художников: Ван Гога, Моне, Дега, Пикассо и пр.

«Venetian Hotel», следующий в этом ряду качественно новых отелей, дает гостям возможность побывать в Венеции – самом романтическом городе Италии, не выезжая из Штатов. С высочайшей достоверностью в комплексе отеля воссозданы Дворец Дожей, Мост Вздохов и другие венецианские достопримечательности.

Отель «Paris», принадлежащий корпорации Hilton Group, как можно представить по названию, представляет вниманию туристов наиболее известные памятники французской столицы. Одно из зданий отеля построено по образцу знаменитого парижского Hotel de Ville. Искушенные в развлечениях американцы восторгаются копиями Парижской Оперы, Лувра, Триумфальной арки и моста Александра III. Мощеная булыжником улица в точности повторяет известную Rue de la Paix в Париже, здесь расположены французские рестораны. Танцевальный зал отеля – крупнейший в Лас-Вегасе. Фасады зданий выдержаны в стиле, характерном для определенных районов Парижа, а чтобы они не выглядели новоделом, их искусственно состарили в соответствии с возрастом оригинала. Копия Эйфелевой башни, выполненная в 1/2 величины, является настоящей жемчужиной комплекса: чтобы справиться с грандиозной задачей, проектировщики получили из Франции оригинальные чертежи Гюстава Эйфеля, датированные 1889г. Огромные капиталовложения в строительство сооружений, имитирующих подлинные памятники истории и архитектуры объясняются растущим интересом людей к мировой художественной культуре, к историческому прошлому. Посещение таких отелей чем-то похоже на путешествие на фантастической машине времени.

В Европе, где сохранилось множество подлинных памятников архитектуры, где сильны культурно-исторические традиции, в архитектуре отелей четко прослеживается тенденция бережного отношения к истории, когда старые здания обретают новую жизнь. В столицах и исторических городах с богатыми культурными традициями такие отели обычно находятся в непосредственной близости от многочисленных достопримечательностей. Наиболее фешенебельные из них располагаются в старинных, представляющих архитектурно-историческую ценность зданиях в сложившейся городской застройке. Многие гостиницы существуют уже давно, имеют свою историю и традиции, гордятся своими знаменитыми постояльцами. Уровень комфорта в них находится на самом высоком уровне, так как в процессе реконструкции и обновления они были оснащены всеми средствами современного инженерного оборудования. При этом внешний облик здания и интерьер подверглись реставрации, им был возвращен первоначальный облик, воссоздана подлинная атмосфера ушедшей эпохи. Интерьеры и все убранство таких отелей выполняются в стиле и традициях определенного исторического периода. В отделке используются дорогостоящие материалы; это могут быть дубовые панели для облицовки стен и потолков, шпалеры и гобелены, наборный паркет, мрамор, широко используется бронза и позолота. Интерьеры изобилуют подлинными отреставрированными деталями и антикварной мебелью, поражают роскошью и производят впечатление полного соответствия определенной эпохе. Это может быть барокко или ампир, рококо или ар-нуво. Атмосферу подлинности создают старинные камины и зеркала, картины, подсвечники и люстры. Решение ванных комнат также соответствует общему духу – современная сантехника стилизована под колорит прошлого.

Задача архитекторов, дизайнеров и декораторов при реконструкции интерьера подобного исторического здания состоит в том, чтобы вдохнуть новую жизнь в старые стены, сделать это бережно и деликатно, сохранив обаяние старины и высокий престиж заведения.

Такие гостиницы часто известны на весь мир, как, например, парижский «Hotel Meurice», который считается престижнейшим отелем Франции и входит в состав знаменитой Dorchester Group, которая включает наиболее фешенебельные отели мира. За 183 года своего существования отель реконструировали три раза: в 1907, 1947 и 2000 годах. Архитектор и дизайнер, осуществлявшие проект перестройки, прекрасно отдавали себе отчет в том, что Meurice не просто старейший отель Парижа. Это часть его истории. Но когда отель открыл двери первым гостям, восторгам присутствующих не было предела. В Париже, пресыщенном великолепными памятниками архитектуры, в Париже, который нельзя удивить ничем, посетители Meurice восхищенно признали: «Это подлинный триумф утонченной роскоши и изящества».

