РубаникА.Н. к.и.н., доцент, зав. кафедрой социальных технологий РГУПС.
Рамазанов В.М. к.ф.н., доцент кафедры социальных технологий РГУПС.
Тельных Н.В. к.ф.н., доцент кафедры социальных технологий РГУПС.
Безработица все в возрастающей мере становится критическим фактором, исключающим людей не только ив мира работ и доходов, но и нарушающим их социальную идентичность. Безработные являются самыми незащищенными, наиболее нуждающимися в поддержке государства. Они не защищены трудовым законодательством, утратили социальные связи с институтом труда, не подлежат социальной защите, "выпали" из системы социального контроля. Статус индивида в обществе находится в зависимости от трудовой деятельности. Поэтому безработица лишает человека не только трудового, но и социального статуса (точно так же, как переход в положение пенсионера лишает человека сразу многих его статусных позиций в обществе) [9]. Естественно ожидать, что многие безработные пережи-вают свое положение. Как показывают социологические опросы, женщин сильнее, чем мужчин беспокоит утрата прежних социально-трудовых позиций. Одна из гипотез, объясняющих такую особенность, может быть та, что мужчины больше уверены в возможности своего трудоустройства. а женщины, в силу большого уровня безработицы среди них, меньше надеются на то, что сумеют быстро получить работу.
За период с января 1994 г. по январь 1997 г. число официально зарегистрированных неработающих увеличилось втрое (1994 г. - 1.1 % всего экономически активного населения, 1996 г. - 3.3 % ). Примерно во столько же раз выросло и количество семей безработных с несовершеннолетними детьми (только в течение 1995 г. с 700 тысяч до 1 миллиона 29 тысяч). К тому же среди них - 9.8% неполные семьи, и это. как правило, "женские" семьи, 10.4% - многодетные родители. То есть, каждая пятая подобная семья пребывает в зоне повышенного риска и особенно нуждается в заботе государства. Весьма тревожным яв-ляется то, что каждый шестой родитель в рассматриваемых семьях не достиг 30 лет. Учитывая, что обычно у молодых небольшой трудовой опыт, для них безработица чревата деструкцией трудового потенциала, утратой трудовой мотивации.[3]. Потеря одним ив родителей, а тем более двумя, работы порождает две очень сложные для семьи проблемы. Первая - это ощутимое для семьи падение жизненного уровня и вторая - ухудшение социального тонуса и внутрисемейных отношений. Известно, что первые три месяца безработный получает в качестве пособия 75% от предшествующей заработной платы, затем в течении четырех месяцев - 60%, далее еще пять месяцев - 45%. Правда, государством выплачивается также пособие на каждого несовершеннолетнего ребенка из расчета 10% от денежной суммы, получаемой по безработице. При этом общий размер дотации ограничен сверху средней заработной платой в регионе [4].
Снижение доходного статуса в семье, где есть безработный, очевидно. Данные опроса москвичей, проведенного в сентябре 1995 г. позволяют качественно охарактеризовать динамику их материального благосостояния. По самооценкам 59% граждан, охваченных социологическими опросами, они находятся ва чертой бедности либо испытывают ущемление в различных сферах деятельности. Эти ущемления можно рассматривать в качестве признаков социальной депривации [5]. Острой формой депривации является потеря социального статуса. Из числа специалистов 40% до получения статуса безработного уже испытали социальную деградацию: они вынуждены были сменить специальности техника, инженера, экономиста на должности диспетчера, кассира. оператора, реализатора продовольственных или промышленных товаров [6].
Материальные условия существования семей безработных, в кото-рых имеются несовершеннолетние дети, на фоне подорванных систем дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха, коммерциализации образования, ослабления социальной инфраструктуры ведут к дезаптации жизнедеятельности и определяют стратегию поведения большинства из них, как стремление к выживанию.
Утрата работы взрослыми членами семьи со всей остротой ставит проблему психологической приспособляемости к новой ситуации. По материалам проведенных исследований, для каждого третьего, потерявшего работу, это означает крушение всех надежд, еще почти для половины - временное затруднение, которое они надеются преодолеть.
Опрос свидетельствует об ухудшении социального самочувствия, роста ощущения беспокойства, тревоги, неуверенности в будущем, ущемленности в социальных и гражданских правах, снижении толерантности и удовлетворенности семей данного типа их жизнью. Проблемы в супружеских отношениях и в воспитании детей после утраты работы, по признанию самих опрошенных, возникли в каждой второй семье. При этом внутрисхемные связи стали более натянутыми (20%), между супругами и детьми порой прорывается раздражение (16%), семейная атмосфера обрела резкую конфликтность (11%)
Как представляется, выявленные качественные и количественные хаоактеристики исследования положения безработных говорят о том, что безработица обернулась фактором сокращения возможностей адаптации части общества к новым условиям. Она затрудняет воплощение всех функций семьи и: прежде всего детскую социализацию, поддержание должного материального благополучия, здоровья, удовлетворение культурно-духовных потребностей, блокирует широкую социальную мобильность. Низкие доходы родителей в течение продолжительного времени могут предопределить слабый образовательный уровень подрастающего поколения, плохое состояние профессиональной подготовки, и в результате оставить ему минимальные шансы для продвижения по социальной лестнице.
