Смекни!
smekni.com

Развитие двигательных координаций у студенток в учебном процессе по физическому воспитанию (стр. 2 из 2)

Основой подготовительной части занятий, проходивших в зале, являлось выполнение модификаций базовых шагов оздоровительной аэробики согласно стилям различных танцевальных направлений (латина, фанки, хип-хоп, танго, ирландский танец, русский народный танец, джаз, дэнс-аэробика и др.). Разучивание комбинаций и усложнение координации происходило по той же схеме, но добавлялись движения в парах, перемещения и изменение местоположения участниц относительно друг друга в группе.

Так как подготовительная часть проводилась поточным способом, в ней не было простоев для объяснений и показа: в это время выполнялись предыдущее упражнение, ходьба или приставной шаг. Разучивание в нашем случае не являлось главной задачей подготовительной части занятия (хотя в процессе его могут совершенствоваться координационные способности занимающихся). Если на разучивание тратить много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы снизится, да и интерес может пропасть. Поэтому ознакомление и разучивание не были продолжительными.

Во всех занятиях обращалось внимание на правильную осанку, свободную и легкую походку, красоту движений, пластику, эмоциональность. Занимающимся объяснялась значимость предлагаемых двигательных заданий. Для этого в ЭГ использовались методы эстетического воспитания [11].

Таблица 2. Сравнительная таблица техники выполнения базовых движений в аэробике и специальных подготовительных упражнений в легкой атлетике

Базовые движения в аэробике [1] Использование в легкой атлетике
1. Шаг (march) - традиционный шаг на месте с оттягиванием стопы при подъеме ноги Ходьба во время разминки, между упражнениями
2. Бег (jog) - бег на месте с захлестыванием голени назад до касания ягодиц пяткой Бег с захлестыванием голени назад
3. Скип (skip) - подскок на опорной ноге, другая нога сгибается в коленном суставе почти до касания ягодицы, далее, выполняя подскок на опорной ноге, выпрямить ногу вперед под углом 30-40° Первая часть упражнения соответствует бегу с захлестыванием голени назад, вторая в некоторой степени схожа сдвижением атаки в специальных упражнениях барьеристов
4. Сгибание ноги вперед - поднимание колена (knee lift) - сгибание ноги вперед до прямого угла и выше. Носок поднятой ноги «оттянут» Бег с высоким подниманием бедра
5. Max (kick) - мах прямой ногой вперед до уровня горизонтали или выше Специальные упражнения барьеристов
6. Прыжок ноги врозь-вместе (jumping jack) из и.п. - о. с. перейти в положение стойка ноги врозь, носки слегка развернуты кнаружи, колени немного согнуты (амортизируя). Ноги сгибаются так, чтобы колени не выходили за носок Возможно использование этого упражнения в качестве средства СФП для развития силовых способностей мышц передней поверхности бедра и ягодичных
7. Выпад (lunge) - при выполнении данного движения ОЦМ перемещается по вертикали. Одна нога перемещается вперед и сгибается в колене (голень перпендикулярна опоре), другая назад Положение выпада соответствует фазе полета во время выполнения многоскоков (упражнение «прыжки в шаге»)

Каждое занятие содержало элемент новизны, что оказывало влияние на формирование двигательных координаций у студенток. Запас двигательных умений и навыков занимающихся постоянно увеличивался и обновлялся. Координационная сложность заданий возрастала вследствие увеличения числа вариативности упражнений; повышались требования к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения технических приемов в одно и то же время; координационные упражнения выполнялись в условиях дефицита времени; увеличивалось число различных упражнений в связке при сохранении одинакового числа повторений. В занятии использовалось небольшое число повторений постепенно усложняющихся упражнений.

Уже освоенные упражнения многократно повторялись при целенаправленном изменении параметров выполняемых движений и условий упражнений: освоенные движения вставлялись в танцевальные комбинации с другим ритмическим рисунком, выполнялись в парах, с перемещениями в другом направлении и др. Симметричная подготовка предусматривала выполнение всевозможных элементов техники обеими руками (ногами) и в обе стороны.

