Смекни!
smekni.com

Структура, габитус, практика (стр. 6 из 6)

“В каждом из нас, в той или иной пропорции, живет вчерашний человек. И это тот самый вчерашний человек, который силой вещей главенствует в нас, поскольку настоящее только в малой части сравнимо с долгим прошлым, в котором мы сформировались и откуда мы происходим. Однако мы не чувствуем этого человека прошлого, поскольку он инвертирован в нас, он составляет бессознательную часть нас самих. Вследствие этого, мы настроены не замечать ни его, ни его закономерных требований. Напротив, самые последние приобретения человечества мы ощущаем очень живо, поскольку в силу их “свежести” они еще не успели оформиться в бессознательное. (Durkeim E. L’Evolution pedagogique en France. Paris: Alcan, 1938. P.16).

Rueyr R. Paradoxes de la conscience et limites de l’automatisme. Paris: Albin Michel, 1966. P.136.

Одной из заслуг субъективизма и морализма сознания (или сознательного рассмотрения), которое габитус часто скрывает, является показ абсурдности анализа, осуждающего в качестве “не подлинных” действия, подчиняющиеся объективным требованиям мира (как в случае хайдеггеровского анализа повседневного опыта и безличного man или сартровского анализа духа серьезного), практической невозможности “подлинного” сушествования, которое может принять в проекте свободы любые заранее данные значения и объективные детерминации. Чисто этическое исследование “подлинности” - это привилегия того, кто, имея свободное время для размышлений, в состоянии экономить на экономии мышления, допускающего “неподлинное” поведение.

Возражая против всех форм иллюзии случайности, склоняющих непосредственно соотносить практики со свойствами, присущими ситуации, мы хотим напомнить, что “межличностные” отношения только с виду отношения между личностями и что истина взаимодействия никогда не заключается целиком в самом взаимодействии. (Об этом забывают, когда, редуцируя объективную структуру взаимодействий между собравшимися индивидами или группами их принадлежности (т.е. дистанции и иерархии) к ситуационной структуре их взаимодействий в какой-либо одной ситуации и группе, объясняют все то, что происходит при экспериментальном взаимодействии, контролируемыми в эксперименте характеристиками ситуации: положением в пространстве относительно других участников или природой используемых каналов).

Leibniz. Second eclairsissement du systeme de la communication des substances (1696) // Oeuvres philosophiques. T.II. Paris: de Lagrange, 1866. P.548.

Такое игнорирование наиболее прочного, но и наиболее скрытого основания интеграции групп или классов может привести одних - к отрицанию целостности доминирующего класса, не приводя никаких других доказательств, кроме невозможности эмпирически установить, что представители доминирующего класса имеют явную политику, ясно выраженным образом навязываемую с помощью договоренности (и даже заговора), а других - к тому, чтобы делать из акта осознания, этакого революционного cogito, которое может дать рабочему классу доступ к существованию, конституируя его как “класс для себя”, единственно возможный фундамент целостности класса доминируемых.

Понятно, что танец - особый и особо показательный случай синхронизации однородного и оркестрации разнородного - предназначен символизировать интеграцию группы и, символизируя ее, тем самым укреплять.

Легко видеть, что бесконечное число комбинаций, в которые могут вступить переменные, связанные с траекториями каждого индивида или рода, из которого он происходит, могут учитывать бесконечность единичных различий.

Чтобы иметь возможность оценить трудности, с которыми сталкивается механистическая теория практики как механической реакции, непосредственно детерминированной предшествующими условиями и полностью сводимой к механическому функционированию предустановленных элементов, которых, впрочем, должно бы быть бесконечно много, так же как и случайных конфигураций стимулов, способных извне вызывать эти реакции, достаточно упомянуть о грандиозном и безнадежном мероприятии того этнолога, который с настоящей позитивистской смелостью зарегистрировал 480 элементарных единиц поведения за 20 минут наблюдения за женщиной на кухне, и насчитывал 20 тысяч единиц в день на человека и, следовательно, многие миллионы в год для группы из многих сотен классов действующих людей, а также “эпизоды”, которые наука должна бы изучать.

Наиболее выгодными стратегиями являются чаще всего те, что производит габитус - вне всякого расчета и в полной иллюзии самой “истинной” искренности, поскольку он объективно приспособлен к объективным структурам. Такие стратегии без стратегического расчета приносят (тем, о ком мы едва можем сказать, кто они, эти авторы стратегий) дополнительную выгоду в значимости и социальное одобрение, которое обеспечивается видимостью незаинтересованности.

Поколенческие конфликты (conflits de generation) проистекают не из естественных различий возрастных классов, но из различий в габитусах, сформированных согласно различным способам генерирования (generation); т. е. из условий существования, которые, предлагая различные определения невозможного, возможного и вероятного, дают одним считать естественными и разумными те практики и ожидания, которые другими воспринимались как немыслимые или скандальные, и наоборот.

В психологической литературе можно найти несколько примеров попыток прямо проверить наличие этой связи. См., например, Brunswik E. Systematic and representative design of psychological experiments // Proceedings of the Berkeley Symposium on Mathematical Statistics and Probability. Berkeley: University of California Press, 1949. P. 143–202; Preston M.G., Baratta P. An experimental study of the action-value of an uncertain income // American Journal of Psychology. 1948. Vol. 61. P.183–193; Attneave F. Psychological Probability as a Function of Experienced Frequency // J. of Experimental Psychology. 1953. Vol. 46. № 2. P.81–86.

Weber M. Essais sur la theorie de la science / Trad. Freund J. Paris: Plon. 1965. P.348.

Ibid. P. 335–336.

Weber M. Economie et societe. Paris: Plon, 1967. T.I. P.6.

Крайний пример такого рода антиципации - волнение, связанное с навязчивым предощущением того, что будет (а venir), как об этом свидетельствуют телесные реакции, совершенно сходные с теми, что бывают в реальной ситуации, когда нечто переживается, как будто оно уже происходит или даже произошло, а следовательно, оно необходимо, неизбежно. Например, заявления типа “мне конец”, “я пропал”, когда будущее еще не определено, еще в подвешенном состоянии.

Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов (первоначальный вариант “Капитала”). Ч. I // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. I. ( Marx K. Ebauche d’une critique de l’economie politique // Oeuvres. Economie. II. Paris: Gallimard, 1968 (Pleiade). P.117.)