Пол | Народные танцы | Классические танцы | Бальные танцы | Современные танцы | ||
Рэйв | Рок | Джаз | ||||
Мальчики | 3, 1 | - | - | 9, 3 | 20 | 3, 1 |
Девочки | 12, 5 | 3, 1 | 10, 6 | 6, 3 | 32 | 3, 1 |
Мы думаем, что не откроем тайны, сказав, что сегодня ребенок почти круглые сутки находится в стрессовой обстановке: в школе, когда раздражен учитель; на улице, когда "цепляются" хулиганы; дома, когда "ругаются" родители, и особенно когда с телеэкранов "хлещет" псевдокультура. Стресс стал естественной, неотъемлемой частью нашей жизни. Стресс - это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Дети, казалось бы, не обращают на него внимания, в то же время длительное воздействие отрицательных эмоций постоянно грозит опасностью возникновения таких заболеваний, как невроз, спазмы сосудов сердца, при этом снижается иммунитет, происходят изменения в обмене веществ, появляются сексуальные проблемы (Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова, А.Зубков и др.). Так формируется своеобразный порочный круг:
- с одной стороны, стрессоры ослабляют наш организм и мы начинаем испытывать психологический дискомфорт;
- с другой стороны, уже ослабленный организм становится более чувствительным к воздействию новых стрессовых ситуаций.
По этой причине, как свидетельствуют исследователи, длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже самоубийству. И здесь приходится только сожалеть, что нейтрализовать стрессовые ситуации, полностью оградить психику ребенка от влияния стрессовых факторов нельзя. Однако, как свидетельствует наше исследование, можно значительно повысить устойчивость детского организма к воздействию стрессов.
Анкетирование подростков с целью выяснения подходов снятия ими стрессов после школьных занятий показало, что здесь существует широкий спектр средств, они нами представлены в табл. 3.
Из таблицы видно, что большинство подростков (52, 2%) снимают стрессы с помощью музыки. В связи с этим мы попросили их ответить на вопрос: "Какой вид музыки и танцевального исполнения вы предпочитаете?". Ответы нами отражены в табл. 4.
Из таблицы видно, что предпочтения учащихся неодинаковы. Однако в них просматриваются одинаковые тенденции, выраженные в индивидуальных формах "танцевального" интереса: дома танцуют под медленную музыку, а на дискотеке - под быструю. Кроме того, предпочитаемый вид исполнения дома - сам по себе, на дискотеке - в общем круге, причем большее предпочтение подростки отдают "домашним" танцам - это для нас стало загадкой, которую мы решили разгадывать.
Хотелось бы заметить, что мы довольно часто наблюдали "закомплексованных" подростков на дискотеках. Они стоят в стороне и не принимают участия в общем веселье, и когда дежурный учитель во время танцев включал свет в зале, в то время как музыка продолжала играть, некоторые школьники переставали танцевать и отходили в сторону. В данном явлении существенную роль играют психофизиологические особенности подросткового возраста (резкость, угловатость, порывистость движений и др.), из-за которых многие подростки стесняются своих движений. К сожалению, это не случайно, так как современные подростки не обладают даже элементарными выразительными средствами "танцевальной импровизации, которая противостоит проявлению в человеке его стадных инстинктов и способствует развитию его достоинства, культуры эмоционального переживания радости или печали" [2, с. 5].
У нас в стране вообще отсутствует концепция массового развития танцевальной культуры населения, в то время как подростки интересуются данными видами движений и хотят, чтобы в школах было больше танцевальных вечеров. Наши исследования показали, что в последнее время в общеобразовательных школах г. Ставрополя и Края за учебный год проводится всего по 3 - 4 танцевальных вечера на школу. Данные факты говорят о том, что подростков не только не обучают танцевальному искусству, но даже не предоставляют возможности реализовывать свои естественные танцевальные потребности. При этом установлено, что значимость танцевального искусства для подростков связана с рядом факторов:
- отдыхом, отвлечением от повседневности............................17, 7 %;
- модой, престижем.......................................................................14, 2 %;
- стремлением иметь красивую фигуру...................................11, 8 %;
- желанием научиться красиво двигаться.................................11, 3 %;
- любовью к прекрасному, музыке............................................10, 6 %;
- освоением манеры поведения в обществе............................4, 8 %;
- здоровьем......................................................................................5, 8 %;
- желанием понравиться противоположному полу..............4, 8 %;
- показать себя с лучшей стороны.............................................4, 8 %;
- почувствовать себя увереннее.................................................14, 2%.
