Итак, мы рассмотрели теории истины в порядке возрастания их пригодности к использованию в концепции значения как условий истинности. При этом мы видели, что одновременно нарастает критерий динамичности — от статичной корреляции (или еще более ригидной корреспонденции) корреспондентной теории до постоянной верификации когерентной. Однако попытка последовательного проведения требования онтологической нейтральности в когерентной теории оставляет нас не столько с когерентной теорией истины, сколько с когерентной теорией обоснования знания, поскольку в таком случае нас могут интересовать не столько отношения наших утверждений к миру, сколько причины, по которым мы поддерживаем именно эти полагания . Поэтому для дальнейшего обсуждения связи между истиной и значением — и, в частности, возможности применения в концепции значения как условий истинности теории когерентизма — нам понадобится подробный анализ соотношения между истинностью и обоснованностью знания.
Примерно такой путь — от корреспондентности к когерентности — проделал и Дэвидсон в 1960-80-е годы — что соответствует и пути Витгенштейна от "Трактата" к "Исследованиям", и, более широко, тому возрастающему признанию роли социокультурных факторов, которое характерно для эволюции многих философов. В статье "Когерентная теория истины и знания" Дэвидсон защищает аргумент, призванный "показать, что когерентность в итоге дает корреспонденцию ( coherence yields correspondence )"[79] . С такой точки зрения, мы признаем, что наши полагания взаимно поддерживают друг друга, и принимаем их именно по этой причине. Но Дэвидсон не может показать, как через доказательство когерентности наших полаганий мы делаем наше знание истинным или ложным и поэтому соответствующим или не соответствующим внешней действительности. Однако мы должны это сделать, если хотим дать теорию значения для естественного языка: мы не можем не признать его не заключающим о мире. Язык существует постольку, поскольку функционирует, а функционирует постольку, поскольку представляет собой систему интенциональных репрезентаций, направленных на мир, и для того, чтобы дать теорию этой системы, мы должны объяснить ее связь с другими основаниями нашей когнитивной практики. Мы можем отказаться трактовать перцептуальные утверждения как экзистенциальные, но это не избавит нас от необходимости дать теорию их обоснования именно как утверждений о мире, а не только о других утверждениях.
[63] См .: Walker R.S. The Coherence Theory of Truth. L . — N . Y .: Routledge , 1989.
[64] Эпистемологическая позиция Куайна вообще довольно часто описывается как когерентистская, хотя другие ее признаки, особенно требование, что эпистемология должна быть натурализована (редуцирована до психологии) позволяют отнести ее скорее к некоторой версии фундаментализма.
[65] Коллингвуд Р. Автобиография. Идея истории. М ., 1989. С .151.
[66] Russell B. 'On the Nature of Truth' — Proceedings of the Aristotelian Society VII, 1906-7, pp. 33-34.
[67] См .: BonJour L. The Structure of Empirical Knowledge. Cambridge , 1985. Pp . 93-100.
[68] Термин был введен Муром для выражения отношения вида "Если А истинно, то В истинно", отличного от материальной импликации.
[69] См .: Young J.O. Global Anti-realism. Avebury, Aldershot, 1995.
[70] См .: Putnam H. Reason, Truth and History. Cambridge, 1981.
[71] См .: Blanshard B. The Nature of Thought. L., 1939.
[72] См .: Lebedev M. Coherence Theory of Truth and the Realist/Anti-Realist Controversy. — Proceedings of the III European Congress of Analytic Philosophy. Maribor, 1999.
[73] См .: Blanshard B. The Nature of Thought.
[74] См .: Young J.O. Coherence Theory of Truth. — In: Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: http://plato.stanford.edu/entries/truth-coherence/
[75] См .: White A.R. Truth. Anchor Books, Doubleday. Garden City NY, 1970. Pp. 109-122.
[76] См .: Davidson D. A Coherence Theory of Truth and Knowledge. — In: LePore E. (ed.) Truth And Interpretation. Perspectives on the Philosophy of Donald Davidson. Ox., 1986. Рр . 307-319.
[77] См .: Fumerton R. Metaepistemology and Skepticism. Lanham, Maryland, 1995. P. 142.
[78] См .: Resher N. The Coherence Theory of Truth. Ox., 1973. Pp. 1-4.
[79] Davidson D. A Coherence Theory of Truth and Knowledge. — In: Truth and Interpretation, ed. by E. Lepore. Ox ., 1986. P . 307.