В Париже, который называют гостиной для всего мира, существует большое количество отелей, расположенных в обновленных старинных зданиях. Это отель «Saints-Peres» – очаровательный и благородный по атмосфере старинный особняк с полностью отреставрированными интерьерами и отель «Lotti», впервые открывшийся в 1910 г., где номера оформлены в стилях Людовика XV и Людовика XVI. Отель «Lancaster», построенный в 1889 г., был полностью отреставрирован в 1996 г. и поныне идеально иллюстрирует «искусство жить по-французски» времен Второй империи. В самом центре Парижа расположен великий и единственный «Ritz». Словно в королевском дворце здесь есть все, о чем можно мечтать: колоннады из мрамора, анфилада зеркальных вестибюлей, изысканные салоны, сады, роскошные апартаменты.

Путешествуя по городам Европы, ощутить в полной мере истинную самобытность той или иной страны можно останавливаясь именно в та-ких отелях, где сам воздух пропитан духом истории, традиций и рес-пектабельности.

В самом знаменитом городе Швейцарии Цюрихе, который, оставаясь одним из крупнейших бизнес-центров мира, соединяет изысканность старины и элегантную простоту современного культурного центра, находится «Dolder Grant Hotel», позволяющий в полной мере оценить это сочетание. Расположенный на высоком холме в старинном городском парке, он был построен около ста лет назад в стиле ар-нуво, столь популярном столетие назад. Облик отеля соответствует окружающему пейзажу и напоминает замок. Оба крыла, раскинувшихся почти под прямым углом, оформлены в духе фахверковой архитектуры: белые оштукатуренные стены и деревянные переплеты балочных конструкций, деревянные балконы. В центре и по углам здания возвышаются башенки с замысловатыми остроконечными завершениями, похожие на бастионы. Внутреннее убранство отеля сочетает классические пропорции и строгое изящество декора с необычностью планировки. Просторные помещения, теплая золотистая палитра, великолепие хрустальных люстр и бра, мрамор, позолота, нарядные витражи – во всей обстановке царит приподнятое и торжественное настроение. Модернизация всей инженерной оснастки здания была впервые проведена в 1916 году. С тех пор внешний облик отеля, внутреннее убранство и его техническое оснащение многократно обновлялись в соответствии с духом времени. Шик и элегантность, а также особый стиль жизни, приобщение к которому здесь становится желанным и неизбежным – составляющие «формулы успеха» этого отеля.

Тенденция обретения старыми зданиями новой жизни и новой судьбы привела к тому, что неприступные замки, которые пощадило время, стали сегодня твердынями гостеприимства. Средневековый замок Amberley Castle вот уже почти девять столетий возвышается среди величественных холмов и обширных озер Западного Сассекса, в ста двадцати километрах от Лондона. Он поражает восхитительной атмосферой уединенности и безмятежного покоя, в которой сосуществуют неповторимый флер старины и высочайший уровень комфорта, присущий загородному отелю мирового класса. Всего в отеле девятнадцать индивидуально оформленных антикварной мебелью и роскошными тканями апартаментов, в которых есть все современные удобства, причем телевизоры, видеоплейеры, телефоны и прочая аппаратура деликатно закамуфлирована в историческом антураже. Захватывающая дух подлинность истории Amberly Castle так притягательна, что многие гости возвращаются сюда снова и снова, чтобы испытать ощущение сбывающейся мечты о сказочном замке, где в камине потрескивает огонь, кровати украшены нарядными балдахинами, а из окон открываются восхитительные, как и много веков назад, виды на древние стены, озера и холмы.

В последнее время все большее распространение получает несколько иной подход к архитектурному решению отелей, размещающихся в исторических зданиях. Бережно относясь к внешнему облику и фасадам, архитектор оставляет за собой право создавать совершенно новый по стилю и духу интерьер. Так, расположенный в самом центре Лондона недалеко от Трафальгарской площади пятизвездочный отель One Aldwych поражает резким контрастом: здание начала века и суперсовременный интерьер. Владелец отеля поставил перед архитектором задачу создать интерьер в котором бы сочетались простота, основательность и престижность, и в то же время, чтобы он был модным и впечатляющим. Этот стиль он назвал современной классикой. В результате возник один из тех небольших роскошных отелей, которые вошли в моду во второй половине 90-х гг. и получили название «бутик-отелей».

