Смекни!
smekni.com

Эволюционный час российской философии (стр. 9 из 10)

Следующим уникальным качеством русской культуры (который выше подробно не рассматривался), главнейшим и наиважнейшим для мировой цивилизации, пронизывающим все сферы общественной и личной жизни, но по каким-то причинам редко удостаивающимся внимания, является футурологическая сущность отечественной философии. Иными словами, русская философия изначально имеет истинный эволюционистский характер, причем исконно в персоналистской перспективе, рассматривая человека ("микрокосма") "равномощным миру как целому" (Флоренский). Поначалу в форме профетизма, оппонируя примату рационального анализа событий прошлого и проблем настоящего, в чем-то теряя в философской строгости, но русские космисты изначально интуитивно нашупывали нить развития жизни и бесстрашно экстраполировали ее эволюционное ("сверхэволюционное", как предпочитают выражаться те, кто привык разделять понятия "биологическая эволюция" от "истории человечества") развитие на весь эволюционный процесс в целом, демонстрируя универсальное понимание актуальных вопросов развития жизни и утверждая необходимое активное ответственное участие каждого человека в мировой эволюции. На всех этапах своего эволюционного развития русская философия демонстрирует целостное видение мира и активно-эволюционное (направленное в эмерджентное будущее) участие в нем человека, непременно устремляя свой поиск к обнаружению путей достижения будущего благополучия всем человечеством.

В целом, еще раз подчеркнем, подобным мировоззренческим (пред-парадигматическим, пред-эпистематическим) потенциалом, вмещающем в себя одновременно и универсализм, и персонализм и футурологию, не обладает ни одна культура в мире. Можно утверждать, что российский социальный организм (как носитель русской цивилизации) в настоящем может стать эволюционным центром культурной интеграции всего мирового сообщества. Действительно, специфический русский (универсализирующий и активно-эволюционный персоналистский) философский импульс вызвал к жизни научное творчество отечественных ученых, направленное на постижение универсальности мира проживания человека и его связи с космическим целым. Ни в одной другой стране и культуре нет такой представительной плеяды ученых, достигших блестящих результатов в целостной интеграции знаний о жизни. Достаточно упомянуть имена Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, А.А. Богданова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Н.Д. Кондратьева, В.И. Вернадского, В.М.Бехтерева, П.К. Анохина, А.М. Уголева, Л.Н. Гумилева, Н.Н. Моисеева, П.В. Симонова, и др. Таким образом, культурная история России подготовила плодотворную почву для новых эволюционных (цивилизационных) предложений в духе русского космизма. Поэтому, новую искомую и требуемую Третью эпистему организации философского (научного) познания вполне правомочно можно называть 'космистской' эпистемой.

Краеугольное положения русского философского мировоззрения в том, вновь цитируя Н.О. Лосского ("История русской философии"), что "цельность общества, сочетающего личную свободу и индивидуальные особенности граждан, возможны только при условии свободного подчинения отдельных личностей абсолютным ценностям и при их свободном творчестве…". Вопрос в том, что понимание сущности "абсолютных ценностей" закономерно меняется по мере эволюционирования мировой цивилизации. Первично это любовь к цельности, к церкви, к своему государству ("к Богу, Царю, Отечеству"). На Второй ступени – это любовь к научным эмпирическим истинам и рациональному познанию, как к пути, ведущему к покорению энергии и ресурсов природы в интересах общества и человека. На Третьем уровне – это ценности индивидуального благополучия личности на всем протяжении онтогенеза (жизни), что требует интеграции космологических и научных, субъект-субъектных и субъект-объектных подходов к определению естественного (здорового) взаимоотношения человека с миром его жизни.

Целостное видение мира и человеческой личности и утверждение необходимости предоставления свободы личности – для деятельного участия человека в построение новой будущей реальности всеобщего благополучия – это уникальные и важнейшие (для развития мировой цивилизации) качества русской философии и науки. В самом простом космистском выражении – мир универсален и благополучен на личностном уровне. Отсюда главной задачей философии следует создание условий для творческого (космистского) раскрытия и самореализации личности, что предполагает появление в общественной жизни нового типа философа, конкретно-практической направленности действия.

Как бы то ни было, но с 1917 года, русская философия (российская цивилизация) фактически заблокирована: вначале физическими методами; в современный же период de juro свободна, но de facto находится под запретом (судя по программным установкам Конгресса). Поэтому, спустя такое огромное количество эволюционного времени, требуется не только возродить, реабилитировать, восстановить значение русской философии, но и, как для нас отмечает Сэр Уайтхед, создать новые категориальные (эпистематические) основания ее цивилизационной деятельности, опираясь на огромную базу эмпирических истин, накопленных мировой философией, наукой, общественным опытом – в течение всего этого неблагоприятного (искусственно заблокированном, в философском отношении) исторического периода.

