Свою отстраненность группа подчеркивает тематикой некоторых песен, демонстративно насмехающихся над критериями оценки рока со стороны чуждых социокультурных групп. Такова песня о голосе рок-певца "я признаюсь вам, что только в целях осторожности мне приходится скрывать вокальные возможности". Самоутверждение рока происходит в условиях отстаивания своих ценностей в сопоставлении с другими музыкальными жанрами. Так, в казалось бы иронической песне о том, как "на фоне симфонии, скрипки и флейт воз никло течение рок" излагается вполне серьезное содержание. Смысл песни в том, что слушать рок - огромное удовольствие и именно это является главным оправданием появления этого музыкального жанра. Рок соответствует внутренним духовным потребностям "последний аккорд и тишина, а как же теперь хорошо, ах как же теперь хорошо!". Рок вынужден бороться за свое самоутверждение, чтобы сохранить условия для удовлетворения своих потребностей. Во взаимоотношениях с остальным миром возможны две позиции: раздражительное подчеркивание взаимных несоответствий, взаимотерпение, уважение. Молодежь как социально более слабая группа, готова уважать непонятные стандарты старших, взамен на такое же к себе уважение со стороны старших. Наталкиваясь на раздражи тельное брюзжание и запрет молодежь идет на самоизоляцию, надевает на себя черную маску вынужденного лицемерия, маскарад ради защиты своих ценностей."... осторожный не значит трус, мотай на ус". В роке часто образ строится не только с помощью поэтических метафор. Этический смысл в песне передается не понятиями, а образами, метафорами, музыкальными формами. Среди формообразующих средств важным является крик. Форсируя голос музыкант форсирует свои духовные силы. Нелепо кричать о чепухе. Поэтому в роке даже шуточная песня становится многозначительной. Мы не вольно готовы придать большое значение тому, что говорится на повышенных тонах.
Надо четко себе представить, что стиль рок лишь отголосок, часть более крупного социального явления. Параллельная культура находит свое выражение в роке, но не исчерпывается им. Это и параллельный образ чувствования, восприятия действительности, это определенный способ построения своей жизни, это парадигма, способ оценки мира, себя в этом мире.
Крик в роке - это знак отношения к миру. Надо только рас шифровать этот знак. Человек может кричать от отчаяния, от страха. В крике он выражает свое ощущение предела и близкого краха. Крик - это знак опасности для других людей. Через крик изливается последняя энергия человека. Через музыку выражает певец свое крайнее состояние.
Для классификации направленности песен необходимо выбрать подходящий параметр. Одним из них может служить ответ на часто повторяющееся восклицание: "Жизнь собачья, жить невозможно". Есть несколько причин этого.
1. Необходимость от всех лицо свое скрыть под черной маской, т.е нет возможности открыто заявить миру себя, а необходимо жить зашифрованной жизнью, зашифрованно мыслить. Не стала ли маска самой сущностью, не приросла ли маска к подлинному лицу? Человек страдает от невозможности выполнить свое предназначение, быть самим собой.
2. Ощущение вакуума "Я". Человек оглядывается и ощущает себя в пустоте. Нет ни друга, ни единомышленника.
З. Постоянное ощущение ошибочности своей жизни. Усилия сформировать экологическую нишу для себя - безуспешны. А то, что уже удалось сделать вызывает стыд, чувство неполноценности, неудовлетворенность.
4. Незащищенность при наличии силы вызывает агрессию. Насилие противно естеству, оно воспринимается как вынужденное.
Необходимость непрерывно каяться в совершении насилия, ощущение собственной агрессивности вызывает страдание. Жить невоз можно, жизнь собачья.
5. Прозревая грядущий крах, узнаешь пределы своей души. Там за пределом не видно новой земли, за временем краха не видно но вой жизни. Ощущение апокалипсиса вызывает страдание. Жить невозможно!
Горе от излишней чувствительности в восприятии своего време ни. Ныне ум заключается в способности не видеть, отказаться от оценки будущего и последствий своих действий.
Теперь можно сделать некоторые выводы, позволяющие оценить признаки параллельного сознания 80-х. Новое поколение осознает, что приняв прежние социокультурные парадигмы человек обрекает себя на отчаянье. Видение мира уже не совпадает с предлагаемыми способами его оценки. Есть потребность пересмотреть подход к жизни, в этом и заключается основная причина формирования параллельного сознания. Его признаки: ироническое саморазрушение; агрессивность, сменяющаяся самооплакиванием; недоверие к прежним социокультурным стандартам; самоуважение; героический индивидуализм; неприятные слова. Культура рассуждения сменяется культу рой чувствования. Отказ от оценки будущего, предохраняющий от ощущения краха. Господство "настоящего" личной мифологии, неортодоксальной этики, "пространственность" предпочитается "временности". Чувство удовольствия не осуждается. Значимым источником наслаждения становится сознание в состоянии шока.
Таким образом, реконструкция внутренних интенций содержания и интонации ранней отечественной рок-песни позволяет утверждать наличие в ней признаков социокультурной трансформации, модификации ментальности в постмодернистский проект.
Конкретный анализ творчества молодых музыкантов показывает, что процессы трансформации, развившиеся в экономической и политической сфере в средине 90-х годов, в социокультурной сфере берут свое начало в конце 70-х - начале 80-х годов. Этот процесс имеет и позитивные и негативные черты. Обновление духовной жизни сопровождается трагическими интонациями. Такова плата за прогресс.
Таблица 3. Структура содержания молодежной песни ( в % к числу песен )
Тематика песен | ВИА 80-е годы | Рок 1983-1984 годы | Рок 1985 год |
Социально-нравственная тематика, всего, | 4 | 32 | 45 |
в том числе: | |||
а)общие проблемы жизни и смерти | - | 8 | |
б)нравственная позиция, этические ценности | 1 | 17 | |
в)этические поучения, притчи | 3 | 20 | |
2. Социально-психологическая тематика, всего | 5 | 20 | 25 |
в том числе: | |||
- проблемы общения | 1 | 4 | |
- психологические портреты, характер людей | 2 | 12 | 2 |
- выражение настроения, чувств(кроме любви) | 2 | 11 | |
- сцены из жизни молодых людей | - | 8 | 8 |
3. Социальная тематика, всего | 4 | 21 | 10 |
в том числе: | |||
- антивоенные | 1 | 15 | 5 |
- экологическая тематика | 2 | 3 | 4 |
- темы техники | 1 | 3 | 1 |
4. Тема любви, отношений с женщиной | 75 | 13 | 18 |
5. Темы музыки и танца | 5 | 12 | 6 |
6. Спорт | 2 | 2 | 2 |
7. Детская тематика | 4 | - | - |