Особенности начального обучения студентов броскам мяча по кольцу в прыжке с дистанции на основе развития восприятия ритма в баскетболе
Кандидат педагогических наук А. Е. Алпацкая
Кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России О. Е. Лихачев
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск
Т. С. Гнусова
Липецкий государственный педагогический университет, Липецк
В современной России главным фактором естественной убыли населения является непомерный рост преждевременной смертности, который стал самым высоким в Европе и приближается к 15 %. Необходимо отметить, что умирает все больше людей в среднем возрасте.
Большое значение в преодолении этой негативной демографической ситуации имеет работа с учащейся молодежью, так как высокий уровень болезней системы кровообращения, высокой смертности закладывается низкой двигательной активностью и гипокинезией именно в студенческие годы.
Очень непросто привлечь учащуюся молодежь к целенаправленной двигательной деятельности, задача которой - формирование активного здорового образа жизни, а также самостоятельности, инициативности в деле выбора соответствующих видов спорта и форм занятий. Это требует значительных усилий с помощью активной пропаганды, формирования моды и создания условий для самостоятельных занятий и соревнований по различным видам спорта во внеучебное время, организации своеобразных занятий по спортивным интересам, в компании друзей и единомышленников.
Особую важность в связи с этим приобретает выбор эффективных средств оздоровительно-кондиционной тренировки, оказывающих комплексное воздействие на организм занимающихся, как на функциональное состояние, так и на психическую сферу.
Наиболее действенными в этом плане являются занятия спортивными играми, в частности различными видами баскетбола (классическим баскетболом, стритболом, пляжным баскетболом), которые приобретают все большую популярность, так как в их процессе студенты не только получают необходимую физическую нагрузку: эти занятия имеют, как сейчас модно говорить, "тусовочную" функцию. Данная функция является основным фактором, обеспечивающим этим занятиям высокую популярность и привлекательность.
При этом следует учитывать, что в баскетболе, стритболе, пляжном баскетболе занимающиеся будут получать удовольствие только в том случае, если в достаточной степени овладеют способами бросков мяча по кольцу. Особенно важно уметь выполнять бросок по кольцу с дистанции. Это наиболее сложный, но и, без сомнения, один из важных бросков в арсенале современного баскетболиста.
Необходимость в быстром овладении сложными техническими приемами в спортивных играх имеет приоритетное значение в деле привлечения молодежи к рекреационным, оздоровительным занятиям спортивными играми. Особенно тех, кто в школьном возрасте по каким-либо причинам не научился играть, а в студенческом возрасте и хотел бы научиться, но слабое владение этими приемами игры не позволяет принять активного участия в занятиях. Ведь общеизвестен факт, что люди с удовольствием занимаются какой-либо деятельностью только в том случае, если они ею овладели в достаточной степени. Только тогда это вызывает уважение других участников данной деятельности и не создает поводов для насмешек за неловкие движения и неумения.
Если понимание проблемы повышения качества 3-очковых бросков в спорте высших достижений и в процессе подготовки квалифицированного спортивного резерва осознано и выполнено довольно много интересных и глубоких работ [1-6, 8-15], то другая сторона проблемы - методика начального обучения не только юных баскетболистов, но и просто любителей баскетбола навыкам дистанционного обучения броску в прыжке - пока не привлекла в достаточной мере внимания специалистов.
Решение проблемы быстрого и качественного научения этому техническому приему имеет очень большое значение. Особую остроту она приобретает в процессе обучения студентов, пришедших в вуз, но не имеющих навыков игры. Это объясняется тем, что занятия классическим, уличным, пляжным баскетболом, да и просто участие в различных конкурсах выполнения бросков по кольцу, проводимых в многочисленных шоу-мероприятиях, привлекают значительное количество студенческой молодежи. Но их участие, к сожалению, носит пассивный характер. Студенты не владеют навыком броска по кольцу с дистанции.
Бросок по кольцу с дистанции в прыжке начинают изучать последним или одним из последних способов бросков мяча по кольцу в баскетболе. Практически все отдельные элементы этого способа броска к началу изучения занимающимися уже освоены или должны быть освоены достаточно хорошо. Техника вертикального выпрыгивания вверх осваивается в процессе игровых упражнений по овладению мячом, отскочившим от кольца, при выполнении противодействия броскам соперника и других игровых ситуациях. Бросковое движение рукой: полное выпрямление в локтевом и плечевом суставах и заключительное движение кистью - изучается в процессе овладения штрафными бросками, а также бросками с места, с дистанции. Умение выбрать точку прицеливания также формируется в процессе овладения более простыми способами бросков и т.д. Видеограмма фазовой структуры броска мяча по кольцу с дистанции приведена на рисунке.
