Смекни!
smekni.com

Наше общее будущее: две системы взглядов (стр. 3 из 4)

В то же время и другой работе отмечается, что "скорость научно-технического прогресса проходит примерно в 1000 раз (отличие на три порядка! - Ю.Ю.) быстрее, чем эволюция бноты" [13, с. 52). Эти примеры резко отличающихся друг от друга количественных оценок, невыясненности сути явлений весьма многочисленны. Так, в [13. с. 51) сообщается, что информационные потоки, которые проходят в биоте. примерно на 18 порядков превосходят предвидимые возможности биосферы. Через 15 страниц в том же источнике К. Лосев уже сообщает о разнице в 10 порядков.

Но если количественные данные наиболее известных социальных экологистов, мягко говоря, крайне не точны, то и делать практические выводы их этих построений следует весьма осторожно.

Более фундаментальные противоречия обнаруживаются в трактовке роли человека и его места в природной среде. Социальные экологисты полагают, что экологические императивы вытекают из обязательного условия..согласно которому человек не имеет права покидать свою нишу в общем здании Природы. Это означает, что биологическая суть человека превалирует над социальной, а место человека и пределы его деятельности обусловлены его положением в трофической цепи.

Однако эти рассуждения требуют продолжения. Занимать лишь свою пишу -значит полностью выполнять правила игры, заданные природой. Одно из главных правил - соблюдение "динамического равновесия" между размером популяции и "давлением окружающей среды". При этом живые существа "знают", как им поступать, -л-о происходит на уровне генной программы. В отличие от всего остального живого человек не только "знает", по п. повторяя слова Тейяра де Шардепа, "знает, что он тает", п это делает.его "человеком разумным".

Один из основных законов природы - превалирование интересов вида над интересом отдельной особи. Можно ужесточить зто определение, утверждая, что Природу отдельная особь и соответственно отдельный человек интересует постольку, поскольку эта особь выполняет свою биологическую роль - пищи и удобрения в трофической цени, круговорота элементов, посредника в энергообмене и не больше. Природа немилосердна, она жестока и не знает жалости. Если ей не выгодно существование целого вида, он должен исчезнуть. Инструментом в этой игре становится, например, естественный отбор.

Человек в отличие от всего остального живого, зная это, никогда с такими правилами игры не смирится, какое бы поведение не предписывали ему новейшие моралисты. Недаром естественный отбор в момент возникновения человеческого общества начал сильно изменяться, о чем интересно рассуждает в недавно опубликованной работе А. Тетиор [14]. Расширение вмешательства человека в природную среду не является ошибкой природы или, что еще более, глупо, ошибкой человека. Это - естественный путь эволюции.

Научившись создавать себе ресурсы продовольствия сверх того. что ему иредоегав-ляла природа, открыв секрет огня, осознав, наконец, необходимость ряда моральных норм, в том числе запрет "не убий", человек навсегда покинул нишу, и которую его пытаются вернуть социальные экологисты. Нельзя согласиться с тем, что эта первоначальная ниша навсегда закреплена за человеком. Предусмотрев эволюцию живого вещества до Homo sapiens, природа не могла совершить ошибку, не рассчитывая на разум человека.

Нужно полностью согласиться с Голубсвым, который напоминает: "...главный. научно установленный эволюционный принцип: человек - закономерный этап эволюции, своего рода выдвижение биосферы с целью устранения стихийности ее развития и перехода к эволюции, управляемой разумом, - ноосфере" [ 15, с. б).

Природа не терпит жалости, она рассчитывает на разумное к ней отношение. Развитие человека можно считать своеобразной корректировкой жестокости природы. Участие человека и регулировании природных процессов, то, что Вернадский считал новой фазой развития биосферы, называя в этом случае "новую" биосферу ноосферой, - это естественный этап эволюции, а не признак ошибок, тем более безумия человечества, ведущего к его гибели.

Пропаганда тезисов типа «Природа выше человека", "Права или интересы Природы выше прав или принципов человека" и пр. не просто бессмысленна, но в какой-то мере даже опасна, так как задерживает продвижение человека на пути коэволюцни природы и общества, а всякое промедление действительно вредит всему живому, в том числе и человеку.

Права человека предусматривают прежде всего его право на жизнь. Известно, что подавляющая часть населения Земли находится на грани голода. Нищета - более опасный враг окружающей среды, чем экономическое развитие, - в этом ключевом определении лежит главный "водораздел" противников и защитников стратегии устойчивого развития общества.