К концу 1-го курса занимающиеся владели техникой выполнения базовых шагов оздоровительной аэробики, имели представление обо всех вышеперечисленных танцевальных направлениях, умели выполнять основные шаги каждого стиля, знали и могли эмоционально и эстетично исполнить несколько мини-композиций.

В конце учебного года (через 9 месяцев систематических занятий, 2 раза в неделю по 1, 5 ч) было проведено повторное исследование развития двигательных координаций. В результате применения экспериментальной методики по всем исследуемым двигательным координациям наблюдается увеличение исходных результатов. Достоверные изменения (p<0, 05) в динамике произошли при определении уровня развития статического (ЭГ - 219, 3 %, КГ 83, 7 %) и динамического равновесия (ЭГ - 49, 5 %, КГ - 36, 2 %), способности к реакции (ЭГ: правая рука - 53, 7 %, левая - 30, 6 %; КГ - соответственно 4, 4 и 9, 5 %), точности движений в ответ на внешний раздражитель (ЭГ - 57, 7 %, КГ - 30, 8 %), способности дифференцирования мышечных усилий (ЭГ - 35, 3 %, КГ - 22, 2 %), точности баллистических движений (ЭГ - 12, 8 %, КГ - 5, 1 %), ритмичности (ЭГ - 35, 4 %, КГ 11, 2 %) и пластичности (ЭГ - 42, 2 %, КГ - 7, 9 %).

Использование в занятиях элементов оздоровительной танцевальной аэробики способствовало расширению двигательной активности студенток, занимавшихся в ЭГ, и оказало воздействие на компоненты физической подготовленности. Уровень физической подготовленности занимающихся определялся с помощью тестов, предусмотренных программой физического воспитания (рис. 1, 2). По всем показателям тестовых заданий (кроме бега на 2000 м) преимущества имели девушки ЭГ.

Рис 1. Динамика показателей физической подготовленности в тестовых заданиях:1 - прыжок в длину с места, 2 - поднимание туловища, 3 - бег на 100 м

Рис. 2. Динамика показателей физической подготовленности девушек в тестовых заданиях: 1 - кросс на 500 м, 2 - ОФП, 3 - бег на 2000 м; 4 - прыжки со скакалкой, 5 - сгибание-разгибание рук в упоре лежа на скамейке

Включение в практические занятия элементов оздоровительной танцевальной аэробики явилось стимулом для регулярных занятий физическими упражнениями с целью самосовершенствования: в ЭГ посещаемость занятий возросла на 25 %, все участницы эксперимента испытывали чувство удовлетворения от занятий, к концу учебного года все студентки ЭГ применяли формы активного отдыха во внеучебное время.

Таким образом, в процессе исследований получены объективные данные, доказывающие эффективность применения экспериментальной методики в процессе физического воспитания студенток, что нашло подтверждение в результатах повышения показателей общей физической подготовленности, изменении характера двигательно-координационных реакций, а также в повышении интереса к занятиям.

Список литературы

1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / Под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002, с. 35.

2. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры. 2000. - 278 с.

3. Воячкова Г. Движение - залог здоровья и красоты женщины. - М.: ФиС, 1965, с. 3-4.

4. Косилов С. А. Значение открытий Н. А. Бернштейна в подготовке молодежи к труду и спортивным достижениям // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 3, c. 28-30.

5. Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В. Аэробика. Т. 1. Теория и методика. - М.: Федерация аэробики России, 2002, c. 181.

6. Лоу Б. Красота спорта. - М.: Радуга, 1984. - 255 с.

7. Лубышева Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 151 с.

8. Лях В. И. Координационные способности в спорте: теории, модели, направления настоящих и будущих исследований // Моделирование управления движением человека: Сб. науч. тр. / Под ред. М.П. Шестакова и А. Н. Аверкина. - М.: СпортАкадемПресс, 2003, с. 158-202.

9. Назаренко Л. Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 8, с. 19-21.

10. Назаренко Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.

11. Сараф М. Я., Столяров В. И. Введение в эстетику спорта: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1984. - 104 с.