3. Переориентировать потребности в духовную сферу. Если в удовлетворении материальных потребностей существуют ограничения, то в удовлетворении духовных потребностей ограничений нет. Углубление и распространение духовных запросов обогащает жизнь, компенсирует чувство неполноты жизни из-за материальных ограничений.
Указанные предложения могут восприниматься как циничные, как попытка ущемить протестный потенциал бедных людей. На самом деле решение проблем бедности может осуществляться тремя способами: путем требований к властям, работодателей об увеличении зарплаты и улучшении условий существования. Но на этой дороге есть ограничения, вызванные возможностями государства или предприятия. Есть также ограничения политического характера, которые не позволяют устанавливать условия равного распределения. Вторая дорога предполагает неустанный труд, собственные усилия для достижения богатства, повышения квалификации. Но с точки зрения общих условий, экономических возможностей страны лишь относительно ограниченное количество граждан могут позволить обеспечить себе условия терпимого существования. Здесь могут изменяться люди, но общая сумма материальных средств остается неизменной. В конце концов, третья дорога — это изменение своих потребностей, формирование культуры бедности. По-видимому, следует учитывать все три пути и каждому выбирать свой.
Можно приходить в отчаяние, ощущать страдание от неудачной жизни, проклинать свою судьбу, отцов, которые не создали необходимых стартовых возможностей. А можно исходить из имеющихся условий и находить компенсаторные механизмы сохранения полноценного ощущения жизни.
Трансформация в развитых странах связывается не с макросоциальными процессами, а с микросоциальными, то есть с изменениями в религии, личности, ценностях, взглядах на жизнь. Трансформация сознания связанная с наркотиками, медитацией, измененным состоянием сознания и пр., с тем, что ведет вглубь отдельного человека.
Человек стремится выйти из границ реального, измениться, достичь личностной трансформации и тем изменить мир. Изменить мир изменяя себя — модель трансформации на Западе. В нашей стране иная модель: изменить мир, изменяя внешние условия существования. Вторая дорога ведет к усилению страданий. В этом случае мир предстает, как такой, который заставляет человека изменяться против его воли и потому это воспринимается как насилие.
Изменения психического, духовного характера могут быть проблемой небольшой части богемной молодежи столицы и больших городов. Провинция и столица отличается по характеру и глубине процессов. Это аналогично модели соотношения развитых государств Запада и нашей страны. На относительно небольшом, ограниченном пространстве столицы, как в лаборатории, происходят эксперименты с духовной трансформацией, о которой много говорят на Западе. Способами такой трансформации являются химические вещества, медитация, физические упражнения, проповедники, которые призывают к изменению сознания с именем Бога или без него. Это рациональная иррациональность. Положительное и отрицательное соединяются, поэтому нужно чуткость и внимание, чтоб отделить то ценное, что несет с собой современность.
Преодоление кризиса может означать не изменение социально-экономических условий существования, а изменение личного взгляда на жизнь.
Простота примитивных обществ и простота трансформирующегося общества различна. Поэтому представлять Украину как слаборазвитое государство можно только с очень важными оговорками. Трансформирующееся общество в состоянии использовать сложные технологии, но в силу временных обстоятельств не в состоянии их вырабатывать. Когда перед обществом появляется задача, которая оно решает упрощенным способом, то это не значит, что оно не способно к более сложным решениям. Если изменяются условия, то в обществе есть потенциал для быстрого перехода к сложным решениям.
Молодежь, будучи мало связана с предыдущей практикой, с традиционными правилами деятельности может быстрее увидеть, что правила более не пригодны и начинает подбирать иную систему правил, которая может заменить предыдущую.
В выборе способа деятельности большое значение имеют новые образцы, принятые в трансформирующемся обществе. Аргументы в пользу нового имеют не столько логический характер, сколько коллективный эмпирический. Невозможно убедить тех, кто отказывается принять новые правила деятельности. Последние требуют и новой теории. То, что ранее, в рамках бывшей теоретической модели, воспринималось, как противозаконное, как аномалия в новых условиях является нормой. Возникновение новой теории вызывается необходимостью обосновать аномалию как правомерное явление. Успешная новая теория должна лучше объяснять трансформационные процессы, чем бывшие теории. Но она не обязательно должна опровергать эти бывшие теории, а может рассматривать их как частный случай более широкой теоретической системы. Так, теория трансформации содержит в себе модернизационные концепции, частью которых является теория социализма.
