1. Радиальный эпикондилит является инсерционитом комплекса сухожильных прикреплений экстензоров верхней конечности. В спорте две основные причины определяют более высокую частоту радиальных эпикондилитов. На первое место можно поставить большую слабость экстензоров, которые должны уравновесить действие более сильных флексоров, чтобы координировать их деятельность, на второе - более ограниченное кровоснабжение экстензорной группы мышц.
Чаще всего повреждение вызывается форсированным, преимущественно статическим напряжением предплечья во время подготовительного периода и наблюдается у копьеметателей, теннисистов (теннисный локоть).
Наиболее важные клинические симптомы: функциональная слабость предплечья как в покое, так и при нагрузке, испытываемая при сопротивлении экстензии и супинации руки. Типична болезненность при пальпации в зоне прикрепления экстензоров. Почти невозможно дифференцировать изолированно преимущественное повреждение отдельной мышцы. Болезненность усиливается при статическом напряжении мышц предплечья, так же как и при ротации в локтевом суставе.
2. Ульнарный эпикондилит является инсерционитом комплекса сухожильных прикреплений флексоров и мышц, осуществляющих пронацию кисти. Такое повреждение часто наблюдается у копьеметателей. Изолированное повреждение указанного инсерционного комплекса встречается редко. Клинически оно характеризуется функциональной болезненностью, наступающей в результате напряженного сгибания и пронации. Пальпаторная боль отмечается в области медиального надмыщелка.
3. Инсерционит двуглавой мышцы плеча встречается при больших нагрузках на предплечье при супинированной и полусупинированной руке (поднятие тяжестей, гимнастика). Наступающая при этом функциональная слабость отмечается на передней поверхности предплечья с максимальным выражением в области прикрепления основного сухожилия двуглавой мышцы и в области фиброзного растяжения на 2 см выше локтевого сгиба. Сгибание в локтевом суставе, сопровождающееся супинацией, усиливает болезненность, иррадиирующую чаще всего в проксимальном направлении.
4. Инсерционит трехглавой мышцы плеча наступает при продолжительной форсированной экстензии предплечья. Боль иррадиирует по задней поверхности плеча и наиболее интенсивна в области инсерции локтевого отростка. Позднее наблюдается уплотнение в месте прикрепления сухожилия.
В области проксимальной части плечевой кости и плечелопаточного сустава наблюдается множество инсерционитов, стенозирующих тендовагинитов и бурситов в различных комбинациях и с различной локализацией, которые известны под общим понятием "периартриты плечевого сустава".
Как самостоятельная форма известен инсерционит в месте прикрепления дельтовидной мышцы к плечевой кости. Клинически он проявляется острой болью при отведении плеча и локальной болью в месте прикрепления этой мышцы на границе проксимальной и
средней трети плеча. Для боли характерен иррадиирующий характер, что затрудняет ее отличие от боли, которая наступает при стенозирующем тендовагините сухожилия длинной головки двуглавой мышцы плеча.
В области плечевого сустава имеется много слизистых сумок (бурс). При повреждениях капсулярно - связочного аппарата основную роль играет перенапряжение (при определенных условиях) локальной тканевой реактивности, что с точки зрения повреждения суставных сумок - также следствие перегрузок. По нашему мнению, повреждение суставных сумок происходит в результате вегетативно-трофических (кальциевых) кризов. Кальциевый криз приводит к быстрой деминерализации эпифиза и нагрузке на сумку. Для клинической картины этой травмы характерно первоначальное ограничение наружной ротации плеча, а в дальнейшем и отведения, как активного, так и пассивного. В начале заболевания рентгенологические изменения не выявляются. При развивающихся формах обнаруживается типичная рентгенологическая картина: кальциевые отложения различной насыщенности и формы.
В области тазового кольца наибольшее значение для спортивно-травматологической практики имеет так называемый пубо-аддукторный синдром, под которым объединяются повреждения связочного аппарата.
Первым и самым важным моментом еще при начальных симптомах заболевания является внесение коррекции в режим тренировочных занятий путем ограничения ряда противопоказанных и резких движений, поворотов и введение дополнительных нагрузок в виде плавания на груди.
Коленный сустав предрасположен к инсерционным повреждениям, из которых чаще всего наблюдается инсерционный тендиноз над коленной чашечкой. Основные признаки - функциональная болезненность, которая появляется при активной и пассивной нагрузке в области инсерционного повреждения. Во время отдыха боль наблюдается редко, что объясняется местным интерстициальным отеком. Клинически обнаруживается характерная болезненность при пальпации в области верхушки надколенника и прилежащего к ней участка прикрепления сухожилий. Боль проявляется при сгибании колена и сопровождается нежными крипитациями, которым мы дали название "симптом снежного кома".
