Смекни!
smekni.com

Футбольные фанаты как часть общества (стр. 6 из 7)

По приезде в город большинство фанатов разбредаются по его улицам, либо обозревая его достопримечательности, либо пытаясь запастись горячительными напитками. Город по мере возможности разрисовывается и расписывается фанатами.

Практика поведения на матче не претерпевает каких-либо серьезных изменений, разве что приезжим фанатам отводится специальный сектор, куда их пускают, как правило, бесплатно(в паспорте смотрят прописку), а по окончании матча держат на этом секторе до тех пор пока не разойдутся остальные болельщики.

2.4 Фанатские войны.

Если обратиться к опыту зарубежного футбольного фанатизма, то для европейских обществ это одна из наиболее серьезных проблем, связанных с футбольными фанатами. Массовые побоища, которые устраивают фанаты различных клубов и сборных (особенно в этом преуспели английские, немецкие и латиноамериканские футбольные фанаты), заканчиваются десятками раненых, разгромленными магазинами и даже убитыми. Британия, и в частности Англия всегда считались родиной футбольного насилия, и многие верят, что эта идея составляла лучший экспорт Британии. Драки на футбольных матчах были обыденным явлением со дня создания футбола, но стали более четким понятием в Британии 60-х. К тому времени путешествовать по стране стало намного легче, а у парней появилось больше денег в кошельках, что, в свою очередь, позволило им следовать своей команде. В 60-х часто можно было заметить группы фанов, вычислявших врагов, а, например на стадионе Shed в Челси парни проводили больше времени в драке, нежели в созерцании футбола. Да, 60-е и 70-е увидели много насилия на трибунах, а кроме того - это была эра скинхедов. Наиболее крутые инциденты тех лет лежат на совести знаменитой "Красной Армии", которая поддерживала МЮ(Манчестер Юнайтед). Англичане сейчас без сомнения самые лучшие в Европе, несмотря на то, что кое-где им пришлось туго и они проиграли битвы. Поэтому на любом важном турнире можно увидеть англичан, устраивающих беспорядки и драки. Правда, такие страны как Польша считают, что их хулиганы лучше, потому что им удалось погнать англичан, но они забывают, что им надо доказать свое превосходство на выезде. Насилие достигло своего пика в 1985 году, когда после побоища на стадионе Хейзель, английские клубы были отстранены от евротурниров до 1990 года. В то время проблема хулиганизма, от которой Англия страдала многие годы появилась и в других странах, а фаны английских клубов стали все чаще подвергаться атакам враждебных хулиганов во время выездов за границу.

Интересно, что обычно фанатские войны возникают в трех видах случаев.

Во-первых, между фанатами команд, расположенных в одном городе. Например, известны напряженные отношения между фанатами миланских "Интера" и "Милана", римских "Ромы" и "Лацио", мадридских "Реала" и "Атлетико", московских "Спартака" и "ЦСКА" и т.д. Этот факт довольно легко объяснить, во-первых, борьбой за различные ресурсы, а во-вторых, тем, что фанаты этих команд слишком часто сталкиваются между собой. Когда команды базируются в разных городах, их фанаты сталкиваются всего 2-3 раза в год, а если в одном – то каждый день. Поэтому мелкие стычки постепенно перерастают в стойкую взаимную неприязнь.

Во-вторых, между традиционными городами-соперниками. Почти в каждой стране существуют города или регионы, отношения которых либо исторически сложны, либо эти города являются конкурентами в какой-либо области общественных отношений. Из наиболее известных примеров можно привести отношения Мадрида и Барселоны, или Мадрида и Бильбао (неофициальная столица басков). В России это, разумеется, Москва и Петербург. Сложные отношения такого рода вольно или невольно проэцируются на отношения футбольных команд и их фанатов, превращая команды в принципиальных соперников, а фанатов – во врагов.

В-третьих, когда отношения футбольных команд принимают принципиальный характер. Часто случается, например, что одни и те же команды часто встречаются между собой в различных турнирах и если их встречи проходят в напряженной борьбе, то это может способствовать ухудшению отношений между фанатами. Бывают случаи, когда игрок одной из команд позволяет себе неприличный жест в адрес другой команды или ее болельщиков. Такие причины редко становятся поводом для серьезной войны, но могут привести к временному ухудшению отношений между фанатами.

Фанатские войны также оказывают определенное влияние на лидерство в фан-движении. Если кому-либо удается добыть в честных драках "вражескую" атрибутику, особенно атрибутику hooligan's, это заметно повышает его авторитет. Положительно на авторитете фаната могут сказаться даже травмы, полученные в ходе драки с фанатами-врагами.

В России наиболее жестокая война развернулась между московскими фан-движениями "ЦСКА" и "Спартака". Именно эти группировки были в начале 90-х самыми многочисленными в России, остальные в тот период времени только развивались.