Необходимость изменить значения установленных и общепринятых понятий вызвана их обесцениванием в связи с накопленными неуспехами в процессе их использования.
Общепризнанные представления в рамках вновь созданных концепций несовместимы с традициями, образованными бывшим видением мира. Поэтому так тяжело найти соглашение учеными различных формаций, поколений, партийной принадлежности. Левые и правые взаимно не слышат друг друга, идеологи московской и киевской патриархий говорят различными языками.
Людей с различными точками зрения можно представить в качестве членов различных языковых сообществ и проблемы коммуникации между ними могут быть анализируемы как проблемы перевода. Такую функцию выполняют философы, социологи, журналисты и политологи-аналитики, а также реальные деятели, которые решают социальные проблемы.
Каждая политическая позиция, как правило, удовлетворяет критериям, которые она определяет сама. Таким образом, критерий политической истины располагаются не вне, а внутри определенного политического дискурса. В политике истину искать не корректно. Истину в политике заменяют убеждения. Последние формируются в ходе политической социализации, под влиянием референтных групп.
Политическая позиция обычно не удовлетворяет тем критериям, которые определяются ее противниками. Трансформация общества сопровождается конкуренцией критериев оценки состояния социума. Тем не менее в процессе трансформации общество не должно потерять почву. Сущность все больше становится спрятанной за сетью конкурирующих критериев.
Среда, где проявляет себя политическая позиция и в меньшей степени действуют конкурирующие критерии, является повседневной жизнью и повседневное сознание. Общество не могло бы существовать, если бы жило только в соответствии с политическими критериями.
Трансформация осуществляется медленно через ряд повседневных действий, отражаемых в искусстве, в особенности в популярных жанрах. Духовный кризис, который произошел на стыке эпох, сказывается в интонационном кризисе.
Перемены, которые происходят в обществе, во многом вызваны стремлением к модернизации общества со стороны элиты: политической, культурной экономической. Об этом можно судить по содержанию предложенных реформ в разнообразных сферах жизни общества, по многочисленным публичным заявлениям, предвыборным программам. Модернизационные заявления политической и экономической элиты далеко не всегда и во всем отвечает массовым настроениям, менталитету большой части общества. Традиционалистские компоненты менталитета остаются широко распространенными. Расхождение позиции элиты и массы сказывается в разнообразных формах: явном или неявном сопротивлении, информационных барьерах. Возникают области социокультурного несоответствия элиты и значительной части общества. Например, возникает противоречие между слабостью предпосылок модернизации и запросами на результаты модернизации. Запросы формируются не внутренними возможностями их удовлетворения, как это бывает в закрытых обществах или государствах, которые опережают иные страны, а благодаря интенсивному информационному обмену между отсталыми странами и иным миром. Поэтому появляются потребности, которые необеспеченны внутренними экономическими возможностями страны. Отсюда, потребности может удовлетворять соответственно новому их уровню только элита. Существует также противоречие между централизацией и децентрализацией в экономической и политической сферах. Элита стремится к централизации, а провинция сопротивляется этому процессу, так как ограниченные ресурсы не позволяют удовлетворить запросы населения регионов. С другой стороны, как раз от центра инициируются трансформационные изменения, которым в определенной мере и в различной степени сопротивляются регионы.
Дальше можно отметить противоречие между авторитарной формой государственного строя на разнообразных его уровнях и демократическими компонентами. Как ни парадоксально, элита, прежде всего заинтересованная в авторитаризме, чаще всего и активнее выражает демократические интенции. Существует также расхождение между принятыми законами и нормами обычного права, обычными представлениями; между рационализмом и основанному на вере основанию действий и решений; между общинными ценностями и индивидуализмом.
Слабо развитые предпосылки модернизации и постмодернизации пришли в противоречие с устремлением элиты к общественно-политическим преобразованиям и ожиданиях общества от результатов модернизации и трансформации.
Поскольку в обществе решаются проблемы модернизации и постмодернизации и общественные ожидания также носят смешанный характер. Отсюда вытекают задача нейтрализовать, сводить к минимуму действие традиционных социокультурных образцов сознания и обращения и стимулировать создания условий для модернизационных изменений.
Социокультурная трансформация выстраивается как конструктивный ответ на проблемные ситуации, на социальный кризис, как определенный этап в развитии общества.