Осязание и зрение, передавая нам контуры внешнего мира, неспособны приобщить нас к проникающему весь внешний мир единству, к "сущности" его. Духовное единство человека с миром достигается впервые через слух. Воспринятая зрением немая смерть миллионов рыб не производит на нас такого впечатления, как воспринятый ухом стон живого страдания (Г. Успенский — "Божий промысел").
Наука, философия, продукт мысли, разума, дальнейший переход от непосредственных восприятий внешнего чувства к внутреннему их постижению, координированию, обобщению. Высшей формой временности в постижении мира является интуиция, объединяющая в стройном синтезе многообразный мир четырех измерений. Рост "человечности" это — усиление интуиции, восприятия временности, путь от разрозненных состояний к единству вечного движения.
Интуиция — это значит: "слышать дальней лозы прозябание"; внимать "голосу Божьему"; "видеть царство Божие" на земли; внутренне "осязать" Человека — Бога...
Интуиция значит: все больше подчинять протяжение — мышлению, пространство — времени...
Слить в единую гармонию внутреннее и внешнее, мысль и чувство, знание и веру.
III. Темпорализм.
Характер человека в значительной мере определяется сочетанием и взаимоотношением элементов внешнего и внутреннего восприятия мира. Он обусловливается унаследованным и приобретенным комплексом пространственных и временных моментов в восприятии и передаче мира.
В своеобразном сочетании этих моментов, в интенсивности или преобладали того или иного лежит в конечном итоге и корень национальных различий. В этом проявляется своеобразие национальной апперцепции. Здесь же лежит основа своеобразного коэффициента национальной истории.
Решающим фактором в этом отношении необходимо признать преобладание в национальной апперцепции внешнего или внутреннего чувства. Преобладание это выражается в свою очередь, прежде всего в насыщенности национальной формы и традиции моментами пространственно — чувственными, преимущественно зрительными или же временно-интеллектуальными; в степени богатства психики элементами рассудочности и интуиции.
Оставляя тут в стороне сложный вопрос взаимоотношения национального своеобразия, исторической судьбы, естественной среды и расы, — мы должны признать, что главным фактором, дающим первый толчок и основное направление национальной апперцепции к национальному методу творчества, бесспорно, являются те внешние физико-географические условия, в которых впервые сформировался характер данной национальной группы; космическая колыбель нации, пространственная среда ее детского роста. "Пространство наглядного представления разумных существ необходимо зависит от окружающей их среды, так как вместе со свойствами этой среды должны изменяться и свойства их органов чувств" (Пуанкаре).
Всестороннему развитию внешнего чувства, элементов пространственности, ощущений зрительных по преимуществу, сильнее всего способствует среда, наиболее богатая многообразными и рельефными формами пространства.
Зеленые долины и снеговые горы, плодоносные поля и дремучие леса, волнующееся море, живые воды рек и озер, топкое болото, облачное небо, туман, дождь, снег и град; смена времен года...
Все это окутывает душу роем разнообразных ощущений. Отдельные предметы и явления заслоняют собою "мир". Природа держит человека в цепких лапах. Люди прикреплены к пашне, к жилью. Всем существом врастают в живую природу, становятся частью ее, неразрывной, неотъемлемой. Тяжелый труд вознаграждается тяжелой пищей. Медленно и тяжело течет кровь. Люди медленно и ровно сгорают. Вяло, нехотя ползет мысль. Думы и образы не отрываются от многообразной, конкретной среды. Являются как бы проекцией природы во внутрь. Ровно и спокойно работает сердце. Глубокие, как омут, эмоции, и необузданные, как природа, страсти наполняют жизнь человека.
Человек — во власти сил природы. Они всецело определяют его жизнь. Он настолько сросся с природой, что переносит не нее все свои человеческие представления и образы.
Природа — царство великанов и пигмеев, леших, водяных, домовых, фавнов и сатиров, ведьм, нимф и русалок. Таковы условия развития и жизни большинства народов европейского культурного круга. И эти условия ярко отражаются в лучших поэтических произведениях, коллективного творчества этих народов: Веды, Ману, Рамаяна и. Магабгарата, Илиада и Одиссея, Нибелунги, Калевала, русские былины...
В совершенно иных условиях сложился и развился характер, народа еврейского, маленького кочевого племени.
Пустынная равнина, небо и солнце. И больше ничего. Бесконечная пустыня и бесконечное безоблачное небо, сливающиеся друг с другом там, где резкой, ровной чертой тянется горизонт. А над всем этим — могучее, всевидящее око животворящего солнца.
Если изобразить время в категориях пространства, то невозможно найти более подходящую по однородности, ровности, беспрерывности и безграничности форму, чем эта среда.