Видеограмма фазовой структуры броска мяча по кольцу в прыжке с места с дистанции.
Ось ординат - высота выпрыгивания при выполнении броска по кольцу с дистанции.
Ось абсцисс - время выполнения броска по кольцу в прыжке с дистанции.
Вн - точка (время) завершения выноса мяча для броска.
Вп - точка (время) выпуска мяча при броске в прыжке с дистанции
На что же тогда необходимо обратить внимание, если все элементы уже освоены, что же является тем существенным отличительным параметром, который определяет мастерство владения данным техническим приемом? На наш взгляд, таким параметром является ритмическая структура броска в прыжке одной рукой с дистанции.
Под ритмическим стереотипом понимается определенный временной стереотип, выражающий зафиксированную в определенном порядке последовательность и соотношение длительности фаз выполнения данного технического приема. При выполнении технических приемов этот стереотип носит, во-первых, индивидуализированный характер, обусловленный антропометрическими особенностями тела данного спортсмена, уровнем развития скоростно-силовых способностей, во-вторых, допускает определенную временную вариативность, обусловленную возникающими игровыми условиями его выполнения. Исходя из этого его можно определить как вариативный ритмический стереотип броска в прыжке с дистанции. Яркими примерами обладания таким вариативным ритмическим стереотипом являются известные игроки-снайперы прошлого и настоящего С. Белов, В. Сальников, М. Паулаускас, С. Бабков, А. Пашутин и мн. др.
Чувство ритма выражается в точном воспроизведении направления, скорости, ускорения, частоты и других характеристик движений. Ритм отражает степень точности прилагаемых усилий, чередования фаз напряжения и расслабления. Чем выше чувство ритма, тем точнее спортсмены воспроизводят направление, скорость, частоту движения, тем правильнее могут расставить акценты - своевременно осуществлять усилия и ускорения. Основная задача при развитии чувства ритма состоит в поиске индивидуальных оптимальных ритмов двигательных действий. Поэтому целесообразная работа над повышением его уровня в каком-либо одном специализированном направлении положительно отразится на повышении точности восприятия ритмической структуры других вновь осваиваемых двигательных приемов, навыков.
Задача формирования правильного ритма возникает уже на этапе начального разучивания. При овладении упражнениями иногда лучше сначала задать ритм, чем подробно описывать детали движений. Это помогает быстрее понять особенности изучаемого упражнения, его построение во времени.
Педагог, тренер должен позаботиться о создании эталонного представления о ритмической структуре впервые изучаемого двигательного действия с помощью различных методических приемов. Прежде всего - это демонстрация совершенной техники двигательного действия с сосредоточением внимания на ритме. Показ целесообразно дополнить видеодемонстрацией в обычном и замедленных темпах со звуковым сопровождением, воссоздающим образ движений. Полезно и воспроизведение заданного ритма путем подсчета вслух и про себя. Повысить эффективность начального обучения можно посредством использования светои звуколидеров - автоматических устройств, задающих по определенному эталону формируемый ритм движения световыми или звуковыми сигналами. Звуковой ритм можно воспроизводить с помощью обычного аудиомагнитофона. Применение ритмолидера целесообразно на этапе не только начального обучения, но и закрепления и дальнейшего совершенствования двигательных действий. Это улучшает чувство ритма и повышает способность управлять им. Перед выполнением двигательного действия сложной ритмической структуры приемлем метод идеомоторного упражнения, заключающийся в попытках мысленного воспроизведения двигательных ощущений и восприятия ритмических характеристик совершаемого действия.
В нашем случае можно утверждать, что без создания у спортсменов четкого представления о ритме выполнения броска очень сложно добиться необходимого уровня овладения броском в прыжке с дистанции. И в то же время разработка комплекса упражнений в сочетании со специально подобранными методическими приемами срочной информации и видеопросмотром позволит, на наш взгляд, не только повысить мастерство молодых спортсменов, но и всем желающим быстро овладеть этим техническим приемом игры.