Последователей у этого модного направления оказалось немало. Во французской столице за фасадами старинных зданий после реконструкции возникли современные интерьеры отелей «Pergolese» и «Montalembert». Даже в небольшом немецком городке Пегниц есть достойная упоминания гостиница «Pflaums Posthotel»: снаружи – старинный фахверк, внутри – стиль хай-тек.

За обновленным викторианским фасадом лондонского отеля «The Hempel» скрывается современный минималистский интерьер, белый, спокойный и умиротворяющий. Анушка Хемпел, дизайнер и хозяйка нового отеля соединила в его оформлении хайтековское великолепие итальянского дизайна со спокойствием и простотой Востока, создав свою собственную версию минимализма.

Высокие темпы повседневной жизни и плохая экологическая ситуация в современных мегаполисах заставляют человека поворачиваться лицом к природе, черпать в ней жизненные силы. Достоинства тихой и размеренной провинциальной жизни, спокойствие и уединенность на лоне природы, национальный колорит и особенности местной кухни делают «агротуризм» все более привлекательным. Гостиницы, предлагающие такой отдых обычно располагаются в сельской местности в зданиях традиционной архитектуры. Отель «Борго» в Тоскане, в Италии расположен в старинном здании, типичном для средиземноморской архитектуры, в винодельческом поместье в провинции Кьянти. Сегодня, как и столетия назад, здесь производятся вкуснейшее вино и свежее оливковое масло. Вокруг раскинулись обширные виноградники и живописные оливковые рощи, царит умиротворяющая атмосфера патриархальной Италии.

Национальный колорит – одна из основных особенностей, характерных для архитектуры загородных отелей, предназначенных для отдыха. Использование в архитектурном облике традиционных для данной местности приемов, деталей и материалов позволяет гармонично вписать здание в окружающую среду и оптимально приспособиться к природно-климатическим условиям. Кроме этого национальный колорит, присутствующий как в архитектурном облике, так и в оформлении интерьера является важным эмоционально-эстетическим фактором, который влияет на формирование положительного имиджа гостиниц.

Говоря о национальном колорите и традиционной архитектуре, хочется вспомнить архитектуру гостиниц, расположенных на все более популярных сегодня горнолыжных курортах. Сочетание традиций и современности отличает лучшие гостиницы Швейцарских и Французских Альп. Внутри традиционного шале – современный комфорт и обслуживание высокого класса. Двускатная островерхая крыша на фоне горного пейзажа, дерево и грубый камень, уютный камин и интерьер в стиле «кантри» – вот та живописная картинка, которую рисует воображение при упоминании о горных лыжах.

Жизнь полна контрастов. Но отправляясь в поисках экзотики и приключений из заснеженных Альп в жаркие страны – на тропические острова или африканское сафари, можно убедиться, что и там в основе архитектурного решения, а следовательно и имиджа гостиницы, лежит принцип соединения национального колорита и высочайшего уровня комфорта. К этому можно добавить еще и то, что важнейшим фактором становится окружающая отель девственная природа. Именно она в данном случае является привлекающим элементом, той «достопримечательностью» ради которой человек отправляется в путешествие.

Сейшельские острова по праву считают одним из самых соблазнительных мест на планете. Ослепительно белые песчаные пляжи, изумительный воздух, тишина и спокойствие привлекают тех, кто действительно мечтает о благословенном уединении. Отель на острове Фрегат невелик, но шестнадцать гостевых вилл, составляющих отель, расположены столь продуманно, что взгляд никогда не задержится на соседних апартаментах. Фундаментом для строительства послужила гранитная «подошва» острова, которой искусственно придана форма дикой скалы. Этот своеобразный ландшафт создает суровый аскетический контекст для изящных, словно игрушечных, домиков.