Корреляционная связь между дзэн-буддизмом и каратэ-до
«Дзэн — это каратэ, а каратэ — это дзэн»
В целях полного понимания взаимосвязи между дзэн-буддизмом и каратэ-до, рассмотрим кратко историю зарождения, распространения и суть учения дзэн-буддизма. Дзэн — это одно из направлений, идущее от классического буддизма по линии Махаяны. Своим значением дзэн обязан индийскому термину «дхьяна», что в переводе с санскрита переводится как «умственное сосредоточение». По мере своего распространения по странам юго-восточной Азии, термин «дхьяна» приобрел различные формы произношения, в зависимости от того государства (народности) на территорию которого попадал. Так, например, в китайском языке термин «дхьяна» произносится как «чань», в корейском —«сон», а придя во Вьетнам, стал известен как «тхиен».
По преданию, начало традиции дзэн положил сам основатель буддизма, в своей знаменитой (в кругах дзэн-буддизма) «цветочной проповеди». Согласно этому преданию Будда передал секрет просветления одному из своих учеников по имени Махакашьяпа, при этом, не прибегая к словесному толкованию секрета, а как гласит традиции дзэн-буддизма «от сердца к сердцу». В течение двадцати семи поколений, традиция прямой передачи пробуждения от учителя к ученику, передавалась до начала патриаршества монаха Дамодзи (произношение на санскрите —Бодхидхарма), ставшего впоследствии основателем и первым патриархом своей собственной школы — чань-буддизма.
В 592 г. (по другой версии в 520 г.) Дамодзи принес своё учение на территорию современного Китая. И обосновался в Северном Шаолиньском монастыре, который в наше время считается колыбелью чань-буддизма. Именно в этом монастыре дзэн-буддизм впервые соединился с боевым искусством — кэмпо, под видом гимнастики развивающей тело. И с тех пор дзэн-буддизм это то, что отличает восточные боевые искусства от западных единоборств.
На территорию японских островов дзэн-буддизм пришёл в середине XII века, он был принесён в страну «Восходящего солнца» паломниками из Китая. Довольно быстро концепция дзэна была воспринята местным населением, и также быстро перекочевала в самурайскую среду. В дальнейшем развитие японского дзэн-буддизма и китайского чань-буддизма шло самостоятельным путём и на сегодняшний день, сохраняя единую сущность, оба эти направления приобрели свои характерные и где-то даже национальные черты.
Единой сущностью, объединяющей дзэн-буддизм со своими «собратьями» (чань, тхиен или сон-буддизмом), является то, что главное внимание в дзэне, на пути достижения сатори (просветления), уделяется не столько «Священным» текстам и сутрам (в отличие от других форм буддизма), а сколько непосредственному «постижению реальности», на основе интуитивного проникновения человека в собственную природу.
Также идентичен и подход в методике обучения. Традиционно считается, что дзэну невозможно научить классическим путём, то есть, передавая знания от учителя к ученику, а лишь только как гласит традиционное дзэновское изречение — «от сердца к сердцу». Всё что может учитель, это лишь вовремя подсказать и направить своего ученика по правильному пути, так как у каждого адепта дзэна (как и у любого человека) ищущего просветления своя собственная индивидуальная природа.
Схожий подход в методике обучения, можно увидеть и в книге Фунакоси «?», в которой основатель каратэ-до описывает историю своего становления. Во-первых, Гитин говорил, что кихон (базовая техника) необходим только на начальном этапе обучения, а далее каратэка, при условии, если он правильно занимается, найдёт свой собственный «путь». Во-вторых, Фунакоси успел застать те времена, когда «секреты» боевых искусств на Окинаве передавалась традиционным способом, то есть «от сердца к сердцу». Но как ни парадоксально это звучит, в дальнейшем, в условиях массовой популяризации каратэ-до, сам положил этому конец.
Отличительным же моментом в дзэн-буддизме (в отличие от родственных с ним форм буддизма), можно посчитать используемые им методы в достижении состояния сатори. Как правило, к ним относят два основных вида практики, «дзадзэн»(медитация) и «коан» (история-алогизм). В дальнейшем обе эти практики удачно перекочевали в каратэ-до Гитина Фунакоси.
Теперь перейдем к непосредственному рассмотрению корреляционной связи между дзэн-буддизмом и каратэ-до. На первый взгляд, данная взаимосвязь кажется нелогичной, ведь казалась бы, нарушается одна из главных заповедей буддизма — не причинять вреда всему живому. Не говоря уже о жесткости технического арсенала этого вида единоборств. Помимо этого возникает вопрос, к чему возникла фраза: «Дзэн — это каратэ, а каратэ — это дзэн»8, почему именно каратэ? Ведь сегодня известно, что многие мастера японских боевых искусств, таких как дзюдо, йайдо или айкидо были приверженцами дзэн-буддизма.