Война стала настолько крупной и принципиальной, что по мере становления фан-группировок других команд, они просто втягивались в эту войну в качестве союзников той или иной стороны. Так в последней массовой драке этих фанатов участвовало от 700 до 1000 человек, а в результате более десятка человек попало в больницу с травмами, а двое были в тяжелом состоянии.

Теоретически существует неписанный кодекс проведения фан-войн, заимствованный из западных аналогов. Во-первых, в драки не должны втягиваться простые болельщики, драться должны только hooligan's или члены фан-групп. Простые болельщики команд не должны подвергаться какой-либо дискриминации, в частности, фанаты не должны пытаться отнять их клубную атрибутику. Во-вторых, во время драк запрещается использование каких-либо колющих или режущих предметов. Фанаты должны выяснять свои отношения на кулаках, без использования каких-либо подручных средств: палок, кастетов и т.д. В-третьих, запрещается какое-либо сотрудничество с органами правопорядка, запрещается "стучать". Если ты выдаешь кого-нибудь из фанатов, то моментально исключаешься из фан-группировки, так как это навлекает позор на всю группировку, а не только непосредственно на "стукача".

Но на практике эти правила не соблюдаются. Не делается какого-либо различения между просто болельщиками и фанатами. Раз носишь атрибутику, будь готов ответить за это. То же и с драками. Драк только на кулаках практически не бывает. Как минимум фанаты вооружаются ремнями с металлическими бляхами или бутылками, а периодически в драках "всплывает" металлическая арматура, камни, дубины и т.д. Поэтому драки заканчиваются довольно тяжелыми повреждениями, редко смертью.

Более или менее четко действует только правило, запрещающее контакты с милицией. Данные о контактах фанатов с милицией крайне редки и являются исключением, связанным с тем, что в драках периодически участвуют не только члены фан-группировок, но и шпана или просто болельщики.

С усилением региональных фан-движений можно ожидать возникновение новых очагов конфликтности, и, следовательно, новых фанатских войн.

Вообще, можно говорить, что фанатские войны часто служат средством самоутверждения для фан-движения. Например, становление питерского фан-движения происходило на фоне войны со "Спартаком"(каждый фанат помнит 1997 год и «Щелковскую битву», где с каждой стороны участвовало по 500- 600 человек), и этот факт способствовал развития фан-движения в Санкт-Петербурге. Новые фан-движения, скорее всего, тоже захотят самоутвердиться подобным образом, поэтому их агрессия, скорее всего, будет направлена на сильные и влиятельные фан-движения, прежде всего московские, этот вывод особенно вероятен, учитывая нелюбовь провинции к столице и ее представителям.

Заключение.

Во-первых, фанатское движение в России стало культурной инсценировкой. Возникшая на Западе (Англии)субкультура была скопирована, подведена под российскую действительность и перенесена на российскую почву, где она, впрочем, с успехом приживается. Происходит успешная мобилизация ресурсов: людских, финансовых, организационных, информационных и т.д.

Во-вторых, в субкультуре фанатского движения центральную роль играют специфические коллективные практики, которые создают то, что можно назвать стилем жизни фаната. Именно это и привлекает большинство участников. Сленг, символика и атрибутика выполняют вспомогательную роль.

В-третьих, субкультура фанатов оппозиционна по отношению к общей культуре общества и имеет довольно значительный потенциал агрессии. Он может значительно увеличиться в будущем за счет развития региональных фан-движений и возникновения связанных с ними потенциальных очагов напряженности, которые повлекут новые "фанатские войны". Потенциальная конфликтность может возникнуть и во взаимоотношениях с силами правопорядка, именно таким образом развивались события в странах Западной Европы или Латинской Америки.

В-четвертых, субкультура фанатов довольно легко уживается с рядом других субкультур, в основном музыкальных, что облегчает вербовку ресурсов. Фанатская субкультура не пытается их ассимилировать, что не создает ей конфликтов с этими субкультурами. Субкультура футбольных фанатов более универсальна и позволяет одновременно сохранить старые ценности и войти в новый социум.

В-пятых, фан-движение уже представляет собой значимое социальное явление, с которым вынуждены считаться, и которое может оказать значительное влияние на социальную жизнь общества. Фанаты уже оказывают определенное внимание, например, на политические выборы. Многие политики уже сейчас обращают внимание на футбольных фанатов, включают в свои политические программы специфические лозунги. Можно вспомнить хотя бы пламенную речь Жириновского перед фанатами на церемонии чествовании московского "Спартака". А если обратиться к примеру Италии, то там влияние футбольных фанатов на органы власти очень велико. Вряд ли мы повторим путь Италии, но то, что футбольные фанаты будут оказывать большее влияние на жизнь общества, это очевидно.