В результате наложения вышедших за пределы нормы процессов и появления принципиально новых угрожающих человеку явлений, а также захлестнувшей общество анархии, окружающая человека среда стала во многом агрессивной, враждебной человеку. В итоге идущие от нее стимулы подталкивают человека к деградации (через навязчивую рекламу табака, алкоголя, наркотиков, возможность физического и психического насилия и т.д.). Речь идет о распространившихся в обществе технологиях разрушения психического и социального здоровья человека. Под воздействием среды идет разрушение человека - и процессы эти пока недостаточно замечаются в теории социальной работы. С нашей точки зрения, в основу оздоровления среды должно быть положено понятие развивающей среды [8, с. 86-88]. Здесь важны конкретные критерии, отличающие агрессивную среду от истинно развивающей и, разумеется, технологии по преобразованию имеющейся среды в развивающую.
Человек во многом продукт среды - это положение особенно важно для теории социальной работы. О том, какой потенциал может нести в себе окружающая человека среда, продемонстрировано в экспериментах Э.Ленджер и ее коллег по Гарварду [9, с. 94-97]. Они задались целью изменить среду, окружающую людей в возрасте 75 лет, полностью переструктурировав ее в среду, которая окружала этих людей на 20 лет раньше, погрузив их в обстановку 20-летней давности. Эксперимент длился всего неделю, но результаты его впечатляющи: удалось повлиять на сам процесс старения людей (обострились зрение и слух, увеличилась мускульная сила, улучшилась память, даже повысился уровень интеллекта). Конечно, это предполагало и изменение самого сознания людей. Подобного рода результаты внушают оптимизм. Вывод и так, впрочем, ясен: изменяя среду, превращая ее в более комфортную, отвечающую глубинным интересам человека, можно добиться многого.
В этом смысле хотелось бы кратко высказаться о том, что российские СМИ также генерируют среду, работающую не на развитие человека, а на его разрушение (через доминирование сцен насилия, катастроф). К тому же ими сформирован вызывающий антипатию образ старости, сформирован стереотип пожилого человека как отжившей свое, тормозящей социальный прогресс личности. Вместо социального здоровья они часто генерируют именно социальное нездоровье. К СМИ следовало бы поэтому предъявить ряд требований, вытекающих из сути понятия социальной защиты психического и социального здоровья.
Разумеется, те перспективные ориентиры, к которым мы призываем, в случае их осуществления будут подталкивать российское общество к трансформации (пусть и очень медленной) в некоторое более социально здоровое, комфортное для человека состояние. Построение такого социально здорового общества - одна из приоритетных задач социального работника в эпоху любых радикальных перемен (иначе они не нужны). Для определенности и осмысленности своих действий ему важно знать поэтому конкретные критерии социально здорового общества. К их числу, с нашей точки зрения, могут быть отнесены:
- высокий статус человеческой личности во всех или большинстве подсистем общества;
- высокое качество жизни, высокая продолжительность жизни, высокий уровень социального самочувствия;
- высокая роль общественного мнения во всех сферах жизнедеятельности;
- возможности для самореализации человека в разных сферах;
- высокий уровень образованности (соответственно, высокий престиж образования, науки в обществе);
- протекание человеческого существования в рамках развивающей (а не разрушающей) социальной среды;
- высокий уровень общественного согласия (как условия самореализации человека в разных сферах);
- не выходящие за пределы нормы показатели фрустрированности, невротизации людей;
- высокий уровень правосознания у членов общества;
- отсутствие резких (ведущих к социальным взрывам) различий людей по материальному, имущественному положению;
- стабильность социальной среды, недопустимость ее радикальных изменений;
- наличие устойчивых механизмов, осуществляющих трансляцию культуры от поколения к поколению;
- высокий уровень рефлексии, понимания происходящего в обществе большинством членов общества;
- информационная прозрачность общества, то есть доступность любой информации для всех заинтересованных в ней членов общества и т.д.
Подобные критерии способны задавать ориентир преобразовательной деятельности социального работника, социолога.