Во-первых, ответ кроется в самой технике каратэ-до. Несмотря на то, что сегодня в мире насчитывается огромное (по отношению к другим видам единоборств) количество разнообразных стилей каратэ, все они отдают предпочтение преимущественно ударной технике. А это по темпу и скорости значительно отличает каратэ, например от дзюдо (спортивного), где весь технический арсенал построен на бросках и захватах. Ведь даже неискушенному и далекому от боевых искусств человеку понятно, что удар рукой или ногой намного быстрее такого сложного в техническом плане действия как бросок или захват.
В условиях поединка и тем более в боевой ситуации у каратэки просто нет времени на мысленные рассуждения. Для него обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к его поражению. Человеческая мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием как удар, длящийся доли секунды. Поэтому только чистое, незамутненное ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет каратэки реагировать спонтанно и ненадуманно.
В свою очередь известный в мире каратэ европейский специалист Рональд ? писал: «Прозанимавшись десять лет каратэ и выиграв не один чемпионат, я мало что знал о дзэн-буддизме. Но заметил, что за это время моя техника стала как бы «не обремененной мыслью», а точнее я добивался победы, стараясь полностью не думать, о том, что будет делать мой противник или я сам. Каково же было моё удивление, когда на моём первом семинаре, проводимым японским инструктором я узнал, что используемый мной метод — есть дзэн»9. Таким образом мы видим обратный пример того как каратэ-до проявилось в дзэн-буддизме.
На примере другого японского единоборства —йайдо, мы рассмотрим ещё одну корреляционную связь, то, что Шаолиньские школы ушу называют «срединной гармонией»». Последователи йайдо (искусства нанесения молниеносного удара мечом), могут возразить что удары, наносимые катаной (одной из разновидностей самурайских мечей) также стремительны как нежели рукой или ногой, и будут в этом правы. Но стоит напомнить, что каратэ-до в отличие от йайдо, «живое» боевое искусство. «Живое» с позиции прикладного аспекта, то есть самообороны. Тогда как йайдо в прикладном аспекте стоит больше рассматривать как боевое искусство в теории.
Согласно мнению многих иэмото (мастеров японских единоборств) нынешнего и прошлого времени, человеческая жизнь значительно сложнее, чем любая теория. В ней разрушительное начало сочетается с началом созидательным. Деструктивное и творческое начала идут не поочерёдно, недруг за другом, а проявляются одновременно. За счёт этого в мире и устанавливается «срединная гармония», которую проповедуют Шаолиньские школы боевых искусств. Например, когда каратэка защищает слабую женщину от нападения насильника, он действует и как разрушитель по отношению к бандиту, и как созидатель по отношению к женщине. Он может одновременно нести и добро и зло — очень важно, чтобы они уравновешивали друг друга.
Каратэка должен уметь в каждый момент жизни делать нравственный выбор, чтобы, находясь в мире самых разнообразных чувств, пороков и мелочных желаний, не дать замутиться своему сознанию и всегда относиться к людям с любовью, состраданием и милосердием. Следовательно, каратэ-до и дзэн-буддизм как бы уравновешивают друг друга. С одной стороны заповеди дзэна не дают в каратэ-до проявлять излишнею жестокость, а с другой стороны каратэ не позволяет дзэн-буддизму «грешить» ненужной мягкостью.
Следующая корреляционная связь между дзэн-буддизмом и каратэ-до, проявляется в сфере особых, присущих именно этому боевому искусству, «сверхчеловеческих» (в физическом плане) достижениях. Рассмотреть эту связь, можно путём сравнения с ещё одной системой единоборств — с айкидо. Сегодня любой айкидока должен признать, что по характеру физических нагрузок, техническому арсеналу и количеству возникающих травм, айкидо явно уступает любому стилю каратэ. Причем данная формулировка ничуть не ущемляет «заслуги» айкидо, просто данное единоборство с «воспетым» в нём принципом гуманности и преследует совершенно иные цели. Недаром в современной Японии существует пословица: «Дзюдо для всех, каратэ-до для избранных, а айкидо для интеллектуалов». Эта «избранность» каратэ, объясняется суровым подходом в методике обучения и достаточно жестким техническим арсеналом, а это, безусловно, привлекает только определенный круг людей.
В качестве примера, рассмотрим тест тамэсивари (разбивания твёрдых предметов). На аттестационных экзаменах и соревнованиях, либо показательных выступлениях, каратэки доказывают своё мастерство путём разбивания деревянных досок, бетонных плит и других различных твёрдых предметов. Для того чтобы достичь такого мастерства, последователи каратэ-до проходят специальную физиологическую и психологическую подготовку. Как правило, если человек обладает среднестатистическими физиологическими данными, то «натренировать своё тело и технику» ему не составляет больших трудов. Чего не скажешь о другом роде подготовки — психологическом настрое. Так как, заставить себя «врезаться» собственной конечностью в бетонную поверхность дело не из легких.