Конечно, эти семьи попадают в поле влияния семейной государственной портики, направленной на создание необходимых условий для успешной реализации семьей ее функционального назначения. В настоящее время эта политика представляет собой четыре вида государственной поддержки.
а) денежные выплаты семье в связи с рождением, содержанием и воспитанием ребенка (пособия и пенсии);
б) льготы родителям и детям (трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские);
в) бесплатные натуральные выдачи семьям с детьми (детское питание, лекарства, одежда, обувь, питание беременным женщинам и т.п.); г) социальное обслуживание семей [7].
Все меры семейной политики в России обусловлены федеральным законодательством. В то же время субъектам Федерации и предприяти-ям, учреждениям, организациям, любым общественным фондам и частным лицам не возбраняется устанавливать любые дополнительные выплаты и льготы, содействующие ее целям, матери имеют право на получение по-собий по беременности и родам, на оплачиваемый отпуск по материнству до достижения ребенком полутора лет, на содержание ребенка (выплачивается до шестнадцатилетия или окончания общеобравовательной школы). Однако следует отметить, что величина этого пособия символическая. Она составляет 70% от минимального размера оплаты труда - на детей в возрасте до 6 лет и 60% - на детей с 6 до 16 лет и равна, примерно, 10-12% прожиточного минимума [8].
В трудовом и жилищном законодательствах, а также в области кредитования определены льготы одиноким матерям, семьям военнослужащих, многодетным, при рождении двух и более детей. Довольно надежно сегодня выполняется такая льгота, как освобождения от налогообложения совокупного годового дохода за каждый месяц в сумме минимальной заработной платы на каждого ребенка до исполнения 18 лет (студентов и учащихся дневной формы обучения - до 24 лет). Кроме того, предусмотрено снижение сумм подоходного налога для многодетных родителей, одиноких матерей. Налогообложению не подлежат пенсии и пособия на детей.
Важны для семей безработных преимущества, связанные с оплатой детских дошкольных учреждений и интернатов. Системный кризис российского общества, к сожалению, отрицательно сказался на положении в дошкольном образовании и внешкольной работе с подростками. Инфляция ведет к постоянному росту расходов на учреждения, занимающиеся этой деятельностью, а следовательно, и возрастанию родительской платы; местные власти, в своем большинстве, не располагают возмож-ностью предоставления дополнительных льгот даже самым нуждающимся семьям. Таким образом, ставится под угрозу выполнение статьи Конституции Р$ о гарантии обеспечения общедоступности и бесплатности дошкольного образования [7,2]. Надо отметить, что в отсутствие должного государственного контроля, специальных санкций против нарушителей законодательства, при ослаблении механизмов реализации вышеуказанных правовых установлении, семьи зачастую не получают льготы, а специальные пособия выплачиваются нерегулярно. Проведенный анализ показал, что лишь около 11% безработных пользовались дотациями по квартплате, 10.8% правовыми денежными пособиями, гуманитарной помощью, выплатами на школьные завтраки, вместе с тем очень низкий норматив исчисления пособия по безработице и невозможность ежемесячно оказывать материальную помощь семьям, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, делают социальную поддержку весьма неэффективной. Поэтому подавляющая доля нуждающихся в такой поддержке (72%) считают ее недостаточной, полагая, что она должна быть увеличена за счет сокращения расходов на оборонные нужды и возрастания размера налогов [8].
Определенное внимание в наши дни уделяется социальному обслуживанию семей. Оно представляет собой индивидуальное содействие в решении юридических, медикосоциальных, социально-психологических. жилищных и других проблем. Сейчас социальные службы, как правило. многопрофильны по своему характеру, имеют разную ведомственную подчиненность и создаются органами социальной защиты, здравоохранения, народного образования, внутренних дел, общественными организациями. Несмотря на то, что эта система пока формируется, процесс этот сдерживается недостатком материальных, финансовых и кадровых резервов. Серьезная причина малой эффективности современной семейной политики заключается в ее недифференцированности. Ныне, когда российское общество объято глубоким экономическим кризисом, ресурсный фактор играет определяющую роль, эта политика в основном непродуктивна. Возникает необходимость выбора приоритетов с учетом конкретных семейных обязанностей, специфических нужд и проблем. Подобный подход позволит в первую очередь поддержать семьи, оказавшиеся в бедственном состоянии.