Смекни!
smekni.com

Концепция традиционного семейного физического воспитания коренных народов Сибири (стр. 2 из 2)

Для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов характерно обучение детей в государственных национальных школах, и только в каникулярный период они под руководством родителей овладевают знаниями и навыками промысловой деятельности, что, несомненно, отрицательно сказывается на приобщении детей к националь ной культуре, совершенствованию родного языка, традиционным играм и состязаниям.

В разработанн ую нами концепцию традиционного семейного физического воспитания органически включаются игры и состязания, которые путем постепенного применения выполняют свои основные функции - оздоровления, обучения, воспитания, образования, прикладной, спортивной подготовки , ритуальные, культовые обряды во время проведения традиционных игр и состязаний. В территориальных заповедниках традиционные игры классифицируются по следующим основным группам: оздоровительные, образовательные, воспитательные (религиозно - обрядные), прикладные, спортивные, комбинированные.

Этнопедагогические исследования предлагают для традиционного физического семейного воспитания весь спектр и набор традиционных игр и состязаний. Например, оздоровительные игры, которые проводятся в любую погоду (состязания в беге с палкой и без нее, в беге на лыжах, традиционные состязания силового характера - перетягивание палки, борьба, различного характера прыжки, поднимание и переноска тяжестей и т. д.). Настольные игры (игры с косточками, палочками, камешками и пр.). Воспитательные: ритуальные, религиозные (традиционные игры и состязания, проводимые на "святых" местах", на "медвежьих", "лосиных", сезонных праздниках). Промысловые игры и состязания (в начале и в конце промысловой деятельности - перед выездом на рыбалку, охоту, угоном и пригоном оленьих стад, убоем оленей и пр.). Большую помощь в этом случае могут оказать "народные" программы, в которых сконцентрированы цели, содержание, средства народного контроля, народные приемы семейного воспитания. Широко используются коллективные традиционные игры и состязания: оленьи гонки - бег - борьба (чукчи, эвенки, ханты, манси и др.); собачьи бега - игры с метанием колец - ритуальное состязание с медведем (нивхи, нанайцы и др.); конные скачки - бег - борьба - стрельба из лука, праздники "Стрельбы" (буряты, тувинцы и др.), которые приемлемы как для группы людей в одном поселении, так и для межобщинных, родовых традиционных игр и состязаний.

Необходимо отметить существование системы контроля и коррекции народных "нормативов" (см. схему), а также показателей физической подготовленности к трудовой, физической, воинской деятельности, которые осуществлялись старшим поколением (родителями, старейшинами, старшими братьями и сестрами), часто в процессе промысловой деятельности и традиционных игр и состязаний в частности. Существовала определенная система поощрения и награждения, получения почетного имени, прозвища, которые имели только лучшие представители племени или рода. Например, добившись определенных успехов в той или иной части показателей традиционного физического воспитания, дети, подростки, молодежь получали поощрение чаще всего в виде похвалы, скромных призов (клыки медведя, моржа). Но самой ценной наградой считалось получение орудий промысловой деятельности у юношей и набора для рукоделия у девушек. Победившие на традиционных состязаниях общины, рода мужчины, как гласят предания, получали почетные богатырские прозвища ("Отыр", "Хон", "Урт", "Эрымчин" и т. д.).

На наш взгляд, учитывая важность общения различных народов, можно проводить современные фестивали коренных народов России. Это не спортивные мероприятия, а праздники взаимодействия различных культур, интернационального воспитания.

На современном этапе педагогическая концепция объясняет и показывает, как может развиваться традиционное семейное физическое воспитание. При этом традиционные игры и состязания остаются основной базой содержания обучения, воспитания духовности, религиозных, нравственных, этических основ у коренных народов Сибири, и без них невозможно сохранение

этнических особенностей физической культуры, совершенствование современного физического воспитания коренных сибиряков.

Предлагаемая педагогическая концепция ставит вопрос о сохранении коренных сибирских этносов. Богатство культурного наследия должно принадлежать всем народам и будущим поколениям России.

Список литературы

1. Ким В.В., Красильников В.П. Концепция становления и формирования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 4, с. 17.

2. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. - Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2002. - 120 с.

3. Красильников В.П. Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта для Урало-Сибирского региона // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тез. докл. конф., Москва 13-14 марта 2003 г. М., 2003. - 234 с.

4. Красильников В.П. Роль традиционных игр в физическом воспитании подрастающего поколения хантов // Проблемы физического воспитания школьников Сахалинской обл.: Тез. докл. науч.-практ. конф. Хабаровск 18-20 апреля 1993 г. Хабаровск, 1993, с.17-19.

5. Красильников В.П. Традиционные средства физического воспитания хантов // Седьмые Виноградовские чтения: Тез. докл. науч.- практ. конф. Екатеринбург, 14-17 июня 1993 г. Екатеринбург, 1993, с. 257-259.

6. Красильников В.П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность. Челябинск, 1998, с. 160-161.

7. Красильников В.П. Игры и состязания в воспитательном процессе финно-угорских и самодийских народов. - Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2002, с. 11.

8. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 1994. - 18 с.

9. Постановление правительства РФ от 27 июля 2001 г. № 564, с. 34.

10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1990, т. 5, с. 234.