Смекни!
smekni.com

Особенности физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике (стр. 1 из 3)

Особенности физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике

И.Н. Зеленкина, О.И. Загревский

Показаны ведущие факторы физической подготовленности спортсменок в художественной гимнастике в возрастном аспекте и предложена программа их развития.

Известно, что уровень развития двигательных (физических) качеств непосредственно влияет на спортивно-технические достижения в избранных видах спорта. Чем выше уровень их развития, тем быстрее и качественнее протекает процесс обучения двигательным действиям, тем выше спортивный результат [1–4]. Как отмечает Ю.В. Менхин [5], спортивная гимнастика на сегодняшний день располагает достаточно четкой научно обоснованной методологией физической подготовки, включающей систему целенаправленных воздействий с целью обеспечения надежной подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности. На чем же базируется физическая подготовка гимнастов? По мнению автора, данный вид подготовки базируется на следующих концептуальных положениях. Первое концептуальное положение утверждает, что ориентировочной основой программы физической подготовки является предстоящая деятельность, имеющая свой определенный состав и закономерные взаимосвязи структурных элементов деятельности между собой и с факторами внешней среды. Следовательно, вся система физической подготовки определяется спецификой деятельности спортсмена, к которой он готовится и которую правомерно назвать целью. В данном случае цель гимнастов – многоборная физическая работа на специальных аппаратах, которую необходимо выполнить в соответствии с требованиями установленных правил соревнований к составу (разнохарактерные элементы, соединения, комбинации), его системно-структурному построению, качеству и надежности.

Второе концептуальное положение утверждает, что закономерные особенности двигательных качеств являются объективной основой выбора средств и методов их ординарного и комплексного развития. Третье концептуальное положение: главным условием обеспечения высокой результативности деятельности гимнаста является использование закономерностей взаимосвязи двигательных качеств и навыков. Четвертое концептуальное положение вытекает из общеизвестного факта: спортивная деятельность гимнаста не должна осуществляться на пределе физических возможностей.

Представленные выше основные концептуальные положения предопределяют обоснованность соответствующих принципов физической подготовки гимнастов. Такими принципами, по мнению Ю.В. Менхина [5], являются:

1) педагогические воздействия, адекватные специфике развиваемых качеств и предстоящей деятельности; 2) ориентация на максимальный результат за счет выведения систем организма на «сверхпредельный» уровень функционирования при развитии любого двигательного качества;

3) физическое затруднение спортивно-тренировочной деятельности с целью обеспечения ее надежности;

4) устойчивая адаптация только на субмаксимальном уровне нагрузки с периодическим стимулированием сверхмаксимальных проявлений качеств и способностей;

5) управляемая динамика тренировочных нагрузок. А что же в художественной гимнастике? Можно утверждать, что на сегодняшний день аналогичная система физической подготовки гимнасток не создана, так как отсутствует научное обоснование предстоящей деятельности. Не выявлена динамика тренировочных нагрузок физической подготовленности с учетом возраста спортсменок. Не выявлены ведущие факторы физической подготовленности гимнасток в возрастном аспекте и т.д.

Целью нашего исследования явилось выявление особенностей физической подготовки гимнасток-художниц с учетом их возраста.

Методы исследования: тестирование физической подготовленности гимнасток по 19 тестам, методы математической статистики, в том числе факторный анализ методом главных факторов с последующим их вращением по методу «Варимакс». Результаты и их обсуждение. После проведения расчетов, связанных с определением ведущих факторов физической подготовленности гимнасток 5–10 лет, были получены следующие результаты (табл. 1). Анализ факторной структуры физической подготовленности юных гимнасток показывает, что она имеет свои особенности в зависимости от возраста спортсменок.

Что нам важно в полученной матрице отображений изменения ведущих факторов физической подготовленности юных гимнасток?

Во-первых, факторная структура физической подготовленности юных спортсменок-художниц имеет возрастные особенности.

Во-вторых, структура не остается постоянной, она имеет так называемый «дрейф».

Например, на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике приоритет в физической подготовленности имеет развитие прыгучести, затем межмышечной координации и затем подвижности в тазобедренных, плечевых суставах и гибкости в пояснице. В шестилетнем возрасте структура физической подготовленности изменяется. Приоритетным становится развитие подвижности в тазобедренных суставах и гибкости в пояснице, затем прыгучести на правой и левой ногах, 116 подвижности в плечевых суставах и статической силовой выносливости мышц спины. Таким образом, ведущий фактор в пятилетнем возрасте – прыгучесть, в шестилетнем возрасте он передвигается на второе место. А первым (в шестилетнем возрасте) становится фактор, бывший в пятилетнем возрасте под номерами 3 и 4.

Т а б л и ц а 1

Ведущие факторы физической подготовленности гимнасток 5–10 лет Возраст, лет первый второй Фактор третий четвертый 5 Прыгучесть (27,5%) Межмышечная координация (15,8%) Подвижность в тазобедренных суставах (12,5%) Гибкость в пояснице, подвижность в плечевых суставах (7,6%) 6 Подвижность в тазобедренных суставах и гибкость в пояснице (32,0%) Прыгучесть правой, левой ноги (13,1%) Подвижность в плечевых суставах (10,9%) Статическая силовая выносливость мышц спины (10,0%) 7 Гибкость в пояснице (32,7%) Скоростные способности (17,8%) Гибкость при наклоне вперед (9,0%) Быстрота (8,5%) 8 Прыгучесть (правая нога) (21,1%) Межмышечная координация (17,2%) Гибкость при наклоне вперед, подвижность в тазобедренных суставах (15,3%) Координация техническая (10,7%) 9 Гибкость в пояснице и подвижность в тазобедренных суставах (30,1%) Быстрота (17,3%) Частота движений (12,3%) Прыгучесть (11,0%) 10 Силовая выносливость (30,8%) Подвижность в тазобедренных суставах (20,4%) Прыгучесть (12,4%) Координация межмышечная и техническая (9,7%)