Формируя те или иные рекомендации по социальной защите человека, по профилактике наркомании, или, решая другие профессиональные задачи, социальный работник имеет дело с человеком в трудных жизненных обстоятельствах, на разных этапах его жизненного пути, он делает акцент то на окружающей его среде и регулирующей ее социальной политике, то на самой личности человека, то на взаимодействии личности и среды. Все проблемы социальной работы, так или иначе, группируются вокруг понятия человека, социальной среды и взаимодействия человека и среды. На эту группу понятий необходимо обратить особое внимание - это важно для построения будущей теории социальной работы. Известно, что социальная работа представлена сейчас множеством разобщенных направлений, ее теория не сложилась, нет объединяющих принципов. С нашей точки зрения, таким объединяющим принципом может выступить понятие самореализации на разных этапах жизненного пути (рассматриваемое в контексте различных социальных сред и ситуаций). Для этого надо, однако, прояснять смысл этого понятия применительно к разным возрастам - детскому, подростковому, пожилому. Например, в чем смысл самореализации для человека, только начинающего жизнь (младенца, ребенка, подростка, юноши)? Или какие формы самореализации остаются уже у стареющего человека? Как сделать его жизнь достаточно содержательной при неизбежном обеднении жизненной среды, оскудении набора жизненных стимулов? Во что на этапе старости трансформируется сам смысл самореализации по сравнению с предшествующими возрастными этапами? Как с точки зрения самореализации подходить к самому конструированию социальной среды для пожилых и престарелых? Ведь сейчас, как известно, социальные дома, социальные центры для пожилых и престарелых подвергаются обоснованной критике - они не обеспечивают условий для самореализации - наоборот, они изолируют пожилого человека от общества, вырывают из социальной среды, порождая чувство ненужности, отчужденности [10]. Или как конструировать социальную среду для проблемного подростка, несовершеннолетнего дезадаптанта?
Вокруг понятий самореализации и жизненного пути может группироваться значительное число проблем социальной работы. Поэтому надо вводить их в арсенал средств теории. Такое дополнение аппарата теории социальной работы, позволит, думается, систематизировать, упорядочить ее проблематику.
Эта систематизация может начинаться уже с вычленения конкретных проблем конструирования социальной среды, необходимой для самореализации будущего человека (речь идет о подготовке будущих матерей, родителей к появлению у них ребенка). В социальной работе это развитое поле профессиональной деятельности. Человека еще нет, а конструирование среды, обеспечивающей его самореализацию, уже начинается. Это первый блок проблем, который логически предшествует всем далее рассматриваемым в сфере социальной работы. Далее, появление человека на свет ставит уже проблему создания среды для самореализации младенца, ребенка, подростка; в соответствующих областях социальной работы сложились и весьма солидные наработки по созданию и конструированию таких сред. Потом возникают проблемы самореализации (и обеспечения условий для такой самореализации) у взрослых, пожилых, престарелых (о чем уже частично говорилось). В общем, вся проблематика социальной работы может быть упорядочена с позиций понятия самореализации в контексте основных этапов жизненного пути. Использование потенциала понятий самореализации и жизненного пути в качестве системообразующих при развертывании проблематики социальной работы представляется поэтому вполне обоснованным и закономерным.
Список литературы
1. Локосов В. В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. 1998. № 4.
2. Социология. 1993-94 гг., № 3-4.
3. Развитие местного самоуправления в России: Расширение опыта проведения референдумов: Материалы семинара. Челябинск, 1997.
4. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.
5. Жуков В. И. Потенциал человека: Индекс социального развития // Семья в России. 1996. № 1.
6. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации. СПб., 1997.
7. Козлов А.П. Активное профилактическое вмешательство - стратегия борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИД на новом этапе ее развития в России // ВИЧ/СПИД и родственные проблемы. 1998. Т. 2. № 1.
8. Щербаков Н. Ю. О понятии развивающей среды // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1. СПб., 1995.
9. Чопра Д. Нестареющее тело, вечный дух. М., 1994.
10. Лекции по технологии социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. Ч. 3. М., 1998.