Второй же фактор лежит в рамках психологии, а точнее психологического настроя: «Проведенная вначале тренировки медитация, позволит вам переключиться от суеты сегодняшнего дня к тренировочному процессу, так как правильно проведенная медитация успокоит ваш ум и сделает его подобно ночной глади лесного озера»19. В другом случае дзадзэн может выступить как подготовка и в «реальной» борьбе, будь то спортивный поединок или уличная драка. Всё зависит только от мастерства последователя каратэ-до, а точнее от того насколько он преуспел в медитации. Иными словами, можно сказать, что дзадзэн в рамках боевых искусств, и каратэ-до в частности, принял на себя роль прикладной психотехники.
И наконец, последний «энергетический» фактор основывается на концепции энергии «ки». Хотя данная концепция не так хорошо развита, как скажем в айкидо или корейском хапкидо, в названиях которых уже заложен иероглиф «ки». Всё же мастерами каратэ-до и лично ? уделялось внимание в развитии энергии «ки» в человеке: «Взращивая своё ки, вы непременно добьетесь мощного и сильного удара. Удар, сопровождаемый с выкриком ки-ай, способен сокрушить всё на своём пути»20.
«Коаны». Во всех восточных единоборствах одним из самых важных методов овладения мастерством на протяжении веков были специальные комплексы приемов, сгруппированные в определенной последовательности и исполняемые без партнера. В японских боевых искусствах их называют ката, и они занимают особое место в традиционном каратэ-до. Эта особенность ярко проявляется в неустанном подчеркивании ведущими мастерами каратэ, необходимости постоянно отрабатывать такие комплексы. Например, Мабуни ?, говорил: «Самое важное в каратэ — это ката. В них собраны все приемы нападения и защиты. Поэтому нужно хорошо понимать смысл ката и выполнять их правильно»21. Особое значение ката придавал и ?. Судя по его воспоминаниям, в его собственном «восхождении на Олимп мастерства», ката для него, подчас превращались в единственный метод тренировки.
Чем же объясняется такое подчеркнутое уважение к упражнениям ката и вера в их эффективность у мастеров традиционного каратэ-до? Ключ к его разгадке скрыт в словах, которые часто повторяют мастера каратэ-до: «Ката — это коаны каратэ». Соответственно раскрыв смысл этого выражения, путем сравнения, мы выявим, как коаны нашли своё отображение в каратэ-до.
Вначале разберём значение термина «коан». Аналог произношения слова коан в китайском языке звучит как «гун-ань», что дословно можно перевести как — всеобщая запись. Китайский наставник чань-буддизма ?, раскрывает значение этого слова следующим образом: «Гун (всеобщий) - это тот единый путь, которым следовали мудрецы и им подобные достойные люди, высший принцип, служащий дорогой для целого мира. Ань (запись) —это ортодоксальные писания, которые фиксируют то, что мудрецы и почтенные люди считали основными принципами. Слово гун, означает, что гун-ань кладут конец частному пониманию; слово ань, означает, что они находятся в соответствии с Буддами и Патриархами»22.
Словосочетание гун-ань одноименно с формой судебного разбирательства, которое практиковалось в средневековом Китае. Отталкиваясь от этого, ? проводил аналогию между работой чиновника, ведущего такое разбирательство, и учением наставника чань-буддизма. По его мнению, когда человек не может самостоятельно решить свое дело, он обращается в суд, где специальный чиновник на основе записей прецедентов выносит решение по его делу. Так же и в случае с гун-ань. Если адепт чань-буддизма не может самостоятельно разрешить какую-либо духовную проблему, например, достичь озарения, он обращается к наставнику, который при помощи гун-ань (то есть записи прецедента озарения) помогает ему в этом. Таким образом, коан фиксирует просветление адепта дзэн-буддизма.
Хотя коан и является описанием вполне конкретной ситуации, например, диалогом конкретных лиц, зачастую он выходит за рамки частного понимания. Коан содержит в себе некое измененное состояние сознания, одинаковое у всех просветленных мастеров и воспринимаемое ими как «абсолютное». Поэтому коан является гарантом достижения просветления в будущем теми, кто будет его практиковать. По словам ?: «…гун-ань не является частным мнением отдельного человека, но, скорее, Высшим принципом, который признается истинным сотнями и тысячами бодхисатв трех сфер и десяти направлений так же, как и нами. Этот принцип пребывает в гармонии с духовным источником, совпадает с Непостижимым Смыслом, разрушает рождение и смерть, и преступает ограниченность страстей. Он не может быть понят посредством логики, он не может быть передан в словах, он не может быть разъяснен в писаниях, он не может быть измерен разумом»23.