В семилетнем возрасте фактор, имеющий четвертое значение (фактор гибкости в пояснице), в пятилетнем становится ведущим. На втором месте проявляются скоростные способности, до этого возраста себя никак не проявлявшие. На третьем месте фактор гибкости при наклоне вперед, на четвертом – быстрота, так же до этого себя никак не проявлявшая. Интересным является возраст 8 лет. Если мы посмотрим внимательнее на результаты в таблице, то увидим, что первых два фактора в этом возрасте аналогичны пятилетнему возрасту по названию. Затем по-прежнему на третьем месте остается фактор гибкости, и на четвертом месте впервые проявляет себя фактор технической координации. По основным значимым факторам восьмилетний возраст как бы повторяет пятилетний. В 9 лет приоритетным в развитии становится снова такое качество, как гибкость, начинают проявлять себя быстрота (второй фактор), частота движений и прыгучесть. В 10 лет приоритетным становится развитие силовой выносливости. По-видимому, это связано с увеличением объема работы по комбинациям, что и накладывает свой отпечаток на развитие этого качества. Таким образом, в табл. 1 наглядно представлены факторы, играющие роль ведущих в физической подготовке в зависимости от возраста занимающихся. Придерживаясь этих результатов, можно планировать тренировочный процесс по развитию физических качеств юных гимнасток-художниц.

Если мы посмотрим в табл. 1 на результаты по возрастам, то увидим, что выделенные факторы имеют различное значение, выраженное в процентах. Значение, указанное в процентах, употребим на время, затрачиваемое _____на выполнение комплекса упражнений, связанных с развитием требуемого качества. Следовательно, если мы развиваем у пятилетних спортсменок все четыре фактора и затрачиваем на это 30 мин, то это время принимаем за 100%. В дальнейшем для развития прыгучести (первый фактор) выделяем 27,5% времени, на межмышечную координацию (второй фактор) – 15,8% и т.д., а остальное время остается на отдых между подходами.

На основании этого составлен перспективный планпрограмма, включающая в себя комплексы упражнений для развития физических качеств (табл. 2).

Т а б л и ц а 2 Упражнения для развития физических качеств Качество № п/п Упражнение Количество раз в подходе Количество подходов 1 2 3 4 5 Гимнастки пяти лет 1 И.п. – основная стойка, руки на пояс. Прыжки толчком двумя ногами 10 1 Прыгучесть 2 И.п. – основная стойка на одной ноге, другая согнута, носок у колена опорной ноги. Руки на пояс. Прыжки толчком одной ногой. То же – с другой ноги 10 1 1 «Березка» 5 1 2 «Цапля». И.п. – о.с. руки на пояс, согнуть правую на пассе 5 1 Волна назад 5 1 Межмышечная координация Прыжок «ножницы» 5 1 Подвижность 1 И.п. – упор лежа на бедрах, колени согнуты в стороны – «лягушка». Пружинные движения 10 1 в тазобедренных суставах 2 Лежа на спине, руки в стороны, ноги вперед, разведение ног в стороны 10 1 1 Лежа на животе – прогибание в упоре на руки 10 1 2 Лежа на животе – прогибание в упоре на руки со сгибанием ног – «коробочка» 10 1 3 «Мост» 10 1 Гибкость, подвижность в плечевых суставах 4 И.п. – стойка лицом к гимнастической стенке, руки вперед вверх на опоре, пружинные движения «стульчик»

117 П р о д о л ж е н и е т а б л. 2 1 2 3 4 5 1 И.п. – вис лицом к гимнастической стенке, ноги вместе, Силовая выносли- прямые. Поднимание ног на 90є 10 1 вость 2 И.п. – лежа на животе, руки вверх. Поднимание и удержание рук и ног назад одновременно, «лодочка» 10 1 Гимнастки шести лет 1 И.п. – основная стойка, руки на пояс. Прыжки толчком двумя ногами 10 2 2 И.п. – основная стойка на одной ноге, другая согнута, носок у колена опорной ноги. Прыгучесть Руки на пояс. Прыжки __________толчком одной ногой. То же – с другой ноги 10 2 И.п. – присед. Прыжки из полного приседа вверх. Активная помощь руками 10 1 1 «Ласточка» 5 1 2 Прыжок «ножницы» 5 1 3 Волна назад 5 1 Межмышечная координация 4 Поворот в «пассе» 5 1 1 И.п. – упор лежа на бедрах, колени согнуты в стороны – «лягушка». Пружинные движения 10 2 2 Лежа на спине, руки в стороны, ноги вперед, разведение ног в стороны 10 2 Подвижность в тазобедренных суставах 3 Шпагаты на полу: на правую, левую, поперечный 100 1 1 Лежа на животе – прогибание в упоре на руки со сгибанием ног – «коробочка» 10 2 2 «Мост» 10 2 3 И.п. – стойка лицом к гимнастической стенке, руки вперед вверх на опоре, пружинные движения «стульчик» 10 3 4 И.п. – основная стойка, скакалка внизу в руках, выкруты спереди – назад и обратно 10 2 Гибкость, подвижность в плечевых суставах 5 Лежа на животе – прогибание назад, руки вверх с помощью партнера 10 1 1 И.п. – вис лицом к гимнастической стенке, ноги вместе, прямые: