Исследования 70-х гг. отмечают резкое сокращение самостоятельного культурного творчества. Происходит повсеместное сокращение числа участников клубной самодеятельности. Последняя все в большей степени ориентируется на парадные концерты и смотры <самодеятельных артистов>; на талантливых людей, желающих заняться творчеством для своего собственного развития, внимание не обращалось.
Вся культурная политика <брежневской эпохи> фактически сводилась к чрезвычайно жесткой системе социального контроля за репертуаром учреждений культуры и строжайшим запретам всяких <отступлений от норм>. При этом подчас даже произведения, разрешенные к демонстрации на профессиональной сцене, изымались из репертуара самодеятельности.
5. Состояние эмпирических исследований культуры в конце 80-х-90-е годы
К этому периоду обозначился разрыв между несомненными успехами в разработке теоретических проблем социологии культуры и весьма скромными (если не более) достижениями в проведении эмпирических исследований. Появилось большое количество работ, полностью или частично посвященных теоретическим проблемам социологии культуры[3][56]. Книг же, в которых содержались бы результаты конкретных исследований, в конце 80-х-90-е гг. крайне мало. Приятное исключение составляет серьезная работа <Тенденции социо-культурного развития России. 1960-1990 гг.>, подготовленная сотрудниками Российского института культурологии [27]. По интересующей нас тематике в журнале <Социологические исследования> в 1992-1993 гг. не опубликовано ни одной статьи, в 1994 г. - четыре, в 1995 г. - три.
В современный период численность госбюджетных социологических групп значительно снизилась. У государственных органов нет средств, а продюсеры, частные фирмы утверждают, что состояние спроса публики им хорошо известно из анализа рынка культурной продукции. Но такая точка зрения глубоко ошибочна. Об этом свидетельствует широкомасштабный опрос, проведенный Институтом книги и социальных программ Комитета РФ по печати в начале 1996 г. (оно охватило Москву, Дагестан, Алтайский край, Кировскую и Псковскую области). Российский гражданин приобретает в среднем 0,8 книги в месяц. 44% респондентов за половину 1996 г. книг либо вообще не покупали, либо купили одну-две. Только 1/5 часть респондентов можно отнести к <активным> покупателям (более 10 книг за полгода). Основные причины снижения интереса к покупке книг - низкий доход и дороговизна книг. Однако, как показало исследование, сказывается и неудовлетворенность наиболее активных читателей ассортиментом публикаций. Ранжирование интересов покупателей показало, что на первом месте - исторические романы и повести, далее следуют ( в порядке снижения рейтинга) классика, книги по садоводству и огородничеству, детективы и современная проза. Заполняющие же книжные развалы триллеры заняли в ранговых предпочтениях читателей 20-е место, религиозная литература - 22-е, приключения - 16-е, а книги о сексе - 19-е место [28]. Таким образом, книжный рынок заполнен продукцией, не находящей сбыта, а нужную литературу читатель купить не может.
Исследования, проведенные в последние годы Г.Г.Дадамяном, Д.Б.Дондуреем и другими социологами, показывают, что подобное положение сложилось и в кинопрокате: люди устали от американских триллеров и секс-фильмов. Постепенный (хотя и очень робкий) крен в сторону серьезной музыки замечается среди части молодежи.
Как никогда раньше сегодня нужны исследования интересов и предпочтений публики. В недавние годы впервые в России в таких городах, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, при государственных учебных заведениях начата подготовка профессиональных социологов культуры. Будем надеяться, что эти люди смогут работать по специальности и коренным образом изменят положение, сложившееся в этой отрасли социологии.
Список литературы
1. Смелзер Н. Социология. М.,1964. Разд. 1. Гл. 2; Гидденс Э. Социология: учебник 90-х гг. Реферированное изд. Челябинск. 1991. Ч. II и др.
2. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1995; Фролов С.С. Социология. М., 1966 и др.
3 Тощенко Ж. Т. Социология. М.,1996. Разд.V. 3; Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994, и др.
4. Культурология / Под ред. проф. Н.В.Драча. Ростов-на-Дону, 1995.
5. Hauser A. Ziele und Grenze des Sozioliogie des Kunst // Soziologie. Franfurkter Beitruge zur Sociologie. 1955. Bd. I.
6. ГуревичП. С. Философиякультуры: Учебноепособие. 2-е изд. М.: Аспект-Пресс, 1995.
7. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч. М.: Аспект-Пресс, 1994.
8. ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996.
9. Конев В.А. Социальное бытие искусства. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975.
10. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989.
11. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая Гвардия, 1982.
12. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М.: Гослитиздат, 1948.
13. Сборник Пермского земства. Отд. Ш. Пермь. 1904, № 3, 4.
14. Артист. 1897, № 110.
15. Щеглов И.Л. Заметки о народном театре // Артист. 1892, № 24.
16. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М, 1993. Т. 1. 17 Фриче В.М. Проблемы искусствоведения. М.-Л.: Гослитиздат, 1931.
18. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993.
19. Любутин К., Змановский Г. Пролегомены к <богдановщине>. Екатеринбург 1996.
20. Новикова С. С. История развития социологии в России. Учебное пособие. М.- Воронеж: НПО <МОДЭК>, 1996.
21. Кино и зритель. Опыт социологического исследования. М.: Искусство, 1968.
22. Шкловский В. К вопросу об изучении зрителя // Советский экран. 1923, № 50.
23. Фролова Е. Из опыта изучения зрителя в 20-х гг. // Методологические проблемы советского искусствознания. Л., 1975, № 6.
24. Соколов Ип. Работать на массового зрителя // Кино и жизнь. 1929, № 2.
25. Скородумов Л. Зритель и кино // Пролетарское кино. 1932, № 19, 20.
26. К-ва.Е. Проблема изучения кинозрителя // Советское кино. 1934. № 7.
27. Тенденции социокультурного развития России. 1960-1990 годы // Под. ред. И.А.Бутенко и К.Э.Разлогова. Российский институт культурологии. М., 1996.
28. Книжный рынок, покупательский спрос на книжную продукцию в 1-м полугодии 1996 г. М., 1996.