Эту новую высшую, и одновременно естественную славянскую эволюционную ступень в культурном развитии смело можно назвать "космистской", поскольку для славянской философии и науки, как уже подчеркивалось, является глубоко присущим (и уникальным по отношению ко всей мировой культуре) наличие космологических (универсальных), персоналистских и футурологических ("активно-эволюционных") потенциалов. Следует еще раз особо подчеркнуть, что подобным (пред-парадигматическим, пред-эпистематическим) потенциалом, вмещающем в себя одновременно и универсализм (космизм), и персонализм, и футурологию, не обладает ни одна цивилизация в мире.

Мир несомненно ждет от России, пока на подсознательном уровне, ее 'цивилизационного слова'. Это видно по тому интересу, с каким слушают российских философов и ученых на международных форумах. Тем не менее, пока ничего, кроме 'национальных особенностей' в трактовке достижений западной философии и цивилизации слышать не приходится. А ведь, по сути, речь идет об эволюционном проявлении русского миссианства. Восток, Юг и Запад блестяще выполнили свои макро-эволюционные предназначения, претворив в жизнь соответственно Первую и Вторую эпистемы мировой цивилизации. Теперь очередь за нами, за Русской цивилизацией. Именно российский социальный организм, носитель русской цивилизации, призван сегодня, в макро-эволюционном отношении, стать истинным (естественным) центром универсализации мира, путем реальной организации стремления каждого субъекта жизни на Земле (человека, в первую очередь) к своему благополучному онтогенезу (здоровью на протяжении всей жизни человека). Можно утверждать, что благополучное будущее мировой цивилизации невозможно без активного естественно-естественного участия российской цивилизации, и что будущая эпистема науки, как раз реализующая новый макро-этап в достижении будущей благополучной цивилизации – это космистская эпистема.

Чрезвычайно важно, что Не-выполнение этой миссии закономерно приведет (с космистской точки зрения) к российскому Не-Здоровью (Не-благополучию), вследствие функциональной Не-нужности данного субъекта для общего эволюционного процесса жизни на Земле – как на личностном (каждого отдельного россиянина, по крайней мере, не менее 85% от общего числа), так и общественном (государственном, российского социального организма, России в целом) уровне.

Наконец, чрезвычайно важно, что возрождение естественной (присущей) эволюционно-цивилизационной деятельности со стороны России жизненно необходимо для всей мировой цивилизации. Как актуально обосновывает Эрвин Ласло (в своей книге "Макроизменение"), мир уже прошел (1860-1960 гг.) "фазу запуска бифуркации" и проходит "фазу глобализации" (с 1960 г. по настоящее время), вступая в "решающую (критическую или хаотическую) фазу" (2001-2010 гг.), вслед за которой (2010 г. и далее) следует либо "сценарий крушения" (стадия разрушения), либо мировой (коллективный) разум осуществляет "сценарий прорыва", "с утверждением новой культуры". Важно, по Э. Ласло, что были и другие макроизменения в человеческой истории, но они охватывали столетия, позволяя культурным ценностям, верованиям, и другим переменам происходить постепенно. В настоящем технология уменьшила наше адаптационное (для приспособления) время – весь критический период происходящих изменений спрессовался в жизнь одного поколения. Сегодняшнее макроизменение, объясняет Ласло, либо предоставляет возможность больших изменений в разумном поведении людей, либо же переводит серьезную опасность в реальность.

Можно считать, что 'ночной' период 'здорового сна' (демократического преобразования и индустриального прогресса) для российского (русского) человека давно уже завершился. Таким образом, наступил эволюционный момент российскому человеку и обществу пробудиться – очнуться от наркоза (теперь уже) неестественных (чужеродных) установок и выйти из состояния тяжелого 'сна', сопровождающегося 'кошмарными сновидениями' (неадекватным восприятием реальности) и соответствующим поведением (в ответ на это 'неадекватное восприятие') – 'сомнамбулическими' расстройствами. (Подчеркнем впрочем, еще раз, что все достижения эволюционной истории общества чрезвычайно полезны при их использовании как Средства). Другими словами, давно уже наступило время Пробуждения для российского (русского национального – макро-эволюционного) психосоматически здорового – активного полноценного – участия в построении будущей благополучной (здоровой, успешной, безопасной) цивилизации: своей собственной (естественной); а, следовательно (что так же является основной идеей данной работы), – и естественного здорового будущего для всей мировой цивилизации.