Мой тезис, таким образом, заключается в следующем: амбивалентность, парадокс и колебательное движение являются нормальным опытом обращения с современными социальными структурами, в то время как наш первичный опыт с чужим не является больше опытом амбивалентности - напротив, ставший сегодня универсальным чужой поглощается, как правило, третьим статусом, нормальная установка относительно которого - индифферентность.
В заключение я хотел бы сделать еще два замечания. Во-первых, фигура чужого не исчерпывается индифферентностью. В современном обществе гораздо больше остаточных явлений и форм возвращения классического восприятия чужого. Приведу два примера, не останавливаясь на их анализе. Страх перед преступностью во многих областях общества возвращает социальное пространство к пространству, формируемому чуждостью и амбивалентностью почти всех социальных контактов. Этому аналогичен наш опыт с тем, что в социальных исследованиях и в политике с недавних пор называют сферами исключения современного общества. Здесь «другой» является «чужим» в классическом смысле - как зафиксировал Никлас Луман, в областях исключения мы воспринимаем другого прежде всего как возможный источник опасности. Во-вторых, я не хотел бы быть понят так, что индифферентность беспроблемна. Ее нельзя обойти, так как когнитивные способности психического аппарата людей иного не допускают. С другой стороны, мне кажется убедительным, что возможность варварства в современном обществе, вероятно, имеет своим основанием скорее не ненависть и другие негативные стереотипизации, но, в большей степени, структуры прочно утвердившейся индифферентности.
Списоклитературы
Banfield, Edward C., 1958: The Moral Basis of a Backward Society. New York: Free Press.
Berque, Jacques/Charnay, Jean-Paul (Hg.), 1967: L'ambivalence dans la culture arabe. Paris: Йditions Anthropos.
Bertholet, Alfred, 1896: Die Stellung der Israeliten und der Juden zu den Fremden. Freiburg i.B. und Leipzig.
Bonacich, Edna, 1973: A Theory of Middleman Minorities. American Sociological Review 38, p.583-594.
Cohen, David, 1961: Ad'dвd et ambiguitй linguistique en arabe. В: Jacques Berque/Jean-Paul Charnay (Hg.), L'ambivalence dans la culture arabe. Paris: Йditions Anthropos 1967, p.25-50.
Du Boulay, Juliet, 1991: Strangers and Gifts: Hostility and Hospitality in Rural Greece. Journal of Mediterranean Studies 1, p.37-53.
Du Boulay, Juliet / Williams, Rory, 1987: Amoral Familism and the Image of Limited Good: A Critique from a European Perspective. Anthropological Quarterly 60, p.12-24.
Franck, Karen A., 1980: Friends and Strangers: The Social Experience of Living in Urban and Nonurban Settings. Journal of Social Issues 36, p/52-71.
Gauthier, Philippe, 1973: Notes sur l'йtranger et l'hospitalitй en Grиce et а Rome. Ancient Society 4, p.1-21.
Gilissen, John, 1958: Le statut des йtrangers, а la lumiиre de l'histoire comparative. B: L'Йtranger. Recueils de la sociйtй Jean Bodin. Bd 9 und 10 (hier: Bd. 9). Brьssel. P. 5-57.
Goffman, Erving, 1963: Behavior in Public Places. Glencoe, Ill.: Free Press.
Greifer, Julian, 1945: Attitudes to the Stranger. A Study of the Attitudes of Primitive Society and Early Hebrew Culture. American Sociological Review 10, p.739-745.
Heal, Felicity, 1990: Hospitality in Early Modern England. Oxford: Oxford U.P.
Jhering, Rudolf von, 1891: Geist des rцmischen Rechts auf den verschiednen Stufen seiner Entwicklung. Bd. 1. 5. Aufl. Leipzig: Breitkopf und Hдrtel.
Kochen, Manfred (Hg.), 1989: The Small World. Norwood N.J.: Ablex.
Lofland, Lyn H., 1973: A World of Strangers. Order and Action in Urban Public Space. New York.
Luhmann, Niklas, 1995: Inklusion und Exklusion. B: Ders., Soziologische Aufklдrung 6. Opladen: Westdeutscher Verlag. S. 237-264.
Merry, Sally Engle, 1981: Urban Danger. Life in a Neighborhood of Strangers. Philadelphia: Temple U.P.
Merton, Robert King, 1949: Social Structure and Anomie. B: Ders., Social Theory and Social Structure. New York: Free Press 1968. P.185-214.
Merton, Robert King / Barber, Elinor, 1963: Sociological Ambivalence. B: Robert King Merton, Sociological Ambivalence and Other Essays. New York: Free Press 1976. P. 3-31
Merton, Robert King / Reader, George G. / Kendall, Patricia L., 1957: The Student Physician: Introductory Studies in the Sociology of Medical Education. Cambridge, Mass: Harvard U.P.
Michels, Robert, 1929: Der Patriotismus. Prolegomena zu seiner soziologischen Analyse. Mьnchen und Leipzig.
Parsons, Talcott / Platt, Gerald M., 1973: The American University. Cambridge, Mass: Harvard U.P.
Pitt-Rivers, Julian, 1968: The Stranger, the Guest, and the Hostile Host. Introduction to the Study of the Laws of Hospitality. B: J.G. Peristiany (Hrsg.), Contributions to Mediterranean Sociology. editerranean Rural Communities and Social Change. Den Haag. P. 13-30.
Portes, Alejandro / Manning, Robert D., 1985: L'enclave ethnique. Revue internationale d'action communautaire 14, p.45-60.
Rinder, Irwin D., 1958: Strangers in the Land: Social Relations in the Status Gap. Social Problems 6, p.253-260.
Shaler, Nathaniel S., 1904: The Neighbor. The Natural History of Human Contacts. Boston und New York.
Silver, Allan, 1985: "Trust" in social and political theory. B: Gerald D. Suttles/Mayer N. Zald (Hg.), The Challenge of Social Control. Citizenship and Institution Building in Modern Society. Essays in Honor of Morris Janowitz. Norwood N.J.: Ablex Publishing Corporation. P. 52-67.
Stichweh, Rudolf, 1991: Der frьhmoderne Staat und die europдische Universitдt. Zur Interaktion von Politik und Erziehungssystem im ProzeЯ ihrer Ausdifferenzierung (16.-18. Jahrhundert). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
Stichweh, Rudolf, 1991: Universitдtsmitglieder als Fremde in spдtmittelalterlichen und frьhmodernen europдischen Gesellschaften. B: Marie Theres Fцgen (Hg.), Fremde der Gesellschaft. Historische und sozialwissenschaftliche Untersuchungen zur Differenzierung von Normalitдt und Fremdheit. Frankfurt a.M: Klostermann. S. 169-191.
Stichweh, Rudolf, 1997: Inklusion/Exklusion und die Theorie der Weltgesellschaft. Soziale Systeme 3, S.123-136.
Wood, Margaret Mary, 1934: The Stranger: A Study in Social Relationships. New York.
Wormell, C.P., 1958: On the Paradoxes of Self-Reference. Mind 67, p.267-271.