Теперь рассмотрим, что представляют собой ката каратэ-до. Термин «ката» может записываться двумя разными иероглифами. Первый, из них имеет значение «шаблона или трафарета», а второй —«формы». Если рассматривать ката каратэ-до как аналог дзэнского коана, то по аналогии они тоже должны фиксировать состояние озарения. И действительно, ныне широко известна идея, согласно которой древние, традиционные ката были смоделированы мастерами по ситуациям реальной схватки с несколькими противниками. Можно сказать, что ката зафиксировали технику боевых приёмов мастера, реализованную им в состоянии озарения в смертельном поединке. Таким образом, ката есть фиксация озарения, однако фиксация не в словах, а в движениях. При этом значения «трафарет, шаблон или форма» подразумевают не столько следование чисто технической традиции заложенной мастером, сколько возможности достижения просветления на основе сложившегося прецедента.
Стоит также отметить, что коан — это не обычный логически связанный текст (такой текст, в дзэн-буддизме называют «мертвым словом»), в котором передается какая-либо информация, а история-алогизм. И с точки зрения дзэн-буддизма он, выступает как «живое слово», неотделимое от просветленного сознания, при достижении которого снимаются все противоречия между субъектом и объектом. Поэтому и ката, также как и коан, невозможно понять путём логического обоснования. Как писал ?: «Ката не читают, его переживают»24. Сущность ката заключается не в получении какой-то информации, а в переводе субъекта (в процессе интуитивного созерцания им этого «живого слова») из обычного состояния сознания в сознание просветленное.
Постижение ката, как и коана возможно только в ситуации общения учителя, как носителя просветленного знания с учеником. Для непосвященного, «живое слово» неотличимо от «мертвого». Только если искренний последователь в процессе его интуитивного созерцания достигает нового, просветленного состояния сознания, слово «оживает». И тогда коан или ката, как знаковая структура, фиксирующая определенные субъектно-объектные отношения, перестает для него существовать. Как учил ?: «…о чем бы ни шла речь, не будет ни того, кто может говорить, ни того, о чем можно говорить. Точно также, о чем бы вы ни мыслили, не будет ни того, кто может мыслить, ни того, о чем можно мыслить»25.
В этой идее лежит ключ к правильному пониманию практики ката в каратэ-до. На начальном этапе обучения ученик загоняется в жесткую структуру движений и ритма, а после достижения просветления эта жесткая структура перестает для него существовать. В его сознании исчезают все субъектно-объектные отношения и открываются возможности для полноценного независимого творчества на ином качественном уровне — на уровне просветленного сознания.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что практики дзэн-буддизма в полной мере нашли своё отображение в каратэ-до. По дошедшим до нас сегодня источникам видно, что Фунакоси уделял большое личное внимание «дзадзэну». Так, например, в книге ? автор указывает на то, что основатель каратэ-до, проводя утренний церемониал, проводил не менее часа в медитации, сопровождая её уважительными поклонами в сторону императорского дворца и родной Окинавы. А в отношении «коанов», можно сказать, что они проявили себя в формальных упражнениях — ката. На которые Гитин, делал основной акцент в процессе обучения своих учеников.
Заключение
В проделанной работе нам удалось решить все поставленные задачи. Мы рассмотрели историю возникновения и развития каратэ-до и установили, что в техническом плане это единоборство берёт свои корни от окинавской традиции боевых искусств. Но в тоже время Гитин Фунакоси не только сохранил, унаследованные им знания, но и значительно приумножил их, внеся нравственно-этическую и духовную составляющую в процесс обучения. Также мы выяснили, что Фунакоси был не только великим мастером каратэ-до, но и талантливым организатором. Чему способствовал его педагогический опыт (в начальной школе), врождённая расчетливость и неуёмная «самурайская» сила воли.
Также мы кратко рассмотрели историю зарождения, распространения и суть учения дзэн-буддизма, а также его появления в боевых искусствах. Путём сравнения с различными японскими боевыми искусствами, мы рассмотрели вопрос, почему дзэн оказал такое значительное влияние именно на каратэ, и на нескольких примерах показали наличие корреляционной связи между дзэн-буддизмом и каратэ-до. Во-первых, дзэн помогает каратэки достичь состояния сатори (просветления), что в условиях поединка позволяет отсечь ему «все ненужные мысли». В тоже время в истории каратэ есть примеры, когда каратэки, будучи незнакомые с принципами дзэна достигали просветления, только за счет техники вложенных в ката (комплекс формальных упражнений). Во-вторых, дзэн-буддизм способствовал кардинальному переосмыслению каратэ, и ему удалось решить сложнейшие нравственные проблемы, связанные с его насильственной природой. Каратэ-до и дзэн-буддизм как бы уравновешивают друг друга. С одной стороны заповеди дзэна не дают в каратэ-до проявлять излишнею жестокость, а с другой стороны каратэ не позволяет дзэн-буддизму «грешить» ненужной мягкостью. В-третьих, дзэн-буддизм помогает каратэкам достичь «сверхчеловеческих» (в физическом плане) показателей, преодолевая боль, страх и неуверенность в своих силах. А каратэ со своей стороны укрепляет физически организм человека, что адептам дзэна позволяет проводить многочасовые и изнурительные медитации.