Оптимистическая стратегия устойчивого развития

Ликвидация нищеты путем экономического роста с участием всего мирового сообщества при недопущении необратимых изменений в природной среде, улучшение мирового усредненного качества жизни людей, лучшее удовлетворение их потребностей при разумном управлении ресурсами - вот проект кардинального развития общества, отвечающий стратегии устойчивого развития.

В отличие от глубокого социального пессимизма и уныния, которые красной нитью проходят через катастрофические рассуждения и прогнозы социальных экологистов, неверия с их стороны в разум и колоссальные возможности человеческого обществ в различных странах воплощаются в жизнь разнообразные конкретные решения и проекты, направленные на сбалансированное развитие общества. Один из возможных сценариев конкретизации пути этого развития приведен нами в [16]. Основы такой программы:

1) резкое снижение в обозримом будущем расхода природных ресурсов. Лицензирование всех производств и технологий в соответствии с показателями по использованию ресурсов, достигнутых на практике;

2) прекращение экспансии ненарушенных территорий, а в будущем возвращение части освоенных территорий природе. Ограничение ввода в действие сфер деятельности человека, связанных с экспансией ненарушенных территорий. Разумное, с точки зрения нагрузки на окружающую среду, снижение степени концентрации промышленности;

3) подавление выбросов технологическими приемами. Запрещение технологий, имманентно не способных выполнять ограничения но давлению на окружающую среду;

4) перевод действующих и ориентирование вновь вводимых предприятий на переработку техногенных материалов и уничтожение опасных отходов;

5) перевод "экологического" образования в технической высшей школе на ресурсо-экологическое, и котором основной упор делается на минимизацию потребления ресурсов а не на описание биологических основ взаимоотношений живых организмов и окружающей среды.

Выполнение этих задач связано с ежедневной рутинной кропотливой работой по совершенствованию технологий, принципов их лицензирования, созданию банка техно-генных материалов и инженерных технологий их переработки и другими неброскими делами, о которых красиво не напишешь и речей не произнесешь. Гораздо привлекательнее выступать с лозунгами. Но что означает воплощение программы социальных укологистов для нас с вами?

Замораживание жизненного уровня в нищенствующих странах Юга, искусственное ограничение и снижение уровня удовлетворения потребностей в странах Севера, остановка и замедление экономического роста, а затем и экономический регресс с целью сохранения мифических "прав природы", наконец, как изящно выражаются наши оппоненты, депопуляция (снижение неизвестно какими способами-народонаселения мира в б. К) или 600 раз), устранение (как?) больных (неполноценных, по терминологии оппоненток) людей.

Давно и не нами сказано, что обществом правят интересы. Общество ускоряет свое развитие, если предлагаемые для этого меры совпадают с интересами большинства. Иной вариант не под силу воплотить даже тоталитарному режиму. Нельзя приказом уменьшить потребности людей. Тем же приказом нельзя снизить количество населения в стране. Социальные экологисты полагают, что в этом случае им поможет новое мышление или (видимо, уже от отчаяния) даже новая религия. Не случайно в понимании автора [7, с. 13] "экологическая проблематика... послужит толчком к возникновению новых религий".

Разумное участие в управлении природными процессами безусловно приведет и к стабилизации, а может быть, в неблизком будущем к некоторому сокращению численности населения Земли и к ответственному подходу при определении потребностей человека, но это будет не так, как полагают социальные экологисты. "Новая мораль" социальных экологистов в лучшем случае выродится в вариант возникшего на Западе движения " downshifting" (термин в русском изложении, соответствующий "игре на понижение", "пониженству"). Участники этого движения, "downshifters"- "понижен-цы", сознательно ограничивают свои потребности, отказываются от обычных нормальных условий жизни, уходят жить на природу под лозунгами "назад к природе", "главное - духовность", "жить проще" и т.д. Движение представляет собой своеобразную разновидность эскапизма и формируется из людей, потерпевших неудачу в жизни [17].

Своеобразная карикатура на цели социальных экологистов? Вспомним слова замечательного физика Я. Френкеля. Ученый-теоретик, полагал он, создает не образ явления, а карикатуру на него, ибо последняя более точно, емко и малыми средствами описывает суть этого явления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Зеленый мир. 1996.№ 12. С. 3-5.

2. Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М. и дp. Окружающая среда между прошлым и будущим // Зеленый мир. 1994. № 23; 1995. № 8. ;

3. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и дp. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., 1997.