Смекни!
smekni.com

Декарт (стр. 5 из 5)

То, что Декарт не понял этого обстоятельства, является последним важным пунктом, на который должна указать осмысленная критика.

Прежде всего: зачем вообще ему понадобилось ДОКАЗЫВАТЬ БЫТИЕ БОГА?

Бог есть свет, который светит ВНУТРЬ, а не НАРУЖУ, а потому не виден со стороны и его бытие невозможно доказать ПОСТОРОННЕМУ. "Вижу, вижу!" - кричит Декарт, но не видит того, что пытается докричатся до глухих и раскрыть глаза слепым. Ложно здесь не то, что он ломится в двери, которые никогда не откроются, ложна сама потребность их открыть, т.е. доказать бытие бога. Если ты видишь бога, если ты достиг абсолютной истины, если твой дух наконец обрел адекватную форму бытия, то почему тебя заботят остальные, почему ты думаешь, что абсолютная истина нуждается в твоих доказательствах? Если ты - математик, то какое тебе дело да каких-нибудь дикарей, которые не имеют понятия о таблице умножения? Неужели фундамент твоей науки может поколебать факт существования невежд?

Но разве может великодушная благородная натура, обладая великим богатствами не поделится ими с окружающими - повидимому, страждущими и несчастными? Но абсолютная истина - не то богатство, которым можно делиться и которым можно осчастливить. Абсолютная истина - это абсолютная ноша, которую абсолютно необходимо нести, это то богатство, которое ВСЕГДА и ВСЕ - ТВОЕ, и оно нужно ТОЛЬКО тебе.

Ты оказался один на один с Богом, это значит, что ты оказался ОДИН в этом мире. Бог дает тебе ВСЕ, но он же и отнимает у тебя ВСЕ. Принимаешь ли ты этот обмен?, способен ли ты его совершить? Это ведь и есть то, к чему ты стремился... Или тебе страшно? Или ты слишком слаб, чтоб ценою смерти обрести вечную жизнь? Или ты по легкомыслию забрел в сферы, где тебе вовсе не место и теперь следует убираться подобру-поздорову? Или ты способен жить лишь случайными, относительными печалями и радостями, т.е. случайное для тебя абсолютно, ложное - истинно, небытие твоего духа есть твое истинное бытие?..

Декарт оказался слаб и неспособен. Он вообразил, что бытие Бога доказано им с очевидностью математического доказательства, что эта вечная проблема наконец решена им исчерпывающим образом, однако именно в этом пункте своей философии он нашел меньше всего понимания. Зияющая пропасть, которую он обнаружил между собой и оппонентами - а в число последних следует записать чуть-ли не все человечество - обескуражила его и вывела из себя. - Почему? Потому что он сам внутренне, этически далек от Бога. Он доказывал бытие Бога как доказывают теорему Пифагора. Божественный свет мелькнул перед его мысленным взором, мелькнул - и исчез. Декарт видел, но не понял что он видел, он вознамерился выразить невыразимое, удержать земными средствами и способами то, что не от мира сего, всучить людям то, что им не нужно и что взять они не в силах. Он прикоснулся к Богу, он шагнул через пропасть, но не заметил самого главного - ЭТОЙ САМОЙ ПРОПАСТИ. Он вообразил, что можно столь же легко сделать шаг назад и вернуться обратно; что окружающие ждут его из этого путешествия в мир иной, что они вообще хотя бы заметили его отсутствие, что они поверят его россказням о том, что он ВИДЕЛ. Он полагал, что его оппоненты его не понимают в силу своей тупости, и, возможно, был прав, но он не заметил, что САМ СЕБЯ не понимает. Он СЛИШКОМ ЛЕГКО преодолел тот дуализм между духом и материей, который обычно ставят в вину его философии.

Частное проявление этого ЛЕГКОМЫСЛИЯ - убежденность Декарта будто его философия нужна естествознанию, что можно построить ЕДИНУЮ науку на ОДНОМ фундаменте, что противоречия между научными направлениями легко распутать, "что едва ли существуют настолько глупые и тупые люди, что они не способны ни усваивать хороших мнений, ни подниматься до высших знаний... если начала ясны и из них ничего не выводится иначе как при посредстве очевиднейших рассуждений, то никто не лишен ума настолько, чтобы не понять тех следствий, которые отсюда вытекают." (308)

Научные противоречия он понимает как результат чьей-либо индивидуальной ограниченности, которую при желании легко преодолеть. За этим невинным и правдоподобным на первый взгляд утверждением скрывается то неосознанное фундаментальное убеждение Декарта, что противоречия, различия, ДУАЛИЗМ между духом и материей есть нечто случайное, легко преодолимое. Но в таком случае и философия Декарта во всех ее главных пунктах не имеет смысла, есть лишь случайное отклонение от обывательского материализма.

Выше я везде пытался отделить СУЩНОСТЬ философии Декарта от той СЛУЧАЙНОЙ формы, в которую ее облек сам Декарт. Теперь я должен сказать, что сама эта сущность - СЛУЧАЙНА, а подлинным содержанием философии Декарта является ее ложная форма.

Список литературы

1. Декарт. Сочинения в 2-х т. "Мысль" Москва - 1989.