Развитие двигательных координаций у студенток в учебном процессе по физическому воспитанию
Е. В. Старкова
Пермский государственный педагогический университет, Пермь
Двигательные координации являются важной качественной стороной двигательной деятельности, отражающей уровень физической подготовленности. Их целенаправленное формирование позволяет решать целый ряд задач физического, эстетического, интеллектуального совершенствования человека [2, 7, 9, 10].
Ученые и специалисты обращают особое внимание на важность гармонии отдельных сторон физического развития и двигательной подготовленности человека для его здоровья. Тем не менее признание этого факта гораздо чаще расходится с практикой. Подавляющее большинство методических рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля направлены на совершенствование выносливости, силовых и скоростных способностей занимающихся. Развитию же двигательных координаций (одного из наиболее существенных элементов двигательной подготовки) в процессе физического воспитания в вузе уделяется недостаточно внимания [4, 8, 9].
Специфическая особенность педагогических вузов - преобладание женского контингента. Естественное желание девушек - стремление быть здоровыми и красивыми. Но ведь здоровье и красота не всегда являются даром природы. Так, укрепление здоровья немыслимо без применения движений, направленных на активизацию деятельности внутренних органов и развитие опорно-двигательного аппарата, а красота заключается не только в совершенстве внешних форм тела, она требует высокой координации, пластичности и грациозности движений [3, 6, 11].
Казалось бы, важность координационной подготовки в физическом воспитании девушек ни у кого не вызывает сомнений. Однако времени, которое отводится на развитие двигательно-координационных качеств в учебных программах для вузов, на наш взгляд, недостаточно.
Цель исследования - разработка и проверка эффективности методики развития двигательных координаций у студенток в процессе физического воспитания на основе средств и методов оздоровительной танцевальной аэробики.
Опираясь на результаты проведенного нами анкетного опроса девушек, обучающихся на 1-4-х курсах Пермского государственного педагогического университета, исходя из условий вузовской государственной программы и имеющейся материальной базы, мы исследовали возможность применения в процессе физического воспитания студенток элементов оздоровительной танцевальной аэробики и их влияние на уровень развития двигательных координаций.
Для реализации поставленных целей был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студентки 1-го курса факультета информатики-экономики. Были организованы экспериментальная - ЭГ (20 чел.) и контрольная - КГ (20 чел.) группы, занимавшиеся в течение 9 месяцев под руководством одного и того же преподавателя.
Проанализировав содержание занятий по оздоровительной аэробике танцевальной направленности, мы выделили следующие двигательные координации [9], характерные для данного вида двигательной деятельности:
- ритмичность: при выполнении упражнения под музыку занимающимся необходимо соотносить свои движения с музыкальным ритмом произведения; точно воспринимать и отражать в движениях тела длительность музыкальных звуков и их соотношений, метрических акцентов; соразмерять усилия во времени и в пространстве, согласовывать длительность каждого движения с музыкой, а также с движениями партнера (группы);
- пластичность: во время выполнения танцевальной комбинации человек переживает определенные эмоции, создает свой образ, выявляется его артистичность; движения гармонично переходят из одного в другое и т. д.;
- ловкость: знакомые движения выполняются в новых, необычных для занимающихся условиях: складываются в связки, танцевальные комбинации; происходит взаимодействие участников в группе, парах, при перемещениях в различных направлениях и т. д. Таким образом, качественное выполнение двигательных действий участниками процесса предполагает развитие таких проявлений данного двигательно-координационного качества, как: способности к дифференцированию различных параметров движения, ориентированию в пространстве, перестроению движений, соединению движений, приспосабливанию к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи, рациональному расслаблению мышц;
- равновесие: повороты на месте и в движении, прыжковые упражнения являются неотъемлемыми компонентами танцевальных комбинаций оздоровительной аэробики, что предъявляет особые требования к устойчивости тела;
- прыгучесть: базовые движения в основном носят прыжковый характер; возможно, их выполнение влияет на развитие данной двигательной координации;
- точность: движения оздоровительной аэробики имеют свою технику, несущую определенную смысловую нагрузку. Без четких, выверенных параметров движения нельзя технически правильно усвоить упражнение;
- гибкость и подвижность: занятия обязательно включают упражнения на растягивание мышечных групп, участвующих в основной работе; наклоны, вращательные движения, махи и т. д. (в танцевальных комбинациях).