Из этого следует, что интерес подростков обусловлен отдыхом, отвлечением от повседневности, поэтому они любят посещать дискотеки, ибо там, благодаря способности танцевать, они самовыражаются и чувствуют уверенность в себе. Один подросток в анкете написал: "Я хочу научиться танцевать хорошо, чтобы не опозориться перед друзьями в компании…". В анкете другого написано: "Я хочу научиться танцевать, чтобы быть "круче". Проверка значимости танцевального искусства для подростка показала, что в освоении танцевальных движений ребенок руководствуется лучшими душевными побуждениями.
Далее нам хотелось бы заметить, что наибольший интерес у подростков вызывают современные танцы (табл. 5), особенностью которых является импровизация движений, а также сочетание элементов танца и спорта. Но, к сожалению, искусство танца желают освоить в основном девочки, а мальчиков интересуют единоборства.
Проведенное нами исследование позволило выявить, что среди подростков наблюдается диспропорция: например, хотят танцевать лучше, но не считают важным для этого систематическое обучение. Это подтолкнуло нас к анализу успеваемости школьников, занимающихся в секциях каратэ и танцевальных кружках. Из 95 подростков, занимающихся в секциях боевых искусств, 12, 6 % учатся на "4"; 67, 4 % - на "3", а 20 % имеют двойки. Из числа исследуемых не было выявлено ни одного отличника. Здесь опасение
вызывает тот факт, что по таким предметам, как труд, музыка, русский язык, подростки-каратисты, как правило, имеют оценку "3", а по предмету "физическая культура" - "4". Из 68 подростков, занимающихся танцами в кружках и студиях, 11, 6 % учатся на "5", 52, 7 % - на "4", 33, 6 % - на "3" и только 2, 1 % имеют двойки. Причем установлено, что подростки, занимающиеся в кружках и студиях народного и классического танца, имеют успеваемость на 15 % выше, чем те, которые занимаются современными танцами и аэробикой. Такая взаимосвязь , очевидно, объясняется психическим состоянием человека - между резкостью и плавностью движений: чем комфортнее состояние тела человека, тем движения более естественные и плавные, и наоборот. Стремление ребенка к плавному движению выражается в потребности смотреть на волны, плывущие облака, любоваться восходом солнца, парящим полетом птиц и т. д. Плавность движений является основой его естественности, тонизирующего и антистрессового воздействия на психическое состояние подростка. Психологи считают, что чем чаще человек в течение дня будет настраивать мышление на спокойствие, доброжелательность и стараться удерживать себя от резких порывистых движений, тем устойчивее будет его психика, а отсюда и здоровье. Вышеперечисленные факты явились основополагающими на формирующем этапе эксперимента.
Одной из основных задач нашего исследования была проверка выдвинутого предположения о создании нового средства физического воспитания подростков - каратэбики, интегрирующего в себе единоборство, в частности каратэ, музыку и танцевальное искусство.
Использование нового средства - каратэбики - в физическом воспитании способствовало становлению неагрессивного поведения подростков и их физическому развитию.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 704 с.
2. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры: Программа экспериментального курса. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с.
3. Губский Е.Ф. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфа, 1997. - 446 с.
4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 1997. - 432 с.
5. Зубков А. Говорят, что все болезни от нервов // Здоровье ставропольчан. Ставрополь, 1998, № 4, с. 2.