Точно известно, кто был самым первым официальным учеником Дун Хайчуаня. Это был простой маньчжурский солдат Цюань Кайтин, который, увидев демонстрацию Дун Хайчуанем боевого искусства, понял, что перед ним - действительно великий мастер, и попросился стать его учеником. В историю багуачжан Цюань Кайтин вошёл тем, что именно он нарисовал единственный существующий портрет Дун Хайчуаня.
После того, как Дун Хайчуань перестал жить на подворье великого князя Су, слава о нём, как о великом мастере боевых искусств, уже гремела по Пекину, и люди шли к нему заниматься.
Стоит упомянуть также историю о том, как в 1870-х в Пекин прибыли два мастера стиля синъицюань - Го Юньшэнь и Лю Цилань. Услышав о новом стиле боевых искусств, они отправились с визитом к Дун Хайчуаню. После бесед о технике Го и Дун решили провести пробную схватку, чтобы лучше понять особенности обоих стилей, и оказалось, что ни один из них не способен взять верх над оппонентом. После этого Дун, Го и Лю решили стать побратимами, и начали "дружить стилями", в результате чего в Пекине было довольно много людей, изучивших в достаточной степени и синъицюань, и багуачжан.
Судя по дошедшей до нас информации, багуачжан как отдельного стиля, подобного существующему сейчас, тогда ещё не существовало. В резиденции великого князя Су господин Дун занимался именно тем, за что ему платили: натаскивал охранников, обучая их искусству драки. Когда он покинул княжеское подворье и стал на склоне лет обучать учеников, то, согласно надписи на могильной стеле, "каждого обучал отдельному искусству", то есть на основании своих взглядов на то, как надо вести бой, он улучшал уже имеющуюся у человека базу, в результате чего у его учеников получились немного различающиеся между собой направления багуачжан. Упор делался не на количество приёмов, а на качество овладения ими.
Дун Хайчуань обучил искусству боя очень многих людей, однако лишь немногие сумели передать его науку дальше. В частности, это было связано с тем, что он учил драться, но не учил как учить драться. Необходимо принимать во внимание тот факт, что в те времена боевые искусства считались на самом деле "низким" занятием, недостойным благородного мужа - благородный муж должен был зубрить иероглифы и изучать сочинения древних классиков.
Цзэн Цзэнци вошёл в историю багуачжан тем, что записал рифмованные правила, и его записи дошли до наших дней.
Юди, которые обучались у учеников учеников Дуна, обогатили технику багуачжан ещё больше.
Нельзя отрицать, что концепции инь-ян и восьми триграмм пропитывали всю традиционную китайскую культуру, и использовать их для упорядочения учения багуачжан начали представители если не второго, то уж точно третьего поколения багуачжан. Особенно бурно этот процесс пошёл после буржуазной революции 1911 года, когда начались издаваться массовыми тиражами книги, посвящённые боевым искусствам. Самой первой книгой по багуачжан была книга Сунь Лутана "Учение кулака восьми триграмм", опубликованная в 1916 году, в которой Сунь соотнёс движения багуачжан с восемью триграммами. Влияние этой книги (вспомним ещё раз - она была самой первой) было огромным, и прочие авторы того времени стали ей подражать.
Несмотря на распространение багуачжан в 1930-х годах по всей стране, центром стиля всё-таки оставался Пекин. В 1980 году по указанию спорткомитета пекинского района Дунчэн был организован "Дунчэнский институт ушу" - первый в стране институт ушу, открытый после Культурной революции; в нём была и группа багуачжан, руководимая Лю Цзинжу. В 1981 году в Пекине была основана первая в Китае после Культурной революции Ассоциация ушу (председатель - Лю Чжэ), а в 1982 году по указанию Пекинской ассоциации ущу было учреждено Пекинское общество по исследованию багуачжан (председателем избрали Ван Вэнькуя, а после его отказа занять этот пост председателем стал Ли Цзымин), на организационном собрании которого присутствовало более 100 человек. К сожалению, официальная идеология осталась прежней, и ушу приходилось преподавать как оздоровительную гимнастику. Перемены к лучшему начались лишь в 1990-х годах, когда заместителем председателя комиссии по традиционному ушу при Госкомспорте КНР стал Кан Гэу, изучавший, в частности, багуачжан у Ша Гочжэна и защитивший диссертацию по истории багуачжан. К сожалению, мастеров к этому времени в живых остались считанные единицы, и прикладным аспектам багуачжан у них хотят заниматься в основном иностранцы - устремлённую на Запад китайскую молодёжь эти реликты прошлого не интересуют.
Самое распространенное оружие стиля. Длина меча - около 120см, в том числе около 20см приходится на рукоять. В отличие от других стилей ушу в багуачжан боец и меч двигаются как единое целое. Базовые техники: тао (жадно хватать), туй (толкать), ла (тянуть), пи (рубить), ляо (поднимать), чжа (бросаться), мо (разрезать), фэнь (разделять), цзе (пресекать).