Кочевая жизнь в пустыне должна была неизбежно атрофировать в человеке до минимума его внешнее чувство и довести на его счет до высшего развития его внутреннее чувство. Тут нет "предметов" — есть "мир". Нет начала, нет конца, есть бесконечное единство. Пустыня не приковывает мысли и чувства человека к себе — он предоставлен себе, самоуглу6лению. Кочевая жизнь сплачивает индивидов силой социального сцепления.
Пустыня не прикрепляет человека к себе, она гонит его вперед, все вперед, туда, куда прячется огненное солнце.
Человек свободен от оков природы, он — "царь природы". В себе он претворяет и олицетворяет ее единство.
Накаливает солнце тело и душу, освобождаются мысль и чувство от оков материальности. И вдруг — о чудо! — там, где у резкой грани горизонта кончается ограниченный мир реальности, поднимается чудесный новый мир, сотканный из воздушных грез в красоте и величии: — Fata morgana, великий символ идеала, сошедшего с неба на землю. Образ, манящий тоскующую душу все вперед, туда, где спускается небо на землю, где дорога ведет человека с земли на небо...
Люди питаются в пустыне '"манной небесной". Быстро, легко течет кровь. Люди рано зреют, рано постигают "суету сует". Стремительно мчится мысль ввысь и вдаль — нет преград для нее. Думы витают высоко над миром. Легкие эмоции, быстрые грезы толпятся и гонят друг друга, все дальше, вперед в бесконечную даль...
Изощряется разум, все углубляется и обогащается внутреннее чувство, чувство времени.
Витает разум над природой, над миром, единый свободный. Творит себе Бога по образу и подобию своему — Бога Единого, Вечного, Бесконечного.
Так был создан высший продукт его культурного творчества — Библия.
Еврейство представляет собою наиболее яркое культурно-историческое воплощение внутреннего чувства, освобожденного от задерживающих и оплодотворяющих, отрицательных и положительных моментов внешнего чувства. Еврей — "темпоралист", носитель временности в мире пространственном.
Этот "темпорализм", то есть преобладание внутреннего чувства, элементов времени над внешним, над элементами пространства, всецело характеризует культурно-историческое творчество еврейского народа, определяет сферу его коллективной гениальности. Шкала главнейших отраслей культурного творчества по убывающей роли в них чувства времени и возрастающей роли чувства пространства представляет собою одновременно и шкалу убывающего коллективного участия в них еврейства.
Религия. — Этика. — Философия. — Наука. — Поэзия: лирическая, эпическая. — Музыка. — Живопись. — Скульптура. — Архитектура.
Чем дальше мы подвигаемся по этой шкале вниз — от религии к архитектуре, тем меньше становится активность и оригинальность еврейства, как коллектива, в данной отрасли культуры.
И в каждой из этих отраслей опять-таки преобладание момента времени над элементами пространства определяет характер и интенсивность коллективного участия в нем еврейства.
Выясняя сущность и процесс культурного творчества вообще, мы увидим в нем полное подтверждение нашей основной мысли о темпорализме еврейства.
IV. Сущность культурного творчества.
Никто так глубоко не вскрыл затаенный процесс восприятия мира и культурно-художественного его воспроизведения, как Анри Бергсон. Вселенная это — единое, цельное движение, неделимая длительность при всеобщей изменчивости, творческая эволюция. Нет вещей, есть изменчивость".
Много столетий в философском мышлении почти безраздельно царил Эллин Платон. Истинная реальность неизменна: то, что всегда равно самому себе. Изменчивые явления опытного мира — сплошные иллюзии, полные неразрешимых противоречий. Познать мир, абсолютное, значит подняться над ним, над пространством и временем. Сущность мира, вещь в себе — непознаваема. Так декретировала прикованная к миру пространственному человеческая мысль от Платона до Канта.
Вызванная бессилием интеллектуального восприятия, эта стадия философского мышления приспособлена к младенчески беспомощному человечеству, нуждающемуся в упрощенном, окаменелом мировосприятии, облегчающем практическую ориентировку в сей юдоли скорби.
И, конечно, не случайно именно эллины, народ внешнего чувства раr ехсеllеnсе, народ гениальнейших художников, скульпторов и архитекторов мира, создал эту философию абсолютного мира идей, являющуюся идеологическими костылями, интеллектуальным котурном,. облегчающим шествие по миру пространственному.
Человечество росло и постепенно эмансипировалось от этого котурна. От идейных абсолютов через лабиринт противопоставлений, сопоставлений и сочетаний духа и материи мысль пришла к самой единой реальности, к творческой эволюции. И эту последнюю стадию философской мысли оформил Бергсон, мыслитель, вышедший из недр еврейства, народа внутреннего чувства раr ехсеllеnсе, народа гениальных мыслителей, богоносцев и богоборцев, пророков и революционеров. Создаваемые этим народом идеологические ценности и системы призваны, прежде всего, облегчать человечеству ориентацию в мире внутреннего чувства.