До начала эксперимента был определен уровень физической подготовленности занимающихся и проведено тестирование следующих двигательных координаций, их разновидностей и проявлений: координационных способностей, относящихся к целостным действиям; статического и динамического равновесия, способности к реакции; способности к согласованию движений и дифференцированию мышечных усилий; точности движений в ответ на внешний раздражитель и баллистических движений; гибкости; ритмичности и пластичности телодвижений. Исходные данные в ЭГ и КГ не имели существенных различий, что свидетельствовало о примерно одинаковом уровне подготовленности всех занимающихся (p>0, 05).
Учебно-тренировочные занятия в КГ проводились на основе рекомендаций программы по предмету "Физическая культура" для вузов. В ЭГ подготовительная часть занятий строилась по всем правилам разминки, используемой в оздоровительной аэробике: включала танцевальные элементы и общеразвивающие упражнения, которые выполнялись под музыку (табл. 1). Использовался поточный способ проведения упражнений. Специфический подбор мелодий для фонограммы позволял задавать различный темп выполнения движений. Упражнения для танцевальной комбинации подбирались с учетом вида деятельности в основной части занятия. Таким образом, к работе были подготовлены необходимые мышечные группы, а нетрадиционная форма выполнения знакомых движений способствовала развитию двигательных координаций, эмоциональному восприятию нагрузки и как следствие - повышению интереса к занятиям.
Таблица 1. Сравнительная характеристика педагогических условий организации подготовительной части учебного занятия в экспериментальной и контрольной группах
Условия | Традиционная разминка | Экспериментальная разминка |
Задача | Подготовить организм к предстоящей работе | Подготовить организм к предстоящей работе, развивать двигательные координации. |
Продолжительность | 15-20 мин | 25 мин |
Форма | ОРУ | «Аэробическая» разминка: ОРУ объединяются в танцевальные комбинации |
Способ проведения | В разомкнутом строю, в движении и др. | Поточный, поточно-серийный способы |
Методы | Рассказ, показ | Показ, сопровождающийся комментарием; методы увеличения координационной сложности упражнения |
Структура | Общая часть + специфическая часть | Общая часть + специфическая часть + развивающая часть |
Моторная плотность | Простои, связанные с объяснением упражнения | Простои отсутствуют |
Наличие музыкального сопровождения | Нет | Есть |
Подготовительная часть занятия состояла из базовых шагов классической аэробики, различных танцевальных направлений оздоровительной аэробики и их модификаций. Так как темп выполнения упражнений в разминке невысокий, была возможность разучивать новые элементы, применяя метод расчленения, линейный метод [5], методы блоковой и "бэйс" (базовой) хореографии [1], используемые в оздоровительной аэробике.
Традиционно в легкоатлетических занятиях в разминке выполняют специальные беговые упражнения. Так как многие из них схожи по своей структуре с базовыми движениями классической аэробики (табл. 2), традиционная форма их выполнения на занятиях по легкой атлетике была заменена комбинацией танцевальной направленности.
В начале применения экспериментальной методики больше времени уделялось технике выполнения упражнений, так как правильное исполнение новых движений уже представляло координационную сложность для занимающихся. Разучивались 2-4 движения ногами (в зависимости от технической сложности) и складывались в простые связки. Постепенно координационная трудность выполнения этой комбинации изменялась, например при добавлении движений руками, перемещениях, изменении ритма движений, использовании разнонаправленных движений в суставах различных частей тела, различных плоскостей движений, изменении частоты выполнения новых движений [1]. В одном занятии применялось несколько способов увеличения координационной сложности упражнения. На следующем занятии связка обязательно повторялась, добавлялись новые движения или уже знакомая комбинация усложнялась при помощи перечисленных способов. Для развития двигательных координаций использовались приемы: разделение группы на две половины и выполнение уже разученной комбинации лицом друг к другу; в зеркальном отображении, выполнение задания в противоположном направлении; одновременное выполнение комбинации одной подгруппой с начала танцевальной связки, а другой - с ее середины и др.