При продолжительном нахождении в согнутом в колене положении в инсерционной зоне появляется боль. В случае затянувшегося течения заболевания рентгенологически обнаруживается остеопороз дистального края надколенника, ограниченного склерозированным участком. Консервативное лечение проводится, как и при всех других инсерционитах. Очень часто, после того как быстро исчезает болевой синдром и уменьшается симптоматика местного воспаления, еще в острой стадии заболевания, рекомендуется внутрисвязочное введение обезболивающих препаратов под верхушку надколенника.
1. Сборный инсерционит. Заболевание появляется в результате форсированной внешней ротации или при попытке внутреннего поворота колена при фиксированной голени (лыжи, гимнастика, легкая атлетика). Клинически наблюдается местный отек, болезненность при пальпации, ее усиление при попытке отведения голени, особенно когда она находится в положении наружной ротации. Чаще всего повреждается вместе с остальными элементами медиальных стабилизаторов колена. В дифференциально - диагностическом отношении это заболевание необходимо отграничить от бурситов в этой области. Изолированная форма повреждения глубокого слоя вызывает болевой синдром, трудно дифференцируемый, с нарушением структуры заднего рога медиального мениска. Дифференциация возможна лишь при наблюдении больных в динамике, так как при артроскопии невозможно получить необходимые данные. Местное лечение с применением китайских коктейлей и иглотерапии быстро приводит к устранению болей, вызываемых инсерционитом, тогда как возможная менисковая деструкция не поддается указанному медикаментозному лечению, исключение - чжень изю.
2. Инсерциониты у прыгунов, спринтеров и т.д. Типичное расположение мест прикрепления обеих мышц обусловливает легкое диагностирование как каждого из них, так и деструкции латерального мениска, менисковых кист и узлов.
Инсерциониты в спортивной травматологии почти не имеют практического значения. В области стопы чаще всего наблюдается инсерционит ахиллового сухожилия. Клинически он проявляется болью, иррадирующей в проксимальном направлении при разгибании пальцев стопы. Позднее она проявляется во время нагрузки на трехглавую мышцу голени. Обнаруживается и местная болезненность при пальпации, а также уплотнения сухожилия над инсерционной зоной. Это заболевание необходимо дифференцировать со сборным инсерционитом пяточного бугра, который объединяет инсерциониты подошвенного апоневроза.
Заболевание вызывает почти постоянную боль в опорной точке на пятке при нагрузке и ее иррадиацию в проксимальном и плантарном направлениях.
Клиническая картина инсерционита, продолжающегося более 6 недель, может быть подтверждена рентгенологически при использовании мягких лучей.
Лечение инсерционитов зависит от их характера и течения. В одних случаях достаточно оптимизировать режим нагрузок и двигательной деятельности, т. е. чаще вносить коррективы в предварительно намеченный план тренировочных занятий, сообразуясь с требованиями самого заболевания, уменьшить нагрузку на определенные звенья ОДА. В других случаях необходимо комплексное антиревматическое, антиаллергическое и обезболивающее лечение. В ограниченных случаях рекомендуется даже временная иммобилизация с целью обеспечения покоя поврежденной области. Ограничение
двигательного режима для мышечной группы с инсерционитом при максимальном сохранении обычного двигательного режима - наиболее верный путь лечения.
Локальное обезболивание способствует нормализации трофических процессов.
С целью уменьшения местного воспаления и местных аллергических реакций, так же как и связанных с ними болевых ощущений, в подострой и хронической стадиях рекомендуем иглоукалывание и китайский бальзам "Красный дьявол". Антиревматические средства кроме болеутоляющего действия снижают общую аллергизацию, вызванную местным некротическим процессом, а также улучшают общий биологический фон, когда в основе инсерционита лежат причины, общие с ревматизмом. В этом отношении демонстративны пациенты с тендинозом, комбинируемым с очаговой инфекцией. Реактивность тканей сухожилий и их устойчивость к высоким нагрузкам понижены и наблюдается быстрый переход острой формы заболевания в хроническую. Поэтому еще в самом начале необходимо приступить к лечению очаговой инфекции, когда асептический некротический процесс в области прикрепления сухожилий указывает на хроническое рецидивирующее течение.
При рассмотрении вопроса о повреждениях от перенапряжений ОДА важен также аспект сроков восстановления и включения в тренировки.