Современные исследователи возвращают доброе имя Фридриху Ницше
Александр Михайлов
Немецкий философ Фридрих Ницше как духовный отец фашизма - этот широко распространенный тезис уже давно превратился в аксиому. Более того, имя известного и, пожалуй, самого спорного мыслителя XIX века звучало и на Нюрнбергском процессе: государственный обвинитель от Франции, Франсуа де Ментон, назвал его "предтечей" национал-социализма.
Однако последние исследования, опубликованные в Германии, заставляют по-новому взглянуть на идейное родство коричневой чумы ХХ века и Ницше, жившего в 1844-1900 годах. Как утверждают их авторы, израильский историк Стивен Ашхайм и его немецкий коллега Манфред Ридель, изучившие архивы философа, близость эта носила больше искусственный характер. В частности, нет документальных свидетельств, что Гитлер серьезно штудировал произведения Ницше. Разумеется, он мог быть знаком с самой известной книгой философа "Так говорил Заратустра": 150 тысяч экземпляров ее были специально отпечатаны для солдат кайзеровской армии в первую мировую войну, а будущий фюрер тогда служил на Западном фронте. Тем не менее в программном манифесте Гитлера "Майн кампф" крайне мало идейных заимствований из Ницше, кроме расхожего тезиса о "сверхчеловеке".
Как установили исследователи, Гитлер пользовался адаптированной компиляцией работ философа - сборником "Воля к власти", умело и с учетом тогдашней националистической конъюнктуры смонтированном его сестрой, Элизабет Ферстер-Ницше, которая после смерти знаменитого брата получила эксклюзивное право на его архивы. После этой публикации последовали другие - брошюры, сколоченные якобы из неопубликованных "мыслей" философа, а в действительности принадлежащие перу Ферстер-Ницше и, естественно, выдержанные в нужном нацистам стиле - с пропагандой превосходства высшей расы и неизбежности победоносной войны со всем миром за жизненное пространство.
Но самая крупная фальсификация произошла в 1940 году, когда в нейтральной Швейцарии увидела свет книга бывшего нациста Германа Раушнинга "Разговоры с Гитлером". Функционер нацистской партии, Раушнинг бежал из страны и в эмиграции успешно продавал свои воспоминания как свидетельства человека из "высших эшелонов власти". В его книге Гитлер постоянно сыплет цитатами из Ницше, хотя в действительности Раушнинг не имел ни одной беседы с фюрером. Можно привести и другие примеры чисто конъюнктурного использования Ницше. Так, придворный историк "Третьего рейха" Фридрих Вюрцбах утверждал, что Гитлер и есть тот "философ и полководец", образ которого присутствует в трудах мыслителя. То, что Ницше в своих работах оперировал абстрактными категориями, создавая отвлеченный от реальной жизни мир, представлялось нацистским идеологам малосущественным обстоятельством.
Немаловажную роль сыграл и чисто внешний фактор. В 1934 году Гитлер с большой помпой совершил визит в Веймар, где встречался с Ферстер-Ницше, и осмотрел архив философа. А годом позже фюрер устроил для скончавшейся хранительницы наследия Фридриха Ницше государственные похороны. Полное собрание сочинений Ницше получали в подарок союзники Гитлера: в 1943 году такой чести на свое шестидесятилетие удостоился Муссолини.
"Родство Гитлера и Ницше - миф, - заключают современные исследователи. - С таким же успехом можно считать пророка Мухаммеда идейным предтечей исламских террористов, а Иисуса Христа - вдохновителем святой инквизиции и крестовых походов".