Однако уже с середины 1980-х гг. по мере расшатывания идеологического "каркаса" Советского государства происходят стратификационные изменения: этничность в форме этнического статуса становится существенным элементом социальной дифференциации, в то время как идеологическое неравенство теряет свое значение в обретении более высокой социальной позиции.
Конечно, этническая стратификация самым тесным образом связана с другими признаками социального статуса - доходом, уровнем образования, профессией и т.п. Однако зачастую именно эти признаки, но особенно - доступ к власти и привилегиям, не говоря уж об "оценивании", впрямую или косвенно обусловлены этнической принадлежностью индивида.
Принято считать, что в современном обществе этничность как показатель социального статуса сама в чистом виде не выступает [12], однако именно в период системной трансформации в нашей стране она приобрела самостоятельное значение, актуализируясь в виде принадлежности к титульному народу постсоветских государств и национально-территориальных субъектов Российской Федерации (более высокий статус) или к национальным меньшинствам (более низкий статус).
Так, например, в прибалтийских государствах социальная иерархия наряду с иными признаками обусловлена и наличием или отсутствием гражданства этих стран: более высоким статусом обладают граждане (а это, главным образом, представители титульного народа и лишь малая доля так называемых "некоренных" жителей), а более низким - "не граждане" (подавляющее число лиц, не принадлежащих к "коренному" населению). Ориентация же на достигаемый статус, не говоря уже об аспекте "оценивания", ограничена наличием или отсутствием гражданства и, следовательно, косвенно-этнической принадлежностью.
В СССР партийная элита - высший слой социальной иерархии - состояла преимущественно из русских или русифицированных представителей других народов СССР. Поэтому этнический статус русского был наиболее высоким, причислять себя к русским - было престижно, ибо этот статус способствовал вероятности получения большего объема властных полномочий и привилегий.
В постсоветском пространстве на фоне снижения статуса русского возрастает статус представителя титульного народа, причем это относится не только к государствам СНГ, в большинстве своем ориентированных на модель этнонационального государства, но и к национально-территориальным образованиям России. Характерно, что во втором случае статус члена титульной общности несоизмерим со статусом русского, причем независимо ни от численного соотношения титульного народа и русского населения в том или ином субъекте Российской Федерации, ни даже от того, что русские являются титульным народом государства в целом.
Таким образом, выстраивается новая этническая стратификация, особенно болезненно воспринимаемая в тех случаях, когда на более низкие ступени иерархии по этническому признаку попадает не численное, а лишь номинальное "национальное меньшинство", как, например, в Латвии или в Казахстане.
Именно поэтому статусные изменения, сама социальная стратификация, рассматриваемая под углом зрения этничности, может стать основой межэтнического конфликта, ибо в основе любого из них лежит желание изменить существующее этническое неравенство и соответствующую ему систему власти, престижа и привилегий.
Списоклитературы
1. Banks M. Ethnicity: Anthropological Constructions. London; New York, 1996.
2. Heisler M. O. Ethnicity and Ethnic Relations in the Modern West // Conflict and Peacemaking in Multiethnic Societies. Massachusetts/Toronto, 1990. P. 21-52.
3. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.
4. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
5. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
6. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
7. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
8. Социология / Под ред. Г.В.Осипова. М., 1995.
9. Еisenstadt S. N. Social Institutions: Comparative study // Sills D.L. (ed.) International Encyclopedia of Social Sciences. Macmillan and Free Press, Vol. 14. N.Y., 1968.
10. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in an Industrial Society. London, 1969.
11. Россия: Энциклопедическийсловарь. 1898. Репринт. М., 1992.
12. Обэтомсм.: Social Stratification: A Hierarchial Approach. N.Y., 1970.