Самыми опытными в обращении с багуа дао сегодня являются Ван Тяньюй и Лю Юань из Ланьчжоу. Ван Тяньюй входил в первый выпуск Центрального института гошу, учился у У Цзюньшаня. Лю Юань является последователем Лу Шукуя. Известен также Го Чжэнъя (автор книги "Багуа дао"), который учился у своего отца - Го Мэншэня.
Багуа цзянь
(прямой меч багуа)
Техника действий мечом базируется на движениях багуачжан, соединенных с приемами меча.
Багуа цян
(копье багуа)
В багуачжан используются две разновидности копья. Первое - это шуантоу шэцян (двухглавое змеиное копье); оно имеет длину немногим более 2 метров и имеет по наконечинку на каждом из концов. Другая разновидность - багуа дацян (большое копье багуа), его длина - около 3 метров, наконечник - с одной стороны. Аналогично мечам, техника действий копьями базируется на приемах багуачжан, соединенных с приемами копий.
Цисингань
(бамбуковый шест семи звезд)
Специальная разновидность шеста. Изобретение приписывают Дун Хайчуаню. Для изготовления брался бамбук из провинции Сычуань (практически не имеющий пустоты внутри), ствол в семь коленец по семь цуней каждое. После вымачивания в тунговом масле просушивается и отшлифовывается до блеска. Затем тонким и длинным металлическим прутом проделывается углубление, в которое вливается ртуть, после чего отверстия в концах шеста заклеиваются латунными или тонкими деревянными пробками. В результате получили внешне легкое оружие с очень тяжелым ударом. Комплекс с цисингань состоит из 4 частей, каждая часть - из 32 форм. Искусству владения этим оружием Дун Хайчуань обучил лишь Инь Фу. Инь Фу обучил Ян Миншаня и Цзинь Юйхуэя. В процессе передачи была утрачена четвертая часть комплекса. Цзинь Юйхуэй своих учеников не имел, три части комплекса у него изучили ученики Лян Чжэньпу - Го Гуминь и Ли Цзымин.
Люхэгунь
(шест трех соединенных)
Специальная техника боя короткой палкой (около 1м длиной). Разработана Ян Миншанем на основе техник обращения с цисингань и приемов боя мечами, шестами и копьями других стилей ушу. Название отражает тот факт, что в техниках действий соединены приемы цисингань, а также приемы боя коротким и длинным оружием. В этой технике - 64 приема, есть приемы противодействия копью, алебарде, девятисекционному хлысту. Шест могут держать как одной, так и двумя руками. Ян Цзюньфэн обучил этой технике Ян Цзюцина, у Ян Цзюцина этот комплекс изучил Сунь Баотай. В конце жизни Сунь Баотай обучил этой технике Дань Юйкуя.
Цзичжао иньянжуй
(острия инь-ян петушиной лапы)
Специфическое оружие багуачжан, разработанное Дун Хайчуанем. После его смерти его любимая пара была положена с ним в могилу. После разграбления могилы в 10-х годах XX века эта оружейная пара попала в антикварную лавку, и никто не знал что это такое, пока это оружие не опознал писатель Чан Цземяо и не описал в сборнике "Портреты храбрых и честных борцов за справедливость".
Цзичжао иньянжуй - очень опасное оружие. На нем есть впадины, предназначенные для заполнения ядом, есть крючки для цепляния противника, есть многочисленные лезвия. Справа помещена фотография варианта этого оружия, которую предпочитал Го Гуминь. Для боя обеими разновидностями цзичжао иньянжуй используется один и тот же набор из 24 приемов, идущий от Дун Хайчуаня.
Цзыу юаньян юэ
(секиры знаков `цзы', `у' и уток-мандаринок)
Это оружие также известно как жиюэ цянь-кунь цзянь (мечи солнца, луны, триграмм цянь и кунь), луцзяо дао (мечи оленьих рогов). Происхождение неясно, есть версия что оружие было создано благодаря неверно понятому описанию цзичжао иньянжуй в книге Чан Цземяо. Сегодня оно часто неправильно считается классическим оружием багуачжан. Уже в наше время много усилий для разработки техники действий этим оружием приложил мастер Ша Гочжэн.
Каждая из пары секир состоит из двух перевёрнутых друг относительно друга и перекрещивающихся стальных пластин, имеющих форму полумесяца. Всего получается три острия - два вверху и одно внизу (иногда и внизу делают два острия), внешние из которых длинные, а внутренние - короткие. Средние перекрещивающиеся части полумесяцев образуют овал. На средней части полумесяца, обращённого остриями наружу, размещается рукоять, всё остальное - это лезвие.
Список литературы
Часть сети "Электронная энциклопедия традиционного ушу"
<http://baguazhang.narod.ru/>
Официальный сайт организации "Общество изучения Багуачжан"
<http://www.bagua.su/about_us.php>