Курсовая работа
Выполнил студент 2 курса, группы 3561 Иванов Алексей Петрович
Омский государственный университет
Омск 2002
Введение
Актуальность. С именем Гитина Фунакоси связано много легенд, и для одних он является великим мастером боевых искусств, а для других талантливым организатором и методистом. Многие восхищаются созданной им системой единоборств, названной каратэ-до Сётокан (далее каратэ-до). Но мало кто знает, что с ростом популярности данного боевого искусства, практически утратилась его внутренняя духовная сторона. Как правило, сегодня последователями каратэ-до культивируется прикладная (самооборона), либо спортивная составляющая искусства «пустой руки». И почти совсем забыто, что в древности мастера каратэ развивали не только крепкое тело и бойцовские навыки, но и дух — используя методы и принципыдзэн-буддизма.
Актуальность данной работы заключается в использовании методологии, не применявшейся ранее для изучения этого вопроса. Данная методология позволяет взглянуть на одно из самых массовых и известных японских боевых искусств через призму дзэн-буддизма.
Степень научной разработанности. Несмотря на свою актуальность, данная проблема остается малоизученной. На русском языке из исследований, имеющих степень научной разработанности можно выделить работу ?, с описанием биографии Гитина Фунакоси. А из переведенных изданий, стоит отметить книгу ? описывающего философию каратэ-до.
Цель: данной работы является, рассмотрение роли учения дзэн-буддизма в становлении каратэ-до.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:
исследование истории возникновения и развития каратэ-до;
выявление корреляционной связи между дзэн-буддизмом и каратэ-до;
анализ практик дзэн-буддизма, отобразившихся в каратэ-до.
Объект и предмет: Объектом исследования является каратэ-до, а предметом религиозно-философские элементы каратэ-до.
В исследовании мы применили методологиюгерменевтического анализа текстов Гитина Фунакоси и историко-философского анализа развития учения каратэ-до, позволяющую проследить взаимосвязь каратэ-до с дзэн-буддизмом. В работе были также применены методы: анализа, синтеза и исторической реконструкции.
Новизна и практическая значимость:
На данный момент на русском языке не существует исследовательских работ, посвященных данному вопросу. Все работы, которые имеются, являются либо критикой со стороны представителей других единоборств, либо работами самого Гитина Фунакоси и его учеников. Кроме того, религиоведческий взгляд ранее не применялся в области изучения каратэ-до.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы:
В первой главе мы рассмотрим историю возникновения и развития каратэ-до.
Во второй главе мы будем рассматривать корреляционную связь между дзэн-буддизмом и каратэ-до.
Третья глава посвящена рассмотрению практик дзэн-буддизма, отобразившихся в каратэ-до.
История возникновения и развития каратэ-до
Биография основателя каратэ-до, в отличие от других мастеров боевых искусств Японии, изобилует многочисленными загадками, прорехами и недвусмысленными преувеличениями. Поэтому к описанию его жизненного пути, стоит отнестись в большей степени, как к традиционному повествованию жизни японского эпического героя, нежели как точного воспроизведения, биографических данных человека.
К одной из таких загадок можно отнести дату рождения Фунакоси. Дело в том, что во многих книгах об основателе каратэ-до фигурирует год рождения —1870 или 1871. В действительности же Гитин родился в 1869 г. на Окинаве, в Сюри, районе Ямакава-сё. Такое расхождение в датировки, объясняется тем, что в молодости Фунакоси собственноручно подделал своё свидетельство о рождении, с целью поступить в школу медицины. Но в школу Фунакоси все-таки не поступил, опять же, как утверждают официальные биографические источники, из-за того, что его семья вследствие реформаторства императора Мейдзи, отказалась остригать традиционные самурайские пучки волос на макушке. Но так как прямого доказательства того, что семья Фунакоси принадлежала к самурайскому сословию и была связанна с боевой традиции - нет, то и утверждение, что Гитин стал жертвой собственного традиционализма, кажется сомнительным.
Дед будущего основателя каратэ-до преподавал ряд классических наук в одной из школ Окинавы. Отец же Фунакоси был сборщиком налогов, но страдая алкоголизмом, почти не занимался своим ребёнком. Вся забота о воспитании Гитина лежала на плечах деда, который и ориентировал внука на профессию учителя школы. Таким образом, можно сказать, Гитин получал педагогический опыт с самого детства, и этот опыт пригодился ему в дальнейшей жизни.
На протяжении всей своей жизни Гитин стремился стать «настоящим самураем», доказывая своё право считаться японцем и носителем японской культуры, а не выходцем с «варварской» окраины под названием Окинавы. Стремлением стать своим, объясняется и разносторонняя натура Гитина. Подражая древним самураям, у которых владение только бу-дзюцу считалось проявлением невежества, Фунакоси увлекался древней историей, писал, стихи и отличался неплохими способностями к каллиграфии.
К боевым искусствам Фунакоси приобщился в возрасте пятнадцати лет. Его первым учителем стал Азато Ясуцунэ, сын одного из мастеров окинава-тэ (иногда можно встретить название каратэ, что дословно можно перевести как «китайская рука»). Окинава-тэ является прародителем большинства стилей каратэ-до и имеет значение собирательного термина для всех боевых искусств Окинавы. Некоторые биографические источники, с неким ореолом романтики и загадочности повествуют о том, как Гитину приходилось заниматься ночью, опасаясь запретов на тренировки со стороны правительства. В действительности же запрета на тренировки, тогда уже не существовало, и объяснить рождение такой легенды можно лишь желанием поклонников каратэ-до приблизиться к китайскому мифологическому идеалу, где ночные тренировки практиковались во многих школах ушу.
Период с 1984 до 1906 г. в биографии Фунакоси, изобилует значительными пробелами, либо не представляет особого интереса для нашего исследования. Из дошедших до нас источников, доподлинно известно только, что будущий основатель каратэ-до всё это время проживал на Окинаве и был учителем начальных классов. Начиная с 1906 г., наступило время активной пропаганды окинава-тэ мастерами острова. В это время, правительством Японии был взят курс на полную «японизацию» своей новой префектуры и Окинаву довольно часто посещали высокопоставленные японские чиновники. Поэтому пользуясь, случаем, мастера окинава-тэ проводили перед представителями власти многочисленные показательные выступления.
В 1916 г. в Японию, в Киото, Фунакоси был отправлен для показательных выступлений с группой окинавских бойцов. Через несколько лет, в одной из своих книг он представил себя как организатора этой поездки, хотя в действительности был всего лишь одним из рядовых участников, и в то время Гитина окружали куда более именитые мастера. Показательные выступления были замечены и имели успех, а окинава-тэ получило признание в высших слоях общества. С этого времени наступил переломный момент для окинава-тэ, и среди мастеров всплыл вопрос об открытии преподавания в Японии. Но 1916 г. стал одновременно переломным и трагическим для окинавской традиции боевых искусств. В этом году ушли из жизни два ведущих мастера окинава-тэ, Итосу Анко и Хигаонна Канрио. А эти два человека, были основными кандидатами на право стать официальными представителями их искусства в Японии. В итоге перед мастерами Окинавы встал острый вопрос на долгие шесть лет, кому доверить столь важную миссию. По их мнению, только самый достойный должен был отправиться в Токио, так как того, кто приедет в Японию первым, японцы и будут считать символом окинавской традиции боевых искусств.
Интересно, что первоначально кандидатура Фунакоси не рассматривалась, и он собственно тогда ещё не считался большим мастером. Лидерами окинава-тэ обсуждались многие претенденты, в их числе были Мияги Тёдзюн и Мабуни Кэнва, в дальнейшем основавшие собственные стили каратэ-до. Но в силу их молодого возраста им не доверили столь ответственную миссию. Представители же старого поколения мастеров, считавшие себя живым воплощением традиционного окинава-тэ с китайскими корнями, отказались отправиться в Японию, устыдившись явно рекламного характера поездки. И тогда взоры окинавских мастеров обратились к Фунакоси, имевшего почтенный возраст, интеллигентный вид и активную позицию в развитие окинава-тэ. Тем более за поездку в Японию ратовал Департамент физической культуры Окинавы, а основатель каратэ-до обладал у этой организации большой поддержкой. Здесь надо сказать, что Гитин был человеком весьма расчетливым. И для того, чтобы стать «своим человеком» в департаменте, вёл не один год кампанию за создание официального органа, ведавшего боевыми искусствами Окинавы. В конечном итоге ему удалось создать такую организацию, и даже стать её председателем. Но самое главное пост главы этой организации позволил Фунакоси выехать в Японию в качестве официального лица.
В 1922 г. Фунакоси прибыл в Токио, в качестве полномочного посла, представлявшего окинавские боевые искусства. Его задачей было формирование общественного мнения для организации в Японии официального преподавания окинава-тэ. Для этого Гитин выбрал достаточно верную тактику. Он заручился надёжными связями в мире боевых искусств и в первую очередь познакомился с основателем дзюдо Кодокан, Дзигаро Кано. К тому времени помимо того, что Кано являлся патриархом своего стиля, он ещё и возглавлял Японское общество физического воспитания и атлетическую ассоциацию. То есть, по сути, был человеком, от слова которого зависела судьба любого нового вида физического воспитания в Японии. Фунакоси удалось провести демонстрацию своего искусства, сначала на Национальной Всеяпонской спартакиаде, а затем и непосредственно в Кодокане. На эти показательные выступления Гитин поставил всё — и не ошибся. Демонстрация очень понравилась Дзигаро Кано. Он был просто очарован, хотя не столько техникой окинава-тэ, сколько интеллигентной и воспитанной личностью